23 сентября президент России Дмитрий Медведев подписал указ об утверждении новых членов Общественной палаты Российской Федерации. На следующий день члены Палаты, утвержденные указом президента, обратились к представителям общероссийских межрегиональных и региональных общественных объединений с предложением принять участие в формировании Общественной палаты нового состава, окончательный вариант которой будет сформирован в декабре 2009 года.
Владимир Кара-Мурза: Завершился сбор заявок на членство в Общественной палате третьего созыва. Желающих представлять гражданское общество от всероссийских организаций оказалось чуть более ста человек, 42 из них составят вторую треть Общественной палаты. Первую уже сформировал президент своим указом, третья пойдет от региональных организаций зимой. В этом году выборы в палату стали более ажиотажными, и причин тому несколько. В первую очередь, выросший в последнее время авторитет этого учреждения. Возможно, именно новому созыву достанется право законодательной инициативы. В этом случае место в Общественной палате будет ничуть не менее престижным, чем, скажем, место в Совете федерации или в Государственной думе. Перспективы работы Общественной палаты в обновленном составе мы анализируем с ее членами - литераторами Аллой Гербер и Андреем Дементьевым. Что, по-вашему, удалось наиболее важного сделать за время вашей работы в Общественной палате?
Алла Гербер: Знаете, это довольно простой вопрос, на который нет простого ответа. Потому что деятельность Общественной палаты, она не сводится только к каким-то акциям Общественной палаты, событийным акциям, событийным решениям Общественной палаты. Неслучайно вы сейчас сказали и вы правы, я в этом убедилась на собственном примере, что как-то возрос авторитет Общественной палаты. Почему это произошло? Потому что многие члены Общественной палаты лично, не ожидая никаких комиссий, никаких форумов, никаких совместных заседаний палаты, что часто бывает, что очень хорошо, они проявляют какую-то инициативу в помощь людям, в помощь каким-то событиям, связанных с человеческой судьбой. И многие члены, их называют: вот там-то и там-то в истории с Бутово вмешался адвокат Кучерена, в истории с освобождением Бахминой вмешались такие-то люди, называют членов Общественной палаты, которые подписали это письмо. В истории защиты, предположим, Дома скульптора такие-то, такие-то люди попытались что-то сделать и сделали. И много таких примеров, когда какие-то истории, далеко не частные, а человеческие, гражданские истории, они становятся предметом рассмотрения и поддержки каких-то членов Общественной палаты, которые по своей инициативе, по своему гражданскому долгу вмешиваются в эту историю. Это первое.
Второе: есть деятельность комиссии, жизнь комиссии, дела комиссии и многим из них удается принять решение, имеющее не законодательную силу, увы. Опять вы сейчас правильно сказали, что у Общественной палаты может быть законодательная инициатива. И тогда те решения, которые часто остаются на бумаге и результат обсуждения, разговор, порой очень острый, очень значительный, если попадает на страницы СМИ, то слава богу, или телевидения или радио, если нет, то остается в стенах палаты. Мы проделали, наша комиссия, у нас больное место – мигранты, гастарбайтеры, трудовая миграция, нелегальная миграция. По заказу нашей комиссии были проведены серьезные исследования по этой проблеме, по проблеме национальной ненависти, национального экстремизма и преступлений на национальной почве, тоже было проведено серьезное исследование и серьезный форум прошел. Не просто комиссия, а именно форум, который собрал дикое количество людей, в нашей самой большой аудитории просто негде было яблоку упасть. Я поняла, насколько эта проблема сегодня волнует людей.
Владимир Кара-Мурза: Как вы понимали свою миссию, идя на работу в Общественную палату?
Андрей Дементьев: Алла Ефремовна правильно говорит о том, что личное участие. Дело в том, что большинство из нас, кто состоит в Общественной палате, они занимают общественные посты или это имя писательское, медицинское, юридическое имя или какой-то занимаемый общественный пост. Алла Ефремовна возглавляет фонд «Холокост». И это очень все важно. Я, скажем, занимаюсь Российский фонд мира и другие всякие дела. Конечно, мы по этой линии делаем что-то. Самое главное – личное участие. Я, например, был очень рад, когда мы от Общественной палаты, я возглавил делегацию, поехали в Соединенные Штаты, Америки в Нью-Йорк. Там Церетели был, мы пригласили не члена Общественной палаты Юрия Полякова, писатель, главный редактор «Литературной газеты». И там у нас произошли встречи очень интересные, которые будут иметь дальнейшее продолжение. Потому что после этих наших общений фонд «Русское наследие», который возглавляет Марина Королева в Нью-Йорке, они обратились в конгресс Соединенных Штатов Америки, чтобы ярмарки книжные, впервые была ярмарка, представлены книги наши писателей, наших общественных деятелей, политических деятелей, военных деятелей в том числе, чтобы эта книжная ярмарка была ежегодной. Или, предположим, мы ездили от Общественной палаты в Испанию. Это первая была поездка делегации Общественной палаты в Испанию. По просьбе экономического и политического совета Испании устанавливать контакт между их организацией и нашей.
Что касается наших земных, отечественных, я практически на всех был пленарных заседаниях, на этих заседаниях серьезные выступают люди, и министры приходят, другие политические деятели, депутаты Государственной думы. Мы обсуждаем там вопросы очень важные. Например, я поставил проблему о том, как работодатели ведут себя по отношению к своим служащим, работникам и так далее. То есть могут выгонять просто так. Не понравилось лицо, не понравилось поведение, еще что-то, пятое, десятое, увольняют, выгоняют. У человека осталось три месяца до пенсии, все равно могут выгнать. У него трое детей или у нее двое детей, все равно могут выгнать. Мы этот вопрос обсуждали на пленарном заседании, потому что это проблема. Сейчас в период кризиса, когда людям и так тяжело живется, оказаться без работы, а у нас столько безработных и рабочих нет и закон очень несовершенный. И создали комиссию для того, чтобы эту проблему изучить, для того, чтобы выйти с предложениями в законодательное собрание.
Но пока, положим, у нас по каждому законопроекту, который присылает Государственная дума в Общественную палату, наши эксперты изучают, мы тоже подключаемся. Мы смотрим те замечания, которые вносим, и те предложения, изменения, они, конечно, изучаются, и мы направляем в Государственную думу. И мы все расписываемся, что мы за или против или воздержались. Не всегда Государственная дума это учитывает, не всегда соглашается. Поэтому момент законодательства в нашей работе имеет значение большое, очень большое.
Владимир Кара-Мурза: Член Общественной палаты Николай Сванидзе напомнил порядок ее формирования.
Николай Сванидзе: У Общественной палаты довольно сложный порядок формирования, она состоит из трех третей. Первая треть идет президентским списком, потом вторую треть выбирает первая треть из числа людей, представленных общефедеральными общественными организациями, и потом уже две трети выбирают третью треть из числа, представленных региональными общественными организациями. Вот так это все происходит. Поскольку сейчас готова только первая президентская треть, то рано говорить о новом составе Общественной палаты. Потому что многие люди, ветераны палаты, которые у всех на слуху и на виду, такие как Анатолий Кучерена, Павел Гусев и другие, они могут пойти, по моей информации пойдут от общественных организаций. Поэтому сейчас пока рано подводить итоги и говорить, что состав сильно обновился. Он, несомненно, обновится, но насколько - говорить пока что рано.
Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.
Владимир Кара-Мурза: Завершился сбор заявок на членство в Общественной палате третьего созыва. Желающих представлять гражданское общество от всероссийских организаций оказалось чуть более ста человек, 42 из них составят вторую треть Общественной палаты. Первую уже сформировал президент своим указом, третья пойдет от региональных организаций зимой. В этом году выборы в палату стали более ажиотажными, и причин тому несколько. В первую очередь, выросший в последнее время авторитет этого учреждения. Возможно, именно новому созыву достанется право законодательной инициативы. В этом случае место в Общественной палате будет ничуть не менее престижным, чем, скажем, место в Совете федерации или в Государственной думе. Перспективы работы Общественной палаты в обновленном составе мы анализируем с ее членами - литераторами Аллой Гербер и Андреем Дементьевым. Что, по-вашему, удалось наиболее важного сделать за время вашей работы в Общественной палате?
Алла Гербер: Знаете, это довольно простой вопрос, на который нет простого ответа. Потому что деятельность Общественной палаты, она не сводится только к каким-то акциям Общественной палаты, событийным акциям, событийным решениям Общественной палаты. Неслучайно вы сейчас сказали и вы правы, я в этом убедилась на собственном примере, что как-то возрос авторитет Общественной палаты. Почему это произошло? Потому что многие члены Общественной палаты лично, не ожидая никаких комиссий, никаких форумов, никаких совместных заседаний палаты, что часто бывает, что очень хорошо, они проявляют какую-то инициативу в помощь людям, в помощь каким-то событиям, связанных с человеческой судьбой. И многие члены, их называют: вот там-то и там-то в истории с Бутово вмешался адвокат Кучерена, в истории с освобождением Бахминой вмешались такие-то люди, называют членов Общественной палаты, которые подписали это письмо. В истории защиты, предположим, Дома скульптора такие-то, такие-то люди попытались что-то сделать и сделали. И много таких примеров, когда какие-то истории, далеко не частные, а человеческие, гражданские истории, они становятся предметом рассмотрения и поддержки каких-то членов Общественной палаты, которые по своей инициативе, по своему гражданскому долгу вмешиваются в эту историю. Это первое.
У нас больное место – мигранты, гастарбайтеры, трудовая миграция, нелегальная миграция
Второе: есть деятельность комиссии, жизнь комиссии, дела комиссии и многим из них удается принять решение, имеющее не законодательную силу, увы. Опять вы сейчас правильно сказали, что у Общественной палаты может быть законодательная инициатива. И тогда те решения, которые часто остаются на бумаге и результат обсуждения, разговор, порой очень острый, очень значительный, если попадает на страницы СМИ, то слава богу, или телевидения или радио, если нет, то остается в стенах палаты. Мы проделали, наша комиссия, у нас больное место – мигранты, гастарбайтеры, трудовая миграция, нелегальная миграция. По заказу нашей комиссии были проведены серьезные исследования по этой проблеме, по проблеме национальной ненависти, национального экстремизма и преступлений на национальной почве, тоже было проведено серьезное исследование и серьезный форум прошел. Не просто комиссия, а именно форум, который собрал дикое количество людей, в нашей самой большой аудитории просто негде было яблоку упасть. Я поняла, насколько эта проблема сегодня волнует людей.
Владимир Кара-Мурза: Как вы понимали свою миссию, идя на работу в Общественную палату?
Андрей Дементьев: Алла Ефремовна правильно говорит о том, что личное участие. Дело в том, что большинство из нас, кто состоит в Общественной палате, они занимают общественные посты или это имя писательское, медицинское, юридическое имя или какой-то занимаемый общественный пост. Алла Ефремовна возглавляет фонд «Холокост». И это очень все важно. Я, скажем, занимаюсь Российский фонд мира и другие всякие дела. Конечно, мы по этой линии делаем что-то. Самое главное – личное участие. Я, например, был очень рад, когда мы от Общественной палаты, я возглавил делегацию, поехали в Соединенные Штаты, Америки в Нью-Йорк. Там Церетели был, мы пригласили не члена Общественной палаты Юрия Полякова, писатель, главный редактор «Литературной газеты». И там у нас произошли встречи очень интересные, которые будут иметь дальнейшее продолжение. Потому что после этих наших общений фонд «Русское наследие», который возглавляет Марина Королева в Нью-Йорке, они обратились в конгресс Соединенных Штатов Америки, чтобы ярмарки книжные, впервые была ярмарка, представлены книги наши писателей, наших общественных деятелей, политических деятелей, военных деятелей в том числе, чтобы эта книжная ярмарка была ежегодной. Или, предположим, мы ездили от Общественной палаты в Испанию. Это первая была поездка делегации Общественной палаты в Испанию. По просьбе экономического и политического совета Испании устанавливать контакт между их организацией и нашей.
Например, я поставил проблему о том, как работодатели ведут себя по отношению к своим служащим, работникам и так далее. То есть могут выгонять просто так. Не понравилось лицо, не понравилось поведение, еще что-то, пятое, десятое, увольняют, выгоняют
Что касается наших земных, отечественных, я практически на всех был пленарных заседаниях, на этих заседаниях серьезные выступают люди, и министры приходят, другие политические деятели, депутаты Государственной думы. Мы обсуждаем там вопросы очень важные. Например, я поставил проблему о том, как работодатели ведут себя по отношению к своим служащим, работникам и так далее. То есть могут выгонять просто так. Не понравилось лицо, не понравилось поведение, еще что-то, пятое, десятое, увольняют, выгоняют. У человека осталось три месяца до пенсии, все равно могут выгнать. У него трое детей или у нее двое детей, все равно могут выгнать. Мы этот вопрос обсуждали на пленарном заседании, потому что это проблема. Сейчас в период кризиса, когда людям и так тяжело живется, оказаться без работы, а у нас столько безработных и рабочих нет и закон очень несовершенный. И создали комиссию для того, чтобы эту проблему изучить, для того, чтобы выйти с предложениями в законодательное собрание.
Но пока, положим, у нас по каждому законопроекту, который присылает Государственная дума в Общественную палату, наши эксперты изучают, мы тоже подключаемся. Мы смотрим те замечания, которые вносим, и те предложения, изменения, они, конечно, изучаются, и мы направляем в Государственную думу. И мы все расписываемся, что мы за или против или воздержались. Не всегда Государственная дума это учитывает, не всегда соглашается. Поэтому момент законодательства в нашей работе имеет значение большое, очень большое.
Владимир Кара-Мурза: Член Общественной палаты Николай Сванидзе напомнил порядок ее формирования.
Николай Сванидзе: У Общественной палаты довольно сложный порядок формирования, она состоит из трех третей. Первая треть идет президентским списком, потом вторую треть выбирает первая треть из числа людей, представленных общефедеральными общественными организациями, и потом уже две трети выбирают третью треть из числа, представленных региональными общественными организациями. Вот так это все происходит. Поскольку сейчас готова только первая президентская треть, то рано говорить о новом составе Общественной палаты. Потому что многие люди, ветераны палаты, которые у всех на слуху и на виду, такие как Анатолий Кучерена, Павел Гусев и другие, они могут пойти, по моей информации пойдут от общественных организаций. Поэтому сейчас пока рано подводить итоги и говорить, что состав сильно обновился. Он, несомненно, обновится, но насколько - говорить пока что рано.
Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.