Ссылки для упрощенного доступа

Что теперь будет с Opel


Ирина Лагунина: Американская корпорация General Motors отказалась от продажи своего европейского подразделения – Opel - канадско-российскому консорциуму компании Magna и "Сбербанка".
General Motors, как и Magna, планирует сокращение европейского персонала Opel на 20%. В Германии, на головных заводах Opel, заняты 25 тысяч человек из 55 тысяч работников компании по всей Европе. Теперь здесь ждут от General Motors нового плана возрождения немецкой автомобильной компании, а эксперты оценивают шансы ее финансовой поддержки со стороны правительства Германии. Подробнее об этом – в материале Сергея Сенинского...

Сергей Сенинский: ... Канадская компания Magna планировала сократить персонал Opel в Германии на 4,5 тысячи человек, то есть почти четверть от 25 тысяч занятых на сегодня, но при этом – сохранить производство на всех четырех заводах компании в стране.
General Motors, готовит теперь собственный план реструктуризации Opel, который, как заявляет американская сторона, в целом будет схожим с планом, предложенным канадской компанией Magna.
По словам вице-президента General Motors Джона Смита, его компания, также как и Magna, планирует сокращение персонала Opel в Европе, насчитывающего почти 55 тысяч человек, на 20%. Планы в отношении персонала Opel именно в Германии будут представлены позже.
Из Германии – руководитель исследовательского Центра автомобильной промышленности, профессор университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дудунхофер:

Фердинанд Дудунхофер: Следует исходить из того, сколько заводов Opel в Европе General Motors намерена закрыть. Это мы узнаем только тогда, когда будет представлен полный план реструктуризации.
В какой-то мере он зависит и от финансовой поддержки немецкого правительства, предоставит ли оно дополнительные кредиты?.. Теоретически, я не исключаю варианта, что General Motors не получит теперь от правительства Германии ни одного цента. При таком сценарии развития событий нельзя исключать того, что General Motors придется объявить компанию Opel банкротом, в результате чего, по меньшей мере, три завода из четырех будут закрыты...

Сергей Сенинский: Глава корпорации General Motors Фриц Хендерсон заявил в четверг, что финансовое положение Opel в последние месяцы улучшилось и компания сможет обеспечить большую часть финансирования собственной реструктуризации, для чего, по оценкам General Motors, потребуется не менее 3 миллиардов евро. За дополнительной поддержкой американская корпорация намерена обратиться к правительствам Германии, Испании, Великобритании и Польши, то есть тех стран, где расположены заводы Opel.
General Motors намерена также командировать в штаб-квартиру Opel руководителя проекта по созданию гибридного электромобиля Chevrolet Volt, который, по планам GM, должен появиться в продаже уже в конце 2010 года. Это самый престижный проект компании на сегодня...
Но сколь значимое место может занять такой автомобиль в общем модельном ряду Opel, учитывая, что стоить он будет недешево для своего класса – не менее 40 тысяч долларов?

Фердинанд Дуденхофер: Заводам Opel, безусловно, помогли бы новейшие технологии, что крайне важно для будущего рынка сбыта. Да и для имиджа самой компании, это, конечно, неплохо.
Однако, что касается перспектив такого автомобиля уже в ближайшем будущем, то они, на мой взгляд, пока не столь радужны. Во-первых, как вы правильно отметили, слишком высокая цена для автомобиля такого класса может отпугнуть потенциальных покупателей. А во-вторых, покупатели всегда поначалу осторожничают в покупках автомобилей, которые создаются на основе еще не успевших зарекомендовать себя технологий. На мой взгляд, такой автомобиль в течение ближайших лет пяти прибыльным в Европе не станет, и потому в общем модельном ряду компании Opel займет весьма скромное место...

Сергей Сенинский: В России марка автомобилей Chevrolet, принадлежащая General Motors, является сегодня лидером рынка среди всех иномарок. Тогда как Opel едва попадает в первую десятку.
Какое место в планах компании Opel, остающейся теперь в структуре General Motors, может занимать уже в ближайшее время автомобильный рынок России?

Фердинанд Дуденхофер: Имеет смысл выпускать модели Opel на базе уже существующего здесь завода General Motors. И наиболее успешным, на мой взгляд, оказалось бы такое производство совместно с компанией Magna. Кстати, это пошло бы на пользу и Горьковскому автомобильному заводу. Двери на российский рынок были широко открыты. Теперь же, когда сделка сорвалась, General Motors, думаю, придется в России нелегко.
Кроме того, предыдущий опыт работы General Motors в России – в форме совместного предприятия с АвтоВАЗом – нельзя признать особенно удачным. И, думаю, продавать автомобили Opel в России под эгидой General Motors будет непросто...

Сергей Сенинский: Из Мюнхена – директор Центра экономических исследований Хельмут Бекер, в недавнем прошлом – главный экономист автомобильной компании BMW:

Хельмут Бекер: Естественно, целесообразнее производить модели Opel в самой России. Как показывает предыдущий опыт, российский рынок весьма восприимчив как к американским, так и европейским моделям автомобилей.
Рыночная доля российских автомобильных заводов постоянно сокращалась в последние годы и теперь не превышает 25-30%, тогда как еще недавно она составляла 80-90%.
Как мне представляется, у автомобилей Opel, учитывая их качество и неплохой спрос со стороны массового покупателя, есть хорошие шансы закрепиться на российском рынке. Более того, они могли бы уже в ближайшем будущем составить серьезную конкуренцию на нем южнокорейским и японским автомобилям, доминирующим сейчас в России...

Сергей Сенинский: Еще в ходе переговоров, предшествующих несостоявшейся теперь сделке, одним препятствий в General Motors считали опасения, что партнер канадской компании Magna – российский Горьковский автомобильный завод – получит доступ к готовым технологическим разработкам GM (в частности, по двигателям). И он, якобы, сможет использовать их в конкурентной борьбе на российском же рынке с автомобилями, которые выпускает, в том числе, и уже открывшийся под Санкт-Петербургом завод General Motors.
На ваш взгляд, сколь вообще вероятна такая ситуация?

Хельмут Бекер: Я полагаю, что в этих разговорах было больше политики... После проведенной весной и летом этого года реструктуризации компания General Motors фактически стала государственной – на 61%. Естественно, американское правительство, как и правительство любой другой страны в подобной ситуации, не спешит оказывать поддержку собственно российским автозаводам, которые в итоге могут стать конкурентами самой General Motors.
Но, если рассматривать все эти опасения с чисто экономической стороны, особой угрозы здесь нет. Ведь оборудование Горьковского автомобильного завода настолько устарело и находится в таком плачевном состоянии, что внедрить там эти новые технологии довольно трудно. А на переоснащение ГАЗа потребуется немало времени, поэтому какой-то непосредственной угрозы General Motors на российском рынке - в этом плане - я не усматриваю...

Сергей Сенинский: Фердинанд Дуденхофер, университет Дуйсбург-Эссен:

Фердинанд Дуденхофер: Такой угрозы, как мне представляется, никогда не существовало. Ведь речь идет о довольно стандартных и общедоступных автомобильных технологиях, используемых многими компаниями. Все эти интерпретации, на мой взгляд, - ничто иное как некие политические игры. Думаю, здесь определенную роль сыграли и позиция бывшего министра экономики Германии, и претензии антимонопольного ведомства Европейского союза.
Конечно, теперь расторжение сделки делает эти претензии излишними. Однако в том, что в некоторых менее индустриально развитых регионах Европы, где расположены заводы Opel, риски для местной экономики теперь значительно возросли, есть, на мой взгляд, и вина комиссии Евросоюза...

Сергей Сенинский: Антимонопольное ведомство Европейского союза планировало в конце ноября представить свой вердикт, насколько правомочна сделка по продаже Opel канадско-российскому консорциуму с точки зрения европейского антимонопольного законодательства. Теперь же необходимость в таком решении отпадает... Хельмут Бекер, директор Центра экономических исследований, Мюнхен:

Хельмут Бекер: По сути, претензии антимонопольной комиссии Европейского союза вполне справедливы. Задача этой комиссии - следить за тем, чтобы ни одно европейское правительство не оказывало бы поддержку какому-то одному национальному предприятию в ущерб интересам других. Здесь должен править принцип равноправия конкурентов.
Когда помощь оказывается целенаправленно какому-то одному предприятию, просто чтобы удержать его на плаву, в этом и проявляется несправедливость по отношению к другим. Прямая финансовая поддержка компании Opel со стороны правительства Германии как раз и оказалась спорным вмешательством.
Понятно, что она вообще стала возможной лишь с молчаливого согласия других немецких автомобильных компаний. Тем не менее, налицо была явная и целенаправленная поддержка Opel правительством Германии. Вот почему, на мой взгляд, Брюссель в долгосрочной перспективе вряд ли однозначно одобрил бы эту сделку...

Сергей Сенинский: Еще в мае этого года правительство Германии предоставило компании Opel кредит на 1,5 миллиарда евро, чтобы предотвратить ее неминуемое банкротство. В это же время General Motors проходила процедуру собственной реструктуризации – после того как арбитражный суд в США предоставил компании временную защиту от кредиторов.
Тогда же правительство Германии и General Motors создали специальный фонд при равном в нем участии (50:50), в который были переданы 65% акций Opel для временного управления ими – пока не определится новый владелец компании. С тех пор и реструктуризация американской корпорации завершилась, и стало ясно, что Opel останется в ее составе.
На сегодня General Motors вернула правительству Германии почти треть майского кредита в 1,5 миллиарда евро. По словам вице-президента американской компании Джона Смита, когда кредит будет возвращен полностью (по планам – до конца ноября), созданный правительством Германии и General Motors фонд для управления 65% акций Opel утратит свои полномочия...

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG