Ссылки для упрощенного доступа

Суд над пособниками террористов в Испании


Ирина Лагунина: В Испании завершился судебный процесс над группой выходцев из арабских стран, обвиненных в пособничестве террористам, устроившим взрывы в мадридских электричках 11 марта 2004 года. Тогда жертвой теракта стал 191 житель испанской столицы. Около двух тысяч получили ранения различной степени тяжести. В соответствии с испанским судопроизводством, в ближайшие недели подсудимым будет вынесен приговор. Рассказывает корреспондент РС в Испании Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Главное обвинение, выдвинутое против семи подсудимых - «членство в вооруженной террористической организации». Хотя никто из них непосредственного участия в терактах не принимал, прокуратура считает, что эти лица являлись полноправными членами банды, перед которыми ставилась задача «обеспечить ее тылы». Именно благодаря их действиям, некоторым террористам, заложившим бомбы в электричках, удалось на первых порах безнаказанно уйти от полицейского преследования. Сообщники предоставили им жилье, продукты и одежду, фальшивые документы, деньги, авиабилеты. Комиссар испанской полиции Энрике Гомес:

Энрике Гомес: Структура преступной организации нами выяснена. Она состояла из непосредственных исполнителей теракта, в основном марокканцев, из нескольких «групп поддержки», которые снабдили террористов взрывчаткой и обеспечили побег некоторых из них, а также из идеологов преступления, лиц, близких к руководству «Аль-Каиды».

Виктор Черецкий: Основной процесс по делу о взрывах 11 марта состоялся два года назад. Из экстремистов, лично участвовавших в теракте, тогда предстали перед судом и получили по 30 лет тюрьмы лишь двое - марокканцы Джамал Зугам и Отман эль-Гнауи, а также главный пособник террористов, снабдивший их взрывчаткой, испанец Эмилио Суарес Трасоррас. Четверо из 28 обвиняемых были оправданы. Еще с двоих подсудимых – марокканцев Хассана эль-Хаски и Юзефа Белхаджа - судья снял обвинение в «руководстве терактом» и осудил их лишь за членство в террористической организации. А марокканцу Рафе Зухьеру дали срок за посредничество в продаже динамита. Большинство обвиняемых получили от 3 до 12 лет тюрьмы именно за пособничество в осуществлении теракта.
Семеро террористов, которых следствие и суд посчитали основными организаторами и исполнителями взрывов, покончили с собой в начале апреля 2004 года. Они взорвали «пояса шахидов», когда были окружены полицейским спецназом на конспиративной квартире в мадридском пригороде Леганес. Считается, что среди погибших находился и главарь организации – Сархан Бен Абдельмажид по кличке «тунисец». По свидетельству полиции события развивались следующим образом. Офицер ХЕО, испанского спецназа, Франсиско Гарсия:

Франсиско Гарсия: Сотрудники проникли в подъезд дома, в одной из квартир которого находились террористы. Позвонили в дверь. Им ответил мужчина, говоривший на испанском с арабским акцентом. Бойцы заняли позиции и потребовали от членов банды сдаться, на что те ответили отказом, бранью и через некоторое время взорвали пояса шахидов.

Виктор Черецкий: Ну а шестерым террористам удалось тогда уйти с помощью лиц, дело которых только что рассмотрел суд. Пособники главных участников теракта являются жителями поселка Санта-Колома-де-Граманет, под Барселоной. Именно туда, по заранее разработанному плану, бежали уцелевшие террористы. Затем им удалось тайно выехать за границу. Как считает полиция, деньги, на которые был организован теракт, а затем и побег преступников, поступали от наркоторговли. Комиссар Энрике Гомес:

Энрике Гомес: Теракт - все, что было связано с его подготовкой, проведением и побегом его участников, финансировался за счет продажи наркотиков.

Виктор Черецкий: Из семи только что подвергнутых суду сообщников террористов двое находятся в бегах. Что касается лиц, которым они помогли, то двое из шестерых, как считают испанские спецслужбы, погибли в Ираке, куда направились для участия в террористических действиях против международных сил. Двое других были пойманы марокканскими силовиками и находятся за решеткой, а еще два человека пока скрываются. Похоже, что удалось уйти от ответа и идейным вдохновителям теракта. Хотя точной информации об этом нет. Вот мнение на этот счет мадридского эксперта по вопросам международного терроризма Маркоса Гарсия Рея:

М.Гарсия Рей: Я полагаю, что двум идеологам терактов 11 марта удалось уйти от ответа за злодеяние. Речь идет, в первую очередь, о марокканце Амере Азизи, который занимает высокий пост в структуре «Аль-Каиды» - считается ее эмиссаром в Западной Европе. Я имею в виду и гражданина Испании сирийского происхождения Мустафу Сетмариана. В свое время он был одним из основателей отделения «Аль-Каиды» в Испании. После терактов 11 марта он скрывался в Пакистане. Это один из основных вдохновителей терактов в мадридских электричках.

Виктор Черецкий: В свое время в идейном руководстве терактом подозревался еще один человек – гражданин Египта Рабей Осман Эль-Сайед. Его даже арестовали в Италии и привезли в Мадрид для суда. Однако суд оправдал египтянина, не найдя против него никаких улик.
Впрочем, идейным вдохновителем, как полагают другие специалисты, мог быть и сам Бин Ладен, призвавший в свое время к терактам на территории Испании. Предлогом для подобного призыва якобы послужило участие Испании в международных силах в Ираке и Афганистане, хотя на самом деле у сторонников всемирного джихада всегда были в отношении Иберийского полуострова особые планы. Говорит генеральный прокурор Испании Кандидо Конде Пумпидо:

К. Конде Пумпидо: Безусловно, внешняя политика Испании поставила ее в глазах международных террористов в один ряд с другими «врагами» – Соединенными Штатами и их западными союзниками. Отсюда и желание отомстить нашей стране - превратить ее в объект для нападения.

Виктор Черецкий: Предположение о том, что теракты были совершены в отместку за участие Испании в международных силах, испанские левые использовали в политической борьбе. Дескать, правые, находившиеся до 2004 года у власти, вовлекли страну в «несправедливые», на взгляд левых, конфликты и получили ответный удар. Однако утверждение о том, что теракты явились местью за участие в международных антитеррористических операциях, опровергли сами джихадисты. Призыв Бин Ладена начать «священную войну» против Испании через некоторое время повторил «номер два» в международной террористической группировке - египтянин Айман Аз-Завахири. Но он уже не вспоминал ни об Ираке, ни об Афганистане, и утверждал, что Испания должна исчезнуть как таковая в силу исторических причин, как территория, завоеванная в 8 веке арабами, а потом «несправедливо» отвоеванная у захватчиков испанцами. Теперь эта страна вновь должна стать частью халифата, а ее население – частично истреблено, а частично обращено в ислам. Кстати, этот тезис стал повторяться все чаще. Испанию экстремисты называют «Аль-Андалуз», также как ее называли арабы в Средние века. Шейх Али Аль-Факр:

Али Аль-Факр: Мы заявляем, что все пространство от Палестины – от реки Иордан и Средиземного моря до Испании, Аль-Андалуза – это земля ислама. Она должна быть возвращена нам, поскольку речь идет о территории, оккупированной нашими врагами, подлежащими истреблению - иудеями и христианами.

Виктор Черецкий: Между тем, похоже, что следствию и суду не удалось выявить не только идейного вдохновителя, но и военного специалиста. Во всяком случае, никто из известных полиции участников теракта не имел специальной подготовки в области подрывного дела. Речь, в основном, шла о людях малограмотных – лавочниках, мелких уголовниках и уличных торговцах наркотиками. Впрочем, как считает аналитик в области международного терроризма Маркос Гарсия Рей, члены банды могли научиться взрывному делу самостоятельно по Интернету.

М. Гарсия Рей: Глобальная борьба «Аль-Каиды» не зависит теперь от джихадистов, подготовленных в лагерях в Афганистане или Индонезии, как это было раньше. Теперь террористы штудируют Интернет, где на страницах «Аль-Каиды» находят инструкции по изготовлению бомб. Таким образом, Интернет превратился в виртуальный лагерь для подготовки террористов.

Виктор Черецкий: И все же версия о террористах-самоучках, черпающих знания в Интернете, внушает доверие далеко не всем. Многие не верят, что столь зловещий и крупномасштабный теракт с применением самой современной технологии – взрывчатка была приведена в действие с помощью мобильных телефонов - могли задумать и осуществить не профессионалы, а любители. Так что не удивительно, что взрывы до сих пор вызывают много вопросов. Они же порождают различные слухи. К примеру, много разговоров все эти годы велось, даже в серьезной прессе, о некой причастности к терактам спецслужб Марокко или баскской террористической группировки ЭТА. И это несмотря на то, что суд категорически отверг подобные версии. Судья Хавьер Гомес Бермудес:

Х.Гомес Бермудес: Суд не обнаружил никаких связей баскской сепаратистской группировки ЭТА или спецслужб иностранных государств с исламской боевой группой и не имеет никаких оснований утверждать о возможном участии баскских террористов и иностранных агентов в преступлении в мадридских электричках.

Виктор Черецкий: Заявление судьи не положило конец слухам и разного рода теориям. Непрекращающиеся спекуляции вокруг терактов, попытки использовать трагедию в политической игре, вызывают раздражение у Ассоциации жертв терроризма. Ее председатель Пилар Манхон:

Пилар Манхон: Мне представляется, что нам не повезло вдвойне. Мало того, что мы потеряли близких в теракте, нас к тому же без конца будоражат все новыми и новыми теориями в отношении случившегося. Нашу жизнь буквально превратили в ад. То нас уверяют, что всему виной баскские террористы из группировки ЭТА, то требуют эксгумировать тела наших родных, чтобы вновь – в сотый раз –определить, какой взрывчаткой они были убиты: не той ли, что пользуются баски. Как нам надоели все эти теории заговоров! Сколько боли они нам причиняют!

Виктор Черецкий: И неясности, и слухи, по мнению специалистов, объясняются тем, что к противодействию подобному теракту и к его расследованию испанские силовики оказались неготовыми. Об этом, в частности, говорит известный испанский судебный следователь Бальтасар Гарсон:

Бальтасар Гарсон: Я думаю, что мы не были готовы к теракту подобного масштаба. Нам было известно, что исламские радикалы имели на территории Испании нечто вроде тыловой базы – укрывали здесь своих сообщников, преследуемых в других странах, собирали средства, вербовали добровольцев для джихада. Но до этого они никогда не переходили к активным действиям, то есть не организовывали теракты. Правда, кое-какие данные о возможных силовых акциях мы имели, однако, спецслужбы не смогли в них разобраться и определить степень их опасности.

Виктор Черецкий: Любопытно, что в попытках продемонстрировать общественности обратное, то есть свою эффективность и свои оперативные способности, полиция в ходе расследования теракта даже прибегла к подлогам. Некоторые из них вскрылись на процессе 2007 года. О других до сих пор продолжает писать пресса. Все последние годы занимается частным расследованием «темных мест» в деле о терактах мадридский журналист Луис дель Пино. Он, к примеру, привлек внимание общественности к истории с ворованным у пенсионера-испанца фургоном, который якобы использовали террористы и который был обнаружен полицией у одной из пригородных железнодорожных платформ с целым ворохом вещественных доказательств, включая аудиокассету с цитатами из Корана. Луис дель Пино:

Луис дель Пино: Полицейские, которые обнаружили фургон, и водитель грузовика-эвакуатора, который доставил его в полицейский комиссариат, не видели в машине никаких предметов, никаких вещественных доказательств, тем более, никакой одежды или магнитофонных кассет. Все эти «вещдоки» появились впоследствии, когда фургон доставили в комиссариат. Там же обнаружились и остатки динамита, который якобы перевозился в этой машине.

Виктор Черецкий: Между тем, чтобы ни писала пресса и ни говорили официальные представители, история вокруг самого кровавого теракта в Западной Европе, судя по всему, еще долго будет будоражить умы испанской общественности, отчасти, из-за полицейских игр и невыясненных подробностей дела.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG