Ссылки для упрощенного доступа

Каким встретит свое 100-летие саратовский университет


Ольга Бакуткина: "Ректориада. Хроника административного произвола 2003-2008". Так называется книга, вышедшая в саратовском издательстве "Наука" тиражом в 450 экземпляров. Составители - Алексей Колобродов и Дмитрий Фельдман - рекомендовали это издание Федеральному агентству по образованию в качестве учебного пособия по истреблению академических свобод и университетских традиций. Сборник, который уже стал библиографической редкостью, представляет собой дайджест статей о Саратовском государственном университете, опубликованных в российских и зарубежных СМИ, на страницах интеренет-сайтов. Перед читателем разворачивается панорама событий новейшей истории Саратовского государственного университета имени Чернышевского в первый срок деятельности ректора Леонида Коссовича. "Разгром факультета гуманитарных и социальных наук, кадровые зачистки, перипетии, противостояния истфака и ректората, разгром истфак, расправы с заведующими кафедрами, профессорами, уничтожение прав и свобод работников, превращение ученого совета в орган славословия ректора и раболепного исполнения всех его приказов". Так пишут авторы в предисловии к книге. Впрочем, один из составителей сборника Алексей Колобродов считает, что в издании соблюдены демократические принципы. В нем есть статьи сторонников ректората, их портреты и интервью, в том числе интервью ректора Леонида Коссовича. Рассказывает Алексей Колобродов.

Алексей Колобродов: Волна интереса к проблемам высшей школы не только у меня возникла где-то по времени одинаково со многими ведущими журналистами региона. Пресса следила с неослабевающим вниманием за происходящим в университете, тем более что администрация СГУ нам подбрасывала поводы как будто, чтобы стимулировать нашу дальнейшую активность. Какие-то смешные новации стали появляться - вроде открытия филиалов гуманитарных факультетов на Кипре, вплоть до уже революционных событий с атакой на истфак, отъемом специальности у истфака и с дальнейшим произволом в отношении университетских традиций, академических свобод. Это все продолжалось, наверное, с рубежа 2003-2004 года и продолжается по сей день.

Ольга Бакуткина: Начиная с весны 2006 года, дважды был уволен с выборной должности декана исторического факультета профессор Велихан Мирзеханов. Дважды суд признавал увольнение незаконным. В итоге истфак был реорганизован в Институт истории и международных отношений, руководитель которого не избирается, а назначается ректором. Говорит профессор кафедры истории средних веков Нина Девитайкина:

Нина Девитайкина: Нас лишили права самим решать свою профессиональную, научную и творческую судьбу, что делают все университеты с самого момента своего возникновения. Потому что университет - это такая структура, где от главы кафедры, от главы факультета зависит практически движение вперед.

Ольга Бакуткина: На защиту своего права – избирать руководителя – встали сотрудники исторического факультета, в том числе, профессор кафедры истории российской цивилизации Дмитрий Михель.

Дмитрий Михель: Университеты прошли определенный период не только академических свобод, но и политических свобод в 90-е годы. Выросло целое поколение людей, которое хотя бы представляет - какими должны быть университеты XXI века. Более того, у нас так прекрасно выглядел собственный факультет. Он один из лучших в России считался по всей рейтингам. И вот этот прекрасно устроенный факультет сейчас уничтожен. Одно это уже вызывает и возмущение, и желание спасти ситуацию. Потому что мы знаем, по большому счету, что работаем не только для себя, но и для товарища, который находится, может быть, в еще более худших условиях в других городах, для тех, кто придет после нас сюда и может, увы, здесь ничего не найти.

Ольга Бакуткина: Работать Дмитрию Михелю не пришлось. Он был уволен при сокращении штатов. Причем, в университете, включающем 16 факультетов и институтов, были уволены 93 сотрудника, 21 из них с исторического факультета. Большая часть попавших под сокращение, входили в группу из 43 ученых, которые обратились в Верховный суд с иском против реорганизации истфака. Почему под административный удар попал именно исторический факультет? Рассуждает его бывший декан профессор Велихан Мирзеханов.

Велихан Мирзеханов: Это наука, которая формирует политическое сознание, массовое сознание населения. Всегда власти предпринимали попытки, чтобы определенным образом историческое знание помогало в нужном направлении регулировать это массовое сознание. Но все подобного рода попытки не совместимы с профессиональной историей. И попытка приспособить историческую память, историю под нужды текущего дня – все это потом очень плохо заканчивается и для истории, и в принципе для массового сознания тоже.

Ольга Бакуткина: Составитель сборника "Ректориада. Хроника административного произвола 2003-2008" Алексей Колобродов считает, что ситуация в ведущем саратовском вузе является не исключением, а скорее правилом для высшей школы нашего времени.

Алексей Колобродов: Правило, на самом деле, в партийных назначенцах, в использовании университетов как способов либо отмывания, либо зарабатывания, либо по пилке бюджетных денег. Клерикализация, когда не просто религия стучится и по-хозяйски заходит в двери других храмов науки, но какой-то одно конфессии отдается предпочтение, и мы даже знаем какой – коррупция. Полная заброшенность академической науки, и исход лучших мозгов характерен и для Санкт-петербургского университета, и даже Московского университета, не говоря о некогда ведущих провинциальных вузах.

Ольга Бакуткина: В этом году исполняется 100 лет со дня основания Саратовского государственного университета. Книга "Ректориада. Хроника административного произвола" – документальное свидетельство, часть вековой истории вуза, не самая лучшая ее часть.
XS
SM
MD
LG