Ссылки для упрощенного доступа

Особая черта российских кредитов: дешевеют не для всех


Ирина Лагунина: Центральный банк России только что в очередной раз снизил главную свою ставку по кредитам – ниже она в новейшей истории России еще не была.
Начиная с апреля, ставка снижается уже в девятый раз подряд, однако для большинства компаний в России или частных лиц банковские кредиты доступнее не стали. Банки, даже располагая деньгами, считают, что риск по-прежнему слишком велик, поэтому и запрашивают высокие проценты.
Подробнее об этом – в материале Сергея Сенинского...

Сергей Сенинский: ... Ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком, отражает, по сути, текущую стоимость займов у Банка России. То есть коммерческие банки, если у них вдруг возникнет необходимость, могут взять в Центральном банке кредит именно под такой процент.
Все последние годы, до нынешнего кризиса, роль ставки рефинансирования ЦБ была в России весьма скромной. В стране и так хватало денег – как нефтедолларов, так зарубежных инвестиций. И у российских банков не было нужды обращаться к Центральному банку. Из Москвы – аналитик инвестиционной компании Unicredit Securities Рустам Боташев:

Рустам Боташев: Центральный банк в России и в любой стране – это последний источник денег. То есть по идее, банки обращаются к Центральному банку в самом крайнем случае. В нормальной ситуации банки должны привлекать деньги либо в виде депозитов, либо в виде субординированных кредитов или выпуске долговых обязательств. То, что раньше роль ставки рефинансирования была скромная, то, что банки не занимали у ЦБ – это абсолютно нормальная ситуация.

Сергей Сенинский: Однако на фоне разразившегося кризиса, когда закрылись зарубежные кредитные рынки, Центральный банк в какой-то момент стал единственным, по сути, источником новых кредитов для российских банков. И, естественно, роль ставки рефинансирования резко возросла...
Однако теперь некоторые эксперты заговорили о том, что, по мере восстановления как зарубежных источников финансирования, так и рынка межбанковского кредитования в самой России, значимость ставки рефинансирования Банка России вновь будет снижаться. Ведь доля его кредитов в капиталах коммерческих банков сократится... Главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова:

Наталья Орлова: Я с этим прогнозом скорее согласна. Я действительно думаю, что Центральный банк, когда говорил в предыдущие месяцы, что возрастает роль ставки рефинансирования, конечно, подозревал, что пока их доля в банковских пассивах значима, то эта ставка действительно будет воздействовать на стоимость фондирования. Тем не менее, нужно понимать, что все-таки в развитых странах, хотя там Центральные банки не финансируют напрямую банки в значительных объемах, но там процентные ставки Центральных банков всегда играют важную роль. Но здесь вопрос заключается в том, что Россия все-таки страна – экспортер нефти, и конечно, валютный рынок и курс рубля остается важным индикатором, чем процентные ставки. Потому что фактически мы говорим, что в России финансовый сектор больше ориентируется на объем предложения денег, то есть на объем капитала, который действительно приходит из-за рубежа, будь то нефтяные доходы или будь то приток внешнего капитала. Вот этот приток, он больше значит для внутреннего рынка, чем собственно та стоимость денег, которую устанавливает Центральный банк.

Сергей Сенинский: Первый заместитель председателя Центрального банка России Алексей Улюкаев, выступая в среду на конференции в Москве, пояснил, каким ему представляется "нормальный" уровень ставки рефинансирования в России по сравнению со ставками центральных банков западных стран...

Алексей Улюкаев: Я считаю, что примерно 200 базисных пунктов – это рациональная граница разницы процентных ставок. Она будет колебаться в зависимости от того, в какой фазе делового цикла находится экономика России и экономика ее глобальных партнеров. Но базово можно принять на таком уровне.

Сергей Сенинский: 200 базисных пунктов – это 2 полных процентных пункта... То есть, если ставка Европейского центрального банка для 16 стран евро-зоны сегодня – 1% годовых, то в России должно быть 3%...

Алексей Улюкаев: Она должна быть немножко больше, потому что доходность бизнеса в растущих экономиках выше, чем доходность бизнеса в развитых экономиках. Поэтому в среднем небольшой дифференциал процентных ставок должен остаться. Но он не должен стимулировать carry trade, не должен этого делать. У нас есть хорошие шансы в период двух лет на этот уровень выйти, имея в виду, что обе страны будут к этому двигаться. Российская экономика будет свои ставки снижать, и регулятор российский будет снижать ставки. А глобальные регуляторы все-таки, видимо, в перспективе нескольких ближайших месяцев начнут повышение ставок. Это означает серьезную демотивацию carry trade.

Сергей Сенинский: Carry trade, о которой говорит заместитель председателя Банка России, подразумевает, что международные инвесторы используют разницу в процентных ставках в разных странах, или спрэд, выражаясь языком профессиональным, в своих интересах. Аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Денис Мухин:

Денис Мухин: Желание ЦБ сузить этот спрэд, оно вполне понятно. Поскольку в последнее время мы наблюдаем тенденцию к укреплению российской валюты, что связано собственно со значительным притоком иностранных инвестиций из тех регионов, где ставки находятся на низком уровне в те регионы, где ставки высоки. Соответственно инвесторы заинтересованы в том, чтобы занимать деньги по низким ставкам и размещать их в различные финансовые инструменты или, возможно, в кредиты в регионах, где ставки высокие. Соответственно для того, чтобы этот процесс приостановить, необходимо сузить этот спрэд. Достаточно ли будет 2% - говорить сложно, возможно и при 3% этот процесс приостановится. Но тем не менее, задача ЦБ, как нам кажется, первая задача – это сократить приток капитала, чтобы снизить напор для курса рубля, то есть прекратить процесс укрепления рубля, который мы наблюдаем в последнее время.

Сергей Сенинский: С мая прошлого года и до апреля нынешнего Центральный банк России шесть раз повышал ставку рефинансирования. К концу апреля она составила 13% годовых. С тех пор она, наоборот, снижается, на этой неделе – уже в девятый раз, и теперь составляет 9%, то есть на 4 процентных пункта или на треть с лишним меньше, чем весной.
Однако такое снижение отнюдь не привело ни к соответствующему снижению процентных ставок российских коммерческих банков по кредитам, ни к заметному росту общих объемов кредитования в стране... Рустам Боташев, инвестиционная компания Unicredit Securities:

Рустам Боташев: Снижение ставки плюс еще некое давление со стороны правительства привело к снижению процентных ставок по кредитам и в том числе по депозитам. В принципе не на 4 процентных пункта, но, я думаю, где-то на 2-2,5 уже привело и дальше будет идти снижение. Потому что в принципе стоимость кредитных денег для предприятий, для физических лиц это две вещи – риск и сама стоимость денег. Стоимость денег понижается, Центральный банк понижает ставку, а риски понижаются, к сожалению, не так быстро. Поэтому понижение кредитных ставок для коммерческих предприятий не равно понижению кредитных ставок от Центрального банка. Это первое. А второе, к сожалению, на росте кредитования это не отразилось, опять же, я думаю, потому что до сих пор достаточно большие кредитные риски, которые у нас в стране присутствуют. И поэтому в принципе банки готовы кредитовать только очень качественных заемщиков в настоящий момент.

Сергей Сенинский: Ставка рефинансирования Центрального банка России, ставки на российском рынке межбанковского кредитования и реальные ставки по кредитам в стране... Как и насколько они взаимосвязаны и влияют друг на друга? Главный экономист "Альфа-Банка" Наталья Орлова:

Наталья Орлова: Конечно, ставка рефинансирования, если мы обратимся к экономическому смыслу в России, то это ставка, которую Центральный банк старается вести по тренду инфляции. Сейчас инфляция сильно замедляется, поэтому снижается ставка рефинансирования. Конечно, есть при этом корреляция, например, с процентными ставками межбанковского рынка. Что касается ставок по кредитованию, там, конечно, есть существенная премия за риск, которая заложена. А если, строго говоря, мы говорим про реальные процентные ставки, то это вообще индикатор, который отражает разницу между состоянием финансовых рынков, то насколько важна эта премия за риск, насколько она значима, и трендом инфляции. Поэтому, конечно, все эти ставки в какой-то степени увязаны.
Но вопрос значимости ставки рефинансирования – это вопрос того, может ли Центральный банк, меняя ставку рефинансирования, влиять на все другие ставки. Потому что на данный момент в условиях России мы говорим про корреляцию ставок, мы скорее говорим о том, что Центральный банк следует за замедлением инфляции и, соответственно, он следует за снижением процентных ставок на рынке, которое определяется ростом предложения денег. Но в российских условиях ставка рефинансирования Центрального банка не диктует тренд других процентных ставок. Вот в этом разница между Россией и развитыми странами.

Сергей Сенинский: Премия за риск – это, по сути, часть общей процентной ставки, по которой банк будет готов предоставить кредит тому или иному заемщику – компании или частному лицу.
И в целом можно говорить о том, что главная проблема – не столько отсутствие денег у банков (они-то у них как раз есть), сколько дефицит "качественных" заемщиков, которым банки могли бы относительно спокойно эти деньги предоставить. А эта проблема – в любой стране сегодня - просто снижением ставки рефинансирования, увы, не решается... Денис Мухин, компания "Брокеркредитсервис":

Денис Мухин: Если немножко перефразировать, то можно сказать, что уровень риска сегментов, например, если корпоративное кредитование брать, среднего и малого бизнеса, он очень остается высоким. И поэтому заметных процессов по кредитованию в этих сегментах пока не видно. Тем не менее, пока хотя бы следует порадоваться тому, что банки осуществляют финансирование крупных компаний путем выкупа их облигаций. Поэтому, наверное, это больше дело времени. И по мере того, как экономическая ситуация будет улучшаться, средства пойдут путем выдачи кредитов в сегмент среднего бизнеса и в сегмент малого бизнеса. Ставка рефинансирования в данном случае, снижение, я имею в виду, ставки рефинансирования поможет снизить общий уровень ставок по кредитным продукциям, что, собственно, тенденцию в последнее время мы наблюдаем, как средняя ставка по кредитам корпоративному сегменту, нефинансовым компаниям, она снижается наравне со ставкой рефинансирования. То есть эти два тренда сейчас совпадают в последние месяцы.

Сергей Сенинский: Последние месяцы – это с апреля, когда Банк России начал снижать свою ставку после почти годичного ее повышения. Но как изменились за это же время средние ставки по кредитам коммерческих банков компаниям и предприятиям нефинансового сектора?

Денис Мухин: Наблюдается тенденция по снижению средней ставки по кредитам, наверное, с начала 2009 года, на текущий момент она составляет 15%, чуть ниже 15%. К примеру, в начале года был пик, и средняя ставка составляла порядка 17%, согласно той статистике, которую публикует ЦБ. Поэтому вот эта тенденция к снижению средних ставок по кредитам началась тогда же, когда пошел процесс снижения ставки рефинансирования.

Сергей Сенинский: Действующая ныне базовая процентная ставка в Соединенных Штатах – в диапазоне от нуля до 0,25% годовых. Для 16 стран евро-зоны – 1%, а в Японии – 0,1%. В России с 25 ноября она составляет 9% годовых – при инфляции с начала года 8,4%...
XS
SM
MD
LG