Ссылки для упрощенного доступа

"39 ступеней", или Семейный театр Хичкока


Сцена из спектакля "39 ступеней"
Сцена из спектакля "39 ступеней"
Впервые на памяти московской публики драматический театр перенес на свою сцену иностранный спектакль. В репертуаре Театра имени Станиславского появились "39 ступеней". Роман Джона Бакана, написанный в 1915 году, в 1935-м экранизировал Альфред Хичкок. В 2005 году сценарий адаптировал для сцены английский актер и драматург Патрик Барлоу, права на постановку приобрели 15 стран. Продюсер Дмитрий Фикс привез в Москву английскую постановочную группу: самого Патрика Барлоу, режиссера Дэвида Ньюмена, художника Питера Макинтоша.

Перенос мюзикла, оперы или балета - вещь для музыкального театра заурядная. Увидел руководитель театра что-то интересное за рубежом, договорился с продюсером - и пригласил постановочную группу, чтобы воспроизвести то же самое зрелище на родимых подмостках; с участием, конечно, российских танцоров и певцов. Но в драматическом театре такая практика отсутствует. Тем не менее, Александр Галибин включил в репертуар вверенного ему театра спектакль "39 ступеней", поставленный в точном соответствии с тем, как он сделан в Нью-Йорке или Лондоне.

Содержание спектакля-близнеца рассказывать - грех. Кто не видел фильма Хичкока, пусть пребывает в неведении, поскольку "39 ступеней" - детектив. В театре жанр изменен: это комический детектив, весьма остроумная и культурная стилизация фильмов 30-х годов. Пусть не черно-белое, но монохромное цветовое решение, соответствующие интерьеры, костюмы, манеры, мизансцены. Более того, актеры Всеволод Болдин и Анна Якунина, причесаны и загримированы под исполнителей ролей в фильме – Роберта Доната и Мэдлин Кэррол.
В инсценировке - около ста персонажей, а играют их четыре актера

Голос, комментирующий происходящее, доносится из динамиков и напоминает закадровый текст. Театральными средствами воспроизведена условность старых фильмов. Там, например, люди едут в авто; но прекрасно видно, что машина - стоит, а "едут " декорации. В кино эффект достигается монтажом, в театре – совсем простым способом: вывозят на сцену дверь на колесиках, герой постучал, ему открыли, дверь повернули обратной стороной – значит, он вошел в дом. Или захотелось герою выпрыгнуть в окно, взял он деревянную раму-окно в руки, повернул – стало быть, вылез из окна на волю. Мы давно привыкли к приему "театр в театре", а вот кино в театре – гость нечастый. Робер Ле Паж недавно показал на театральной сцене, как снимают кино; но там снимали фильм современный, со спецэффектами, а здесь - старинный, наивный и простодушный.

В инсценировке - около ста персонажей, а играют их четыре актера: Болдин, Якунина, Макс Шахет и Александр Горшков (команда сборная, все - из разных театров). Обличье актеры меняют, не таясь: натянули поверх пижамы пальто, надели вместо ночного колпака шляпу, поменяли интонацию и пластику, – и вот уже перед нами не сонный хозяин гостиницы, а настоящий убийца. Сложных характеров тут нет, не предусмотрено. А есть узнаваемые типы - привлекательная блондинка, забитая жена, гангстер, романтический влюбленный... От того, с какой скоростью и ловкостью меняют маски актеры, зависит успех всего предприятия. Патрик Барлоу - сам актер, много снимавшийся в кино - отзывается о российских коллегах с восторгом.

- Мне больше всего нравится возможность перенести на театральную сцену все эти киношные погони и преследования, - говорит Патрик Барлоу. - Для этой пьесы психологические мотивировки не нужны. Важно точно знать, в каком представлении участвуешь, понимать особенности стиля и жанра. И мы счастливы, потому что в Москве работали с восхитительными актерами. Ведь "39 ступеней" - это не только комедия; это и боевик, и лирическая история. Этот спектакль обращается к традиции Чарли Чаплина, Бастера Китона и, конечно, к традиции английского водевиля.

Александр Галибин
тоже выглядел довольным:

- Это похоже на интернациональный театр, на настоящий театральный праздник. Это похоже на шоу, это похоже на радость, которую хочется доставить людям, которые придут в Театр Станиславского. И нам хочется, чтобы это был еще семейный спектакль. Мы обязательно будем делать дневные спектакли, чтобы на "39 ступеней" могли приходить с детьми.
XS
SM
MD
LG