Ссылки для упрощенного доступа

Смерть Магнитского спасет других заключенных?


На похоронах Сергея Магнитского
На похоронах Сергея Магнитского
Увольнение 20 руководителей управлений ФСИН, в том числе начальника "Матросской тишины" Фиктера Тагиева, СМИ связывают не только с идущей в ведомстве реорганизацией, но и с проверкой, проведенной по факту смерти в СИЗО "Матросская тишина" Сергея Магнитского, юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management. Освобожден от должности и начальник управления ФСИН по Москве генерал Владимир Давыдов. Как стало известно журналистам, Давыдов не будет назначен на другую должность в структуре службы. Адвокаты и родные Магнитского уверены, что он умер из-за неоказания ему медицинской помощи.

Вот как прокомментировал в интервью Радио Свобода информацию о кадровых перестановках официальный представитель ФСИН Александр Кромин:

- Во-первых, они не уволены, а освобождены от занимаемых должностей согласно указу президента Российской Федерации от 4 декабря этого года. Эти кадровые перестановки имеют целью, прежде всего, обеспечить реализацию тех задач, которые поставлены руководителем страны по реформированию уголовно-исполнительной системы. Именно поэтому производятся эти кадровые решения. Также мы можем сказать, что, например, освобождение от занимаемой должности руководителя УФСИН по городу Москве, а также начальника медицинского управления ФСИН России и начальника Управления следственных изоляторов и тюрем ФСИН России происходят, в том числе, и по причине выявленных системных недостатков по итогам служебной проверки, которая недавно завершилась во ФСИН. Это недостатки, которые связаны с медицинским обеспечением подследственных и содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах.

- Можно сказать, что это связано, в том числе, и со смертью Сергея Магнитского?
Родные и адвокаты Сергея Магнитского настаивают на том, что он умер из-за неоказания ему медицинской помощи

- Все, что касается гибели Магнитского, мы не можем комментировать, поскольку это вопросы, которые необходимо адресовывать к следственным органам, - сказал официальный представитель ФСИН.

Родные и адвокаты Сергея Магнитского настаивают на том, что он умер из-за неоказания ему медицинской помощи. Магнитский был тяжело болен - у него были диагностированы панкреонекроз поджелудочной железы и калькулезный холецистит. По заключению медиков СИЗО, Сергей Магнитский скончался от сердечно-сосудистой недостаточности и в его смерти никто не виноват. Однако сразу после гибели юриста по настоянию его защиты было возбуждено уголовное дело по двум статьям - по факту неоказания помощи больному и по статье "халатность". Говорит адвокат Сергея Магнитского Дмитрий Харитонов:

- Слава Богу, что провели проверку, выявили нарушения и наказали тех лиц, которые допустили эти нарушения. К сожалению, это ничем Сергею не поможет. Но, надеюсь, поможет другим людям, которые находятся сейчас в местах лишения свободы: порядок там будет наведен.

- Официально в смерти Сергея Магнитского вроде бы никто не виноват. Сообщается, что он умер от сердечно-сосудистой недостаточности.

- Дело в том, что мы пока не знакомы с официальным заключением судебно-медицинской экспертизы. Поэтому говорить о нем преждевременно. Когда мы будем знакомы с результатами вскрытия, когда мы посоветуемся с врачами, тогда и будем принимать решение, как действовать дальше. Но семье абсолютно не все равно, почему Сергей умер в тюрьме. Установить истину - это сейчас наша задача. Мы написали заявление о преступлении, в котором указали: считаем, что следователь, который вел это дело, и начальник следственного изолятора допустили халатность, не оказав Сергею медицинской помощи. Мы надеемся, что это заявление будет рассмотрено, что будет принято процессуальное решение, возбуждено уголовное дело в отношении лиц, которые в этом виноваты...

Может ли измениться положение в российских СИЗО в результате обновления руководства ФСИН? Почему гибель юриста Сергея Магнитского вызвала такую мощную волну возмущения правозащитников? Об этом в эфире Радио Свобода рассуждает председатель комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин:
Изменить ситуацию можно только путем повышения качества тюремной медицины, потому что судебная медицина не финансируется на уровне национального проекта по здравоохранению

- Если каждое должностное лицо будет понимать, что оно лично отвечает, вплоть до увольнения, за то, что происходит со "спецконтингентом", что главным критерием его служебной карьеры является благополучие и, конечно, сохранение жизни осужденного или заключенного под стражу, - конечно, это поменяет ситуацию. Поменяется сознание, а сознание поменяет практику применения законодательства, условия отбытия наказания и заключения под стражу в российских тюрьмах.

- Как вы можете охарактеризовать ситуацию в российских СИЗО?

- Как очень тревожную. Не решается вопрос об установлении группы инвалидности. Очень плохо решают вопрос о паспортизации. По-прежнему есть перегруженные камеры. Очень многие вещи должны быть изменены и пересмотрены. В частности, СИЗО должны стать постоянным объектом контроля со стороны общественности.

- Насколько показателен случай с гибелью Сергея Магнитского? Как вы считаете, почему именно смерть этого человека вызвала такой общественный резонанс?

- Потому что это был известный юрист. Потому что он защищал крупную корпорацию. Потому что он сам был заявителем, представителем потерпевшего по заявлению о мошенничестве, совершенном под прикрытием государства. Когда потерпевший превращается в обвиняемого, конечно, это свидетельствует о негативных процессах в государстве. Конечно, здесь кампанию подняли СМИ. Я считаю, что совершенно была правильная кампания, потому что ситуация является нетерпимой.

- Существует ли статистика гибели людей в СИЗО из-за неоказания медицинской помощи? Как можно изменить эту ситуацию?

- Такой статистики, к сожалению, нет. Потому что любой медик задним числом может написать в истории болезни все, что угодно. У человека, находящегося под стражей в СИЗО, даже нет права ознакомиться со своей историей болезни - не предусмотрено такое. А изменить ситуацию можно только путем повышения качества тюремной медицины, потому что сейчас судебная медицина находится в очень сложном положении. Она не финансируется на уровне национального проекта по здравоохранению. Первый шаг должен быть такой: медицинское помещение следственного изолятора должно быть признано медицинским учреждением. На него должны быть распространены все правовые нормы и гарантии, которые касаются медицинских учреждений. Сегодня же уровень финансирования там - от закупки лекарств до зарплаты медработников - кардинально хуже, чем в федеральном здравоохранении.

* * *
Напомним, 37-лений адвокат британского инвестиционного фонда Сергей Магнитский был арестован год назад. Его и главу фонда Уильяма Браудера обвинили в уклонении от уплаты налогов на сумму около 500 миллионов рублей. Уголовное дело расследовал Следственный комитет при МВД России.
XS
SM
MD
LG