Ссылки для упрощенного доступа

Народ и его лидеры


"Завтрак в русском стиле" - картина, написанная по итогам визита Барака Обамы в Россию
"Завтрак в русском стиле" - картина, написанная по итогам визита Барака Обамы в Россию
В международных делах правительства часто ссылаются на общественное мнение своих стран. Но согласны ли граждане со своими лидерами, осуществляющими внешнюю политику от имени народа? На эти вопросы попытались ответить сотрудники американской неправительственной организации Совет по международным отношениям.

Президент Джордж Буш часто говорил, что не может идти на поводу у общественного мнения – на то и лидер, чтобы вести страну, а не плестись в хвосте переменчивых настроений избирателей. Тем не менее, выборные политики не могут не считаться с этими настроениями. Сотрудники Совета по международным отношениям Стюарт Патрик и Стивен Калл разработали международный проект "Мировое общественное мнение", который помогает политикам узнать точку зрения граждан не только своей страны, но и других государств. Проект имеет представительства в 25 странах мира и ведет опросы общественного мнения по различным международным проблемам. На днях руководители проекта представили некоторые результаты своей работы. Стюарт Патрик:

- Один из поразивших нас результатов – это то, насколько много общего в общественном мнении разных стран мира относительно желательного международного порядка. Во всех странах публика весьма склонна к многосторонней системе. Она верит в мироустройство, основанное на международном праве. Она полагает, что страны должны подчиняться нормам международного права, даже если эти нормы противоречат их национальным интересам. Она решительно тяготеет к тому, чтобы поставить Организацию Объединенных Наций во главе международного порядка. Люди признают наличие проблем у ООН, но все-таки видят в этой организации, и особенно в Совете безопасности ООН, основной орган власти, источник международной законности, когда дело доходит, скажем, до вопросов, связанных с применением силы. В целом общество, как представляется, куда в меньшей мере одержимо идеей суверенитета и озабочено вопросом свободы действий своей собственной страны, нежели правительство.
Люди признают наличие проблем у ООН, но все-таки видят в этой организации, и особенно в Совете безопасности ООН, основной орган власти, источник международной законности

Это, кстати, справедливо и в отношении Соединенных Штатов. Когда мы рассуждаем об американской политической культуре, американской мощи и так далее, мы предполагает, что американцы уверены в своей исключительности и чрезвычайно дорожат своим суверенитетом.

Однако наши данные говорят о том, что в большинстве случаев это не так. Американское общество признает главенство международного права - например, в вопросе о Международном уголовном Суде. Большинство американцев хотели бы, чтобы США присоединились к соответствующей конвенции. Мы полагаем, что все это - важные характеристики, которые политикам следует иметь в виду.

Стивен Калл дополняет коллегу:

- Общество выглядит более склонным к сотрудничеству, чем государство. Политики часто думают, что население боится сотрудничества, склонно к защите государственного суверенитета, но это, оказывается, далеко не соответствует действительности. Таким образом, если политики хотят пропагандировать международное сотрудничество, им следует воспринимать общественное мнение как своего союзника в этом деле. Не в каждом случае, конечно, но тенденция именно такова.

Стивен Калл привел конкретные примеры случаев, когда результаты опросов не совпали с общепринятым представлением о мнении народа:

- На вопрос о том, не следует ли учредить постоянные миротворческие силы и подчинить их Организации Объединенных Наций, ответили граждане 22 стран. В среднем 66 процентов поддержали эту идею, а в Америке доля поддержавших составила 72 процента. На вопрос, следует ли ООН обеспечить доступ в страны, нарушающие права человека, для расследования этих нарушений, в среднем 65 процентов сказали, что им нравится эта идея. В США три четверти избирателей одобряют такую меру. Далее, вопрос о предоставлении ООН полномочий по регулированию международной торговли оружием. Даже с учетом традиционной американской настороженности, когда речь заходит о любом государственном контроле за продажей и владением огнестрельным оружием, 60 процентов американцев поддерживает идею, а среднем по всем 22 странам поддержка составляет 58 процентов.

Как известно, в связи с проблемой ликвидации ядерного оружия обсуждается вопрос о международном режиме контроля, который предусматривает принудительные инспекции во всех странах. Мы проводили опрос на эту тему в 21 стране. В среднем три четверти опрошенных поддержали идею, даже при том, что было особо подчеркнуто: "Принудительные инспекции будут проводиться и в вашей стране". Доля американцев, ответивших положительно, составила 77 процентов. Каковы умонастроения людей накануне Копенгагена: думают ли они, что их правительства должны проявить большую гибкость, большую готовность к сотрудничеству или, наоборот, им следует проявить твердость и неуступчивость? Оказалось, в среднем 60 процентов говорят, что их правительство должно рассматривать проблему изменения климата как первоочередную. В США 52 процента граждан придерживаются мнения, что приоритет этой проблемы следует повысить.

По словам Стивена Калла, правительства, претендующие на роль выразителей и защитников национальных интересов, часто выдают желаемое за действительное:
Лидеры некоторых стран, возможно, не представляют интересы своих граждан в той степени, в какой они это утверждают

- Лидеры некоторых стран, возможно, не представляют интересы своих граждан в той степени, в какой они это утверждают. Лидеры с легкостью заявляют: "В этом вопросе мы выражаем мнение народа". Для развивающихся стран один из таких вопросов – должны ли они взять на себя обязательства ограничить эмиссию парниковых газов. Многие руководители развивающихся государств говорят, что не должны.

Мы представили опрашиваемым дилемму в следующем виде. Первый вариант ответа: поскольку менее богатые страны производят относительно низкий объем выбросов в расчете на душу населения, от них не следует ожидать сокращения эмиссии в таком же объеме, как и от богатых стран. Вариант второй: поскольку общий объем эмиссии менее богатых стран все-таки существенный и продолжается расти, эти страны должны ограничить свои выбросы наряду с богатыми странами. Что же ответили граждане развивающихся стран? Большинство или значительное число опрошенных сказали, что развивающиеся страны должны ограничить выброс эмиссию. Это мнение противоречит позиции их правительств.

Опросы свидетельствуют, что население многих развивающихся стран отнюдь не дорожит суверенитетом в вопросах социальной политики, считает Стивен Калл:

- Другой пример - экологические стандарты и нормы охраны труда в торговых соглашениях. Позиция развивающихся стран: "Мы этого не хотим, это нарушение нашего суверенитета; вы диктуете нам, что делать; вы пытаетесь лишить нас нашего преимущества". Однако значительное большинство людей в этих странах приветствуют включение этих норм и стандартов в торговые соглашения. Они говорят: "Да, мы хотим, чтобы международное сообщество оказало давление на наше правительство, чтобы оно провело законы об окружающей среде и трудовых стандартах".

Политики не обязательно понимают свое общество так, как они думают, что понимают. Несколько лет назад мы провели исследование с участием группы лидеров – из администрации, Конгресса, деловых кругов и так далее. Мы не только спрашивали у них, что думают они. Мы спрашивали, что, по их мнению, думает народ. Например, мы спрашивали: должны ли США более охотно принимать решения в рамках ООН, даже если это означает, что США должны будут иногда соглашаться с политикой, которая им не очень нравится? 66 процентов американцев согласились с этим, а среди лидеров доля согласившихся составила 80 процентов. Тогда мы спросили их: как вы полагаете - большинство согласно с вами? Только 26 процентов ответили, что большинство согласно с ними и только около 10 процентов решили, что это большинство составляет более 60 процентов. Таким образом, оценка общественного мнения оказалась ошибочной.
Средний рейтинг Барака Обамы в мире составляет 61 процент, тогда как рейтинг Владимира Путина – 34 процента

Наконец, существует взаимосвязь между общественным мнением разных стран. И здесь уже не политики, а граждане часто имеют превратное представление о позиции друг друга, уверен Стивен Калл:

- Предположения об общественном мнении в других странах влияют на общественное мнение в своей стране. Я думаю, в настоящий момент это особенно характерно в отношении Афганистана. Граждан 18 стран мы спросили, должна ли миссия НАТО быть немедленно закончена или продолжена. В среднем 50 процентов сказали, что закончить следует сейчас. 37 процентов сказали, что надо продолжать. Американцы высказались за продолжение. Тогда мы спросили, ну а что, по вашему мнению, думает об этом большинство афганцев? 53 процента сказали, что большинство афганцев хочет, чтобы НАТО покинула страну. И только 30 процентов хотят, чтобы НАТО осталась. Кстати, среди тех, кто думает, что афганские хотят, чтобы НАТО осталась, почти все сами считают, что НАТО должна остаться. И наоборот: кто хочет, чтобы войска НАТО ушли, думает, что этого хочет и большинство афганцев. То есть предположения об общественном мнении играют очень значительную роль в формировании собственной позиции. На самом деле, как показывают опросы, большинство афганцев выступают за то, чтобы и американские войска, и войска НАТО оставались.

Афганская война – самая острая тема сегодня в Америке. Как относятся к ней американцы?

Вопрос: Мы чуть ли не каждый день читаем, что поддержка американцами операции в Афганистане весьма слаба и продолжает снижаться. Ваша информация подтверждает это?

Стюарт Патрик: У нас есть кое-какие данные опросов, показывающие, что в феврале, когда впервые появились сообщения о возможном увеличении численности войск в Афганистане, поддержка была. С тех пор она ослабела, и октябрьские опросы показали, что американцы не поддерживают наращивание сил. Однако большинство не высказалось и за вывод войск.

Последний опрос в России, проведенный по заказу проекта "Мировое общественное мнение" Левада-центром, касался популярности Барака Обамы. Выяснилось, что у президента США в России один из самых низких рейтингов. Доверие к нему питают всего 23 процента граждан России. 55 процентов не доверяют ему. Население России негативно оценивает и внешнюю политику США в целом. Лишь 15 процентов опрошенных оценили роль США в мире как позитивную. 49 процентов оценивают ее негативно. Американцы воспринимают российсакого лидера примерно с той же долей скептицизма. Владимиру Путину доверяют 27 процентов граждан США, 69 процентов – не доверяют. Средний рейтинг Барака Обамы в мире составляет 61 процент, тогда как рейтинг Владимира Путина – 34 процента.

Фрагмент аналитического жкрнала "Время и мир".
XS
SM
MD
LG