Ссылки для упрощенного доступа

Тайны косметической империи


Лилиан Бетанкур
Лилиан Бетанкур
Французский суд рассматривает иск Франсуазы Бетанкур Мейер, дочери наследницы косметической империи "Л'Oреаль" Лилиан Бетанкур. Франсуаза Бетанкур Мейер обвиняет фотографа Франсуа-Мари Банье в злоупотреблении доверием ее пожилой матери. За несколько лет фотограф получил от Лилиан Бетанкур подарков на общую сумму миллиард евро.

Когда-нибудь эта история станет сюжетом психологического романа. Главным героем будет обольстительный и опасный светский персонаж, писатель, художник и фотограф Франсуа-Мари Банье. Всё началось два года назад, в роскошном особняке в квартале Сент-Джеймс престижного парижского пригорода Нёйи. Горничная подслушала разговор хозяйки – самой богатой женщины Франции – Лилиан Бетанкур. Лилиан говорила со своим давним другом фотографом Франсуа-Мари. По словам горничной, её хозяйка и гость обсуждали возможную встречу с нотариусом на предмет оформления усыновления. В то время Лилиан было 85 лет, а её другу-фотографу – 60.

Действительно ли миллиардерша хотела усыновить своего фаворита – неизвестно. Сама Лилиан не раз говорила, что это нелепая выдумка. Но её единственная дочь Франсуаза серьёзно забеспокоилась и подала иск в прокуратуру против Франсуа-Мари Банье. В период с 2001 по 2007 год Лилиан Бетанкур подарила своему другу несколько ценных полотен, в том числе "Натюрморт с гитарой" Пикассо, "Ображённую" Матисса, а также работы Мондриана, Ман Рэя и Де Кирико. Кроме этого Франсуа-Мари получил несколько дорогостоящих контрактов страхования жизни и чеков. Всё это оценивается приблизительно в миллиард евро. Состояние самой Лилиан Беранкур оценивают в 10 миллиардов евро.
Сегодня Франсуаза Бетанкур занимается научной работой, её предмет исследования – общее в христианстве и иудаизме. Она вышла замуж за внука раввина парижского пригорода Нёйи. Своей работой, своей жизнью она пытается поправить определённую часть семейной истории

В сентябре прокуратура отклонила иск дочери Лилиан, и теперь делом занимается суд. Но для возбуждения дела нужна пострадавшая сторона. А Лилиан Бетанкур себя таковой не считает. Год назад она написала своей дочери: "Жан-Франсуа помог мне выйти из круга светских условностей, навязанных мне моим финансового положением".

Что же такого в этом стареющем красавце? Список знаменитостей, с которыми он водил дружбу – сногсшибательный Луи Арагон, Сэмюэл Беккет, Франсуа Митерран, Франсуаза Саган, Владимир Горовец, Сальвадор Дали. Говорят, они ценили его весёлый нрав и склонность к провокациям. Па прошлой неделе журнал "Марьян" опубликовал большую статью под названием "Жили-были жиголо и миллиардерша". На развороте – чёрно-белая фотография Банье в 1969 году. Белокурые вьющиеся волосы и задумчивый юношеский взгляд. В своей статье журналист Жюдит Периньон сравнивает Франсуа-Мари Банье с Дорианом Греем, персонажем Оскара Уайлда, - вернее, с его портретом. Фотограф постарел. Мало что осталось от белокурых кудрей, чёрная шляпа прикрывает лысину, а улыбка больше похожа на гримасу. Рассказывает Жюдит Периньон:

- Он всё время умел пользоваться своей красотой, своим ангельским лицом. Я думаю, что он всю жизнь искал воображаемых родителей. С другой стороны, это очень капризный и властный мужчина, который любить подчинять. То, в чём его сегодня обвиняют, то, что рассказывает прислуга мадам Бетанкур, всё это уже было тридцать – сорок лет назад. Эти сцены регулярно происходят в жизни Франсуа-Мари Банье. Гнев, оскорбления, грубые слова, вымогательство подарков, сложное отношение к деньгам. Этот человек всё время искал защитников. В одно время это были знаменитые литераторы, как, например, поэт Луи Арагон, писательница Натали Саррот, художник Сальвадор Дали. У этих людей он, может быть, и не брал деньги, потому что это были не особенно богатые люди. Но ему нравилась влиятельность этих людей. Кроме этого, были и богатые дамы. Виконтесса де Ноай, Мадлен Кастан, знаменитые парижские меценатки. Он становился их протеже. Они ему дарили подарки. Они были уже в преклонном возрасте, он им не уставал повторять, что они красивы и проводил с ними много времени.

Какие отношения связывали светского фотографа с этими и другими богатыми и знаменитыми женщинами? Неизвестно. Возможно, лишь дружеские. Как это не пародоксально, мужчина, которого так щедро любят женщины, - гомосексуалист и уже много лет живет с мужчинами.

Другая сторона истории – непростые отношения между матерью Лилиан и дочерью Франсуазой. Мать давно уже передала основную часть своего состояния – около 30 процентов акций "Л'Oреаль" - во владение дочери без права пользования до её смерти. Но вот уже два года, как женщины даже не говорят друг с другом. На прошлой неделе дочь передала отдельное дело судье по вопросам опеки, она просит лишить мать дееспособности. Однако судья отказал в рассмотрении дела, сославшись на отсутствие медицинской экспертизы. Лилиан Бетанкур неоднократно отказывалась от её проведения.

Возможно, дочь и мать разделяет и сложное семейное прошлое. Пока мать платит за недешёвое лекарство от скуки – Франсуа Мари Банье, дочь пытается примириться с тёмными страницами истории семьи. Говорит Жюдит Перриньон:

- История компании "Л'Oреаль" и семейной пары Бетанкур очень интересна. В сороковые годы прошлого века господин Бетанкур принадлежал к ультраправым силам. Именно на этой почве он и познакомился с отцом Лилиан - основателем компании "Л'Oреаль" Эженом Шуэллером. Тот управлял финансами ультраправой организации "Кагуль". Все этим людям ультраправых и антисемитских взглядов удалось после второй мировой войны заставить Францию забыть их прошлое. Сегодня Франсуаза Бетанкур занимается научной работой, её предмет исследования – общее в христианстве и иудаизме. Она вышла замуж за внука раввина парижского пригорода Нёйи. Своей работой, своей жизнью она пытается поправить определённую часть семейной истории.
XS
SM
MD
LG