Ссылки для упрощенного доступа

Лапти возвращаются (Саранск)


Игорь Телин: Этот репортаж можно начать в духе вступления к сказке. В давние времена, когда не было асфальтовых дорог, и люди не жили в городах, территория современной Мордовии славилась своими лесами. В прежние века жизнь мордвы была тесно связана именно с лесом. Местные жители селились в лесах, охотились, собирали здесь же плоды и ягоды, занимались бортничеством, проще говоря, воровали мед у лесных пчел.
Естественно, что домашняя утварь была в значительной степени сделана из дерева. Изделия из дерева считаются традиционным промыслом мордвы. Много с той поры лет утекло, но до сих пор в республике остаются энтузиасты, кто поддерживает традицию изготовления из дерева предметов быта и даже одежды. Для кого-то это возможность подзаработать, они делают свои изделия на продажу, для кого-то – просто хобби и сделанные ими вещи просто дарятся родным и знакомым. Самый популярный материал – липа. Легкая в обработке, она растет буквально везде.
Для Галины Малышкиной работа с деревом стала бизнесом. Лет 17 назад решила, от нечего делать, реставрировать старую, доставшуюся от умершей бабушки деревянную тарелку. Когда-то тарелка была разрисована, однако от рисунка остались только следы. Прочитала в книге, какие краски нужны, как залакировать потом изделие. Получилось все с первого раза, помогло и то, что в детстве закончила Галина художественную школу. Знакомые, увидев то, что получилось, попросили поработать и с их старой посудой. Ну и потом пошло-поехало.
События середины 90-х, когда закрылось предприятие, на котором Галина работала, не стали для нее трагедией – уже была возможность подрабатывать. Сейчас это стало основным источником дохода семьи Малышкиных. Муж на станке делает заготовки – для мисок-тарелок, матрешек, футляров для церковного кагора, Галина их разрисовывает. Не хохлома, не конечно, а что-то свое, оригинальное, "малышкинское".

Галина Малышкина: У нас своя методика. Мы сами, по-народному, что можем, то и рисуем. Потому что учиться у нас не у кого совсем. Это дело забросили давно уже.

Игорь Телин: Изделия Малышкиных расходятся "на ура". Однако при наличии текущего спроса супруги расширять производство пока опасаются, хотя и задумываются об этом – слишком много времени уходит на производство одного изделия, если работать только вдвоем.

Галина Малышкина: Одну матрешку, например, надо 3-4 раза грунтовать, потом красить, а также лачить 3-4 раза. На одну матрешечку, наверное, один день уходит.

Игорь Телин: В отличие от Малышкиных, свои изделия Николай Никитин из селя Дягилевка Большеберезниковского района Мордовии не продает, а дарит.

Николай Никитин: Лапоточки как раз начинают ходить, шаги делает. А так уж лежать, снимает их. А это уже когда начинает бегать.

Игорь Телин: Делает Николай Григорьевич лапти, плетет из липового лыка. Занялся этим делом пенсионер, как он сейчас говорит, от нечего делать. Вышел на заслуженный отдых, появилось много свободного времени, ну и решил вспомнить ремесло, которым овладел в далеком теперь уже детстве. По словам Никитина, носили в их семье лапти от мала до велика, и другой обуви не знали.

Николай Никитин: Раньше ведь у нас вообще обуви не было, в том числе мы наряжались как раз этими лаптями.

Игорь Телин: Другую обувь – а это были армейские сапоги - одел Николай Григорьевич только в 18 лет, когда ушел на службу. Лапти в мордовском селе были не только повседневной обувью, вспоминает супруга Никитина, Надежда Михайловна. Мордовский народ изобрел двупяточные лапти, которые ценились дороже однопяточных. Причем, делались они не из пяти, как обычно, а из семи тонких лычек. Оттого и название получали: из пяти лычек плелись - пятерики, из шести - шестерики, из семи - семерички. Их носили по праздникам, в церковь. К свадьбе молодоженам плели специальные, из двенадцати полос лыка. Специальные лапти одевали и на народные гулянья, правда там бОльший акцент делался на портянки или онучи.

Николай Никитин: Портянки белые очень белые были. Поаккуратней одеть, ходить, как-то беречь надо, чтобы они не были грязные.

Игорь Телин: Сохранности лаптей уделяли особое внимание. Как и мы сейчас за кожаной, также ухаживали и за обувью из липового лыка. В общем, старались, чтобы лапти прослужили как много дольше.

Николай Никитин: Зависит от погодных условий. Если, допустим, летом дожди, то они быстро изнашиваются. А если хорошая погода - и зимой, и летом.

Игорь Телин: Мордовский тип лыковой обуви - особого плетения с трапециевидной головкой. Они отличались не только от русских, но и марийских, удмуртских, чувашских тем, что имеют специальные витые петли с боков и сзади для обор. На прощание Николай Никитин показал мастер-класс их плетения.
XS
SM
MD
LG