Ссылки для упрощенного доступа

Вооруженные силы реформируют в тумане


Сколько солдат нужно современной России?
Сколько солдат нужно современной России?
Переход к новому облику Вооруженных сил в основном завершен, заявляют в Минобороны РФ. Что это означает на практике? Ход армейской реформы анализируют в эфире РС председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, военные эксперты Алексей Арбатов и Александр Гольц.

Слова "новый облик" стали для российских военных почти ругательством – ведь в рамках приобретения вооруженными силами этого нового облика увольняют более двухсот тысяч офицеров, треть имевшихся генералов уже уволена, а прапорщиков теперь в войсках вообще не будет. Все это рассказал иностранным военным атташе начальник Генерального штаба Николай Макаров.

В принципе такие сокращения нормальны, считает председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров:

- Задача, которая была поставлена на первом этапе – чтобы к 1 декабря этого года провести мероприятия и к 1 января 2010-го иметь в штате Вооруженных сил РФ 150 тысяч офицеров – такая задача выполнена. Но это не значит, что все 200 тысяч офицеров, которые сегодня не вписываются в новый облик, уже уволены из рядов Вооруженных сил. Абсолютное большинство из них – около 140 тысяч – еще находятся в распоряжении соответствующих командиров. И, прежде всего, решение этой проблемы связано с обеспечением жильем, - говорит сенатор.
Хотелось бы наконец услышать, каковы конкретные стратегические задачи, военные потребности, против каких противников, для каких войн мы собираемся готовиться.

С тем, что российская власть ясно себе представляет, какими именно будут обновленные Вооруженные силы, готовы поспорить многочисленные специалисты в военной области. В частности - эксперт Московского центра Карнеги Алексей Арбатов:

- Много говорится о новом облике, но, по существу, ничего не говорится о том, что является рациональным зерном этого нового облика. Прежде всего, хотелось бы наконец услышать о том, каковы конкретные стратегические задачи армии, ее военные потребности; против каких противников, для каких войн мы собираемся готовиться. Без этого, конечно, трудно себе представить, к чему идут наши Вооруженные силы. То там, то сям проскальзывают какие-то общетеоретические фразы, странные построения, но ничего конкретного не говорится. Возможно, боятся, что это сразу станет объектом критики и серьезного анализа. Легче, когда вот такой туман - в тумане легче что-то планировать, какой-то "новый облик".

С некоторыми действиями власти по реформированию армии эксперты согласны, но, как отмечает Алексей Арбатов, одной из главных проблем российских войск остается призыв:

- Планируемая численность вооруженных сил – миллион. Но мобилизационный запас, мобилизационные мощности не находятся в соответствии с этим. Сохранение призыва при переходе на годичный срок службы при катастрофической нехватке призывников и сержантов, контрактников заставляет усомниться в том, что все наши вооруженные силы станут вооруженными силами повышенной боевой готовности. Более того, образуется дыра в несколько сот тысяч человек, которую просто непонятно чем заполнить. Если будет сокращен офицерский состав, как заявлено, до 150 тысяч, и если при этом сохранится миллионная армия, за счет чего планируется призывать 600-700 тысяч человек ежегодно – при нашей демографической яме? Опыт последних лет показывает, что призывают и калек, и уголовников, и наркоманов. Это никак не соответствует идее нового облика, - подчеркивает Алексей Арбатов.

Действительно, новый облик с его переходом на бригадный способ формирования воинских подразделений и созданием сержантского корпуса (на что, правда, почти не выделяют денег) не предусматривает отмены призыва и перехода на полностью профессиональную армию. Виктор Озеров объясняет, почему:

- С точки зрения военно-политической обстановки, которая складывается, и тех задач, которые возложены на Вооруженные силы РФ, минимальное количество – это 1 миллион человек. В этом миллионе даже до 2020 года мы хотим иметь где-то 15 процентов офицерского состава, около 20 процентов должностей контрактников, солдат и сержантов. Получается, что 60-65 процентов мы еще будем заполнять по призыву. Почему?

Здесь есть две проблемы. Одна проблема, конечно, финансовая. Посмотрите, ведь мы отказываемся от программы перевода должностей солдат и сержантов на контрактную основу не только потому, что нам это не нравится. А потому, что при тех условиях, которые предлагает сегодня государство контрактникам, очередей в военкоматах нет. Мы не отбираем, а набираем этих контрактников. И получается, что в армию приходят те, кто не нашел себя в гражданской жизни, кто уже стоит на грани полной безработицы. Это некачественное решение. В три, а то и в четыре раза необходимо повысить денежное довольствие контрактнику, создать ему жилищные условия, чтобы он пошел, чтобы была конкуренция, чтобы в армии действительно служила элита российского государства. При существующем объеме финансирования мы не можем набрать и на треть профессиональную армию, не говоря уж о 100 процентах. Нужны затраты, которые в сегодняшних условиях наш бюджет не вынесет. Ну, и второе: для такой большой державы, как Россия, подготовка мобилизационных ресурсов через прохождение срочной службы – одна из задач государства, - уверен Виктор Озеров.

Впрочем, как считают некоторые специалисты, идея соответствия количества солдат размерам территории несколько отдает временами Древнего Рима. Военный эксперт Александр Гольц утверждает, что переходу на новый облик призыв вообще противопоказан.

- Концепция развития Вооруженных сил, которая именуется "новым обликом", в принципе исключает существование призывной армии. Дело в том, что призывная армия нужна, только если вы предполагаете в случае военной опасности объявлять массовый призыв и ставить под ружье миллионы. Нынешняя концепция, в результате которой были ликвидированы части неполного состава, не предполагает массовой мобилизации. И это значит, что призыв – не более чем растрата средств. Я думаю, что рано или поздно те, кто проводит военную реформу, это поймут. Что касается армии численностью в 1 миллион, никто никогда не объяснил смысл этой загадочной круглой цифры. Когда говорят, что нам нужен миллион из-за огромных размеров нашей страны, видимо, предполагается, что солдат необходимо расставить по периметру наших границ. Но современной военной науке известны и иные способы защиты национальной территории. Например, создание складов с тяжелым вооружением на угрожаемых направлениях и развертывание средств быстрой переброски войск к этим складам. Понятно, что надежда равномерно распределить части Вооруженных сил по всей территории России – не более чем иллюзия, - считает Александр Гольц.

Ожидается, что со дня на день президент РФ Дмитрий Медведев утвердит новую военную доктрину и у экспертов наконец появится возможность проанализировать, насколько ей соответствует "новый облик" Вооруженных сил. Пока же визитной карточкой российской армии остается призывник – отловленный на улице, обритый наголо подросток с испуганными глазами.
XS
SM
MD
LG