Продолжается сбор подписей в защиту узбекского фотографа Умиды Ахмедовой, которую власти страны пытаются привлечь к уголовной ответственности за "клевету и оскорбление узбекского народа". Свои подписи уже поставили около 500 фотографов, художников, искусствоведов, журналистов из многих стран. В эфире Радио Свобода об Умиде рассказывает её подруга, журналист "Новой газеты" Виктория Ивлева.
- Кто такая Умида Ахмедова?
- Самый известный из ныне живущих узбекских фотографов. Первая в Узбекистане женщина-кинооператор (она закончила ВГИК). Большой интеллигент.
- Фотографии Умиды – какие они?
- Рассказывать по радио о фотографии довольно сложно и не очень благодарно. Умида очень много снимает свою страну. Думаю, она объехала весь Узбекистан, забиралась в самые отдаленные кишлаки. Снимает жизнь своего народа. Как она сама говорит, "люблю снимать этнографию".
- В ее снимках нет никакой политики?
- В ее снимках – обычная ежедневная жизнь ее страны. Если страна бедна, то, соответственно, Умида показывает, что страна бедна. Если страна чем-то богата - а чем-то страна, естественно, богата - то Умида и это показывает. Обычная документальная журналистская фотография, хорошо сделанная, не приглаженная в угоду властям. Умида снимает жизнь так, как эта жизнь идет. И странно видеть в фотоснимках какую-то клевету...
Умиду обвиняют сейчас по двум статьям узбекского законодательства – клевета и оскорбление узбекского народа. Но это все равно что обвинить зеркало в том, что оно не так вас отражает. Пословицу-то про зеркало мы знаем.
- Претензии властей вызвали какие-то конкретные фотографии, альбомы?
- Два года назад по гранту, полученному от швейцарского посольства, Умида издала альбом "Женщины и мужчины. От рассвета до заката". И плюс к этому альбому Умида и ее муж Олег Карпов, кинодокументалист, сделали фильм "Бремя девственности". Фильм, думаю, вызвал у властей даже большее возмущение, чем альбом. Потому что в нем рассказывается об обычае, о котором стараются не говорить: о том, что происходит на утро после первой брачной ночи, – о "замечательной" традиции вывешивать на всеобщее обозрение окровавленные простыни. Скорее всего, все вместе и вызвало такие, мягко говоря, нарекания.
К тому же, поскольку это был грант иностранного посольства, я думаю, власти просто хотят устроить показательную порку и намекнуть людям: общаться с иностранными посольствами лучше не надо, потому что всё может закончиться печально.
Пока что Умиду перевели из разряда свидетелей в разряд подозреваемых. Но сам факт, что человека, художника, фотографа таскают в милицию и допрашивают – всего-навсего за то, что он нажимал на кнопку затвора своей фотокамеры и показывал то, что он увидел через объектив, остальному миру, вызывает острое недоумение.
- Будете ли вы, ее друзья здесь, в Москве, как-то пытаться помочь Умиде?
- Мы пытаемся. Не хочу сказать, что мы сделали все, что могли, но мы сделали достаточно много. Идет сбор подписей на сайте "Фергана.Ру", и любой, кто хочет поддержать Умиду, может зайти туда и посмотреть, понять, как это сделать. Мы разослали кучу писем во все властные структуры Узбекистана. Понятно, что все эти письма останутся без ответа, но это пока все, что мы можем сделать. Думаю, уже знает об этом если не весь мир, то фотографические, журналистские круги в самых разных странах. На "Фергане.Ру" появляются отзывы из самых разных стран мира, люди подписываются.
…Когда я взглянула на эту проблему немножко со стороны, вдруг поняла, что вообще все это ужасно напоминает Советский Союз 30-летней давности. Вместо того, чтобы гордиться Ростроповичем, его в гриву гнали из страны. Должны были гордиться Аксеновым – а его лишили гражданства… Примерно то же самое делают сейчас в Узбекистане. Мы же, прожив 20 лет все-таки уже в другой стране, куда бы она сейчас ни скатывалась, на подобные случаи смотрим с изумлением. И я понимаю, что когда-то на нас так же смотрели люди на Западе – с таким же удивлением и непониманием, почему мы не дорожим теми талантами, которые есть в стране, почему мы их так расшвыриваем.
- Кто такая Умида Ахмедова?
- Самый известный из ныне живущих узбекских фотографов. Первая в Узбекистане женщина-кинооператор (она закончила ВГИК). Большой интеллигент.
- Фотографии Умиды – какие они?
- Рассказывать по радио о фотографии довольно сложно и не очень благодарно. Умида очень много снимает свою страну. Думаю, она объехала весь Узбекистан, забиралась в самые отдаленные кишлаки. Снимает жизнь своего народа. Как она сама говорит, "люблю снимать этнографию".
- В ее снимках нет никакой политики?
Если страна бедна, то, соответственно, Умида показывает, что страна бедна. Если страна чем-то богата - а чем-то страна, естественно, богата - то Умида и это показывает. Обычная документальная журналистская фотография
- В ее снимках – обычная ежедневная жизнь ее страны. Если страна бедна, то, соответственно, Умида показывает, что страна бедна. Если страна чем-то богата - а чем-то страна, естественно, богата - то Умида и это показывает. Обычная документальная журналистская фотография, хорошо сделанная, не приглаженная в угоду властям. Умида снимает жизнь так, как эта жизнь идет. И странно видеть в фотоснимках какую-то клевету...
Умиду обвиняют сейчас по двум статьям узбекского законодательства – клевета и оскорбление узбекского народа. Но это все равно что обвинить зеркало в том, что оно не так вас отражает. Пословицу-то про зеркало мы знаем.
- Претензии властей вызвали какие-то конкретные фотографии, альбомы?
- Два года назад по гранту, полученному от швейцарского посольства, Умида издала альбом "Женщины и мужчины. От рассвета до заката". И плюс к этому альбому Умида и ее муж Олег Карпов, кинодокументалист, сделали фильм "Бремя девственности". Фильм, думаю, вызвал у властей даже большее возмущение, чем альбом. Потому что в нем рассказывается об обычае, о котором стараются не говорить: о том, что происходит на утро после первой брачной ночи, – о "замечательной" традиции вывешивать на всеобщее обозрение окровавленные простыни. Скорее всего, все вместе и вызвало такие, мягко говоря, нарекания.
К тому же, поскольку это был грант иностранного посольства, я думаю, власти просто хотят устроить показательную порку и намекнуть людям: общаться с иностранными посольствами лучше не надо, потому что всё может закончиться печально.
Пока что Умиду перевели из разряда свидетелей в разряд подозреваемых. Но сам факт, что человека, художника, фотографа таскают в милицию и допрашивают – всего-навсего за то, что он нажимал на кнопку затвора своей фотокамеры и показывал то, что он увидел через объектив, остальному миру, вызывает острое недоумение.
- Будете ли вы, ее друзья здесь, в Москве, как-то пытаться помочь Умиде?
- Мы пытаемся. Не хочу сказать, что мы сделали все, что могли, но мы сделали достаточно много. Идет сбор подписей на сайте "Фергана.Ру", и любой, кто хочет поддержать Умиду, может зайти туда и посмотреть, понять, как это сделать. Мы разослали кучу писем во все властные структуры Узбекистана. Понятно, что все эти письма останутся без ответа, но это пока все, что мы можем сделать. Думаю, уже знает об этом если не весь мир, то фотографические, журналистские круги в самых разных странах. На "Фергане.Ру" появляются отзывы из самых разных стран мира, люди подписываются.
…Когда я взглянула на эту проблему немножко со стороны, вдруг поняла, что вообще все это ужасно напоминает Советский Союз 30-летней давности. Вместо того, чтобы гордиться Ростроповичем, его в гриву гнали из страны. Должны были гордиться Аксеновым – а его лишили гражданства… Примерно то же самое делают сейчас в Узбекистане. Мы же, прожив 20 лет все-таки уже в другой стране, куда бы она сейчас ни скатывалась, на подобные случаи смотрим с изумлением. И я понимаю, что когда-то на нас так же смотрели люди на Западе – с таким же удивлением и непониманием, почему мы не дорожим теми талантами, которые есть в стране, почему мы их так расшвыриваем.