80 лет назад Нобелевскую премию по литературе впервые присудили американскому писателю
В своей автобиографии, написанной для Нобелевского комитета, Синклер Льюис, в частности, говорит, что его "дар… сильно раздражал американскую самодовольную чопорность…" и, что сотни тысяч его сограждан читали "Главную улицу" с таким же мазохистским удовольствием, с каким человек трогает больной зуб. Но, может быть, тираж "Главной улицы" так взлетел, просто потому, что книга хорошо написана -- как и другой нашумевший роман автора, "Бэббит"?
Однако Синклеру Льюису мало быть хорошим писателем, он хотел "раздражать", обличать и разоблачать. "Бэббит" еще не закончен, но автор уже заверяет друзей, что вскоре все заговорят о "бэббитизме". То есть, не о герое, а о явлении. Синклер Льюис писал не человека, а типичного представителя. К счастью для автора, писатель большей частью побеждал в нем социального критика. Когда читаешь пронзительные строки, где затюканный автором Бэббит рыдает у постели больной жены, то начисто забываешь о настырном желании писателя ставить диагноз обществу и быть его судьей.
Нечто подобное в "Главной улице", которая и сделала Синклера Льюиса знаменитым. И здесь его героиня Керол вышла слишком живым человеком, чтобы безропотно нести непосильную идейную нагрузку, возложенную на нее автором. Откуда у нее трезвый взгляд на "удручающую посредственность и самодовольство провинциальной жизни"? А вот откуда. Как-то летом Синклер Льюис, еще не ставший знаменитостью, но уже поживший в больших городах, поучившись в Йельском университете, вернулся в родную деревеньку Sauk Center, штат Миннесота, где население и сегодня не дотягивает до 3 тысяч. Синклер Льюис с его амбициями и комплексами просто не мог не испытать там мучительную скуку, под влиянием которой задумал книгу об идиотизме провинциальной жизни - "Деревенский вирус". Этот термин позже объясняет один из героев романа, который стал называться "Главная улица". Вот этой собственной скукой писатель щедро наделил свою Керол. Хотя эта симпатичная женщина не способна обличать среду с позиций писателя, Керол не нашла себя ни в деревне, ни в городе. У нее есть пленительное обаяние юности, но нет ни таланта, ни энергии для какого-либо дела. Автор - начинающий писатель. Она конченный полуинтеллигент.
И тут время на манер самого Синклера Льюиса перейти от писателя к типичному явлению, назовем его "льюисизм" или "синклеризм". Известно, что художественные натуры часто бывают отпетыми либералами. Они стыдятся своей исключительности, а иногда и заработанных с помощью таланта денег. Они, нередко социалисты, великодушно желают, чтобы каждый "простой человек" жил хорошо и чтобы ему были не чужды "художественные" интересы. "А тогда не будет более почетных и менее... И сапожники, и молочницы - все гении". "Но если б все так чувствовать могли Гармонию, то кто бы стал тогда
заботиться о нуждах низкой жизни"? Кто бы строил и продавал дома, сидел за конторкой в банке, стоял за станком и за прилавком магазина, изобретал и делал такие прозаические вещи, как, извините, унитаз, туалетная бумага, мыло. Кстати, о мыле.
По мнению некоторых "льюисоведов", фамилию героя автор взял у реального человека, которого звали Бенджамин Тэлбот Бэббит. В одноименном романе Бэббит – вульгарный и невежественный бизнесмен. В жизни - это известный изобретатель и менеджер. Он сколотил состояние на производстве мыла. Реклама его товара - "Чистота – это мерило цивилизованности". У реального Бэббита было 100 с лишним патентов на оружейные стволы, на разные виды брони, на моторы, лодки и так далее.
Если ступить на шаг в сторону от так называемой великой литературы, то возникает смутная догадка, что ведь, наверное, Америку как раз такие вот люди и создали. Не Синклеры Льюисы, а Бенджамины Бэббиты, бизнесмены, изобретатели, трудяги и оптимисты.
Интересно, что Синклер Льюис настойчиво ставит в вину своим героям не только бездуховное, по его мнению, занятие - бизнес, но даже их оптимизм, то, что они просто довольны жизнью. Как знакома эта претензия русскому читателю!
Ты будешь доволен собой и женой
Своей конституцией куцей
А вот у поэта всемирный запой
И мало ему конституций.
Поэт на пару с писателем провозглашают "отойди от меня сатана, отойди от меня буржуа". Художественной натуре не понять, что ее "всемирный запой" не для всех.
Кстати, Синклер Льюис умер от сердечного приступа, вызванного алкоголизмом.
В своей автобиографии, написанной для Нобелевского комитета, Синклер Льюис, в частности, говорит, что его "дар… сильно раздражал американскую самодовольную чопорность…" и, что сотни тысяч его сограждан читали "Главную улицу" с таким же мазохистским удовольствием, с каким человек трогает больной зуб. Но, может быть, тираж "Главной улицы" так взлетел, просто потому, что книга хорошо написана -- как и другой нашумевший роман автора, "Бэббит"?
Однако Синклеру Льюису мало быть хорошим писателем, он хотел "раздражать", обличать и разоблачать. "Бэббит" еще не закончен, но автор уже заверяет друзей, что вскоре все заговорят о "бэббитизме". То есть, не о герое, а о явлении. Синклер Льюис писал не человека, а типичного представителя. К счастью для автора, писатель большей частью побеждал в нем социального критика. Когда читаешь пронзительные строки, где затюканный автором Бэббит рыдает у постели больной жены, то начисто забываешь о настырном желании писателя ставить диагноз обществу и быть его судьей.
Нечто подобное в "Главной улице", которая и сделала Синклера Льюиса знаменитым. И здесь его героиня Керол вышла слишком живым человеком, чтобы безропотно нести непосильную идейную нагрузку, возложенную на нее автором. Откуда у нее трезвый взгляд на "удручающую посредственность и самодовольство провинциальной жизни"? А вот откуда. Как-то летом Синклер Льюис, еще не ставший знаменитостью, но уже поживший в больших городах, поучившись в Йельском университете, вернулся в родную деревеньку Sauk Center, штат Миннесота, где население и сегодня не дотягивает до 3 тысяч. Синклер Льюис с его амбициями и комплексами просто не мог не испытать там мучительную скуку, под влиянием которой задумал книгу об идиотизме провинциальной жизни - "Деревенский вирус". Этот термин позже объясняет один из героев романа, который стал называться "Главная улица". Вот этой собственной скукой писатель щедро наделил свою Керол. Хотя эта симпатичная женщина не способна обличать среду с позиций писателя, Керол не нашла себя ни в деревне, ни в городе. У нее есть пленительное обаяние юности, но нет ни таланта, ни энергии для какого-либо дела. Автор - начинающий писатель. Она конченный полуинтеллигент.
И тут время на манер самого Синклера Льюиса перейти от писателя к типичному явлению, назовем его "льюисизм" или "синклеризм". Известно, что художественные натуры часто бывают отпетыми либералами. Они стыдятся своей исключительности, а иногда и заработанных с помощью таланта денег. Они, нередко социалисты, великодушно желают, чтобы каждый "простой человек" жил хорошо и чтобы ему были не чужды "художественные" интересы. "А тогда не будет более почетных и менее... И сапожники, и молочницы - все гении". "Но если б все так чувствовать могли Гармонию, то кто бы стал тогда
заботиться о нуждах низкой жизни"? Кто бы строил и продавал дома, сидел за конторкой в банке, стоял за станком и за прилавком магазина, изобретал и делал такие прозаические вещи, как, извините, унитаз, туалетная бумага, мыло. Кстати, о мыле.
По мнению некоторых "льюисоведов", фамилию героя автор взял у реального человека, которого звали Бенджамин Тэлбот Бэббит. В одноименном романе Бэббит – вульгарный и невежественный бизнесмен. В жизни - это известный изобретатель и менеджер. Он сколотил состояние на производстве мыла. Реклама его товара - "Чистота – это мерило цивилизованности". У реального Бэббита было 100 с лишним патентов на оружейные стволы, на разные виды брони, на моторы, лодки и так далее.
Если ступить на шаг в сторону от так называемой великой литературы, то возникает смутная догадка, что ведь, наверное, Америку как раз такие вот люди и создали. Не Синклеры Льюисы, а Бенджамины Бэббиты, бизнесмены, изобретатели, трудяги и оптимисты.
Интересно, что Синклер Льюис настойчиво ставит в вину своим героям не только бездуховное, по его мнению, занятие - бизнес, но даже их оптимизм, то, что они просто довольны жизнью. Как знакома эта претензия русскому читателю!
Ты будешь доволен собой и женой
Своей конституцией куцей
А вот у поэта всемирный запой
И мало ему конституций.
Поэт на пару с писателем провозглашают "отойди от меня сатана, отойди от меня буржуа". Художественной натуре не понять, что ее "всемирный запой" не для всех.
Кстати, Синклер Льюис умер от сердечного приступа, вызванного алкоголизмом.