Ссылки для упрощенного доступа

Призывник отстоял свое право на отсрочку в суде (Самара)


Сергей Хазов: Самарец Дмитрий Целых в суде смог доказать незаконность своего призыва в армию. В сентябре Дмитрий, закончивший Поволжскую академию искусств и культуры, получил повестку в военный комиссариат Куйбышевского района. "Работники военкомата на призывной комиссии общались очень невежливо", - рассказывает Дмитрий Целых.

Дмитрий Целых: После того, как я закончил учебу, я пошел работать, потому что знал, что по закону мне положена отсрочка, потому что мой ИМТ меньше 18,5. По закону я должен проходить медицинское освидетельствование в течение 6 месяцев. Получил повестку, пошел, как нормальный законопослушный гражданин, в военкомат. На призывной комиссии опять же начальник Второго отдела разговаривал, не давал вставить ни слова, и в довольно жесткой форме объяснял мне, что я такой плохой и нехороший, веду неправильный образ жизни и должен идти служить в армию. Прошел медкомиссию, после чего в военкомате решили, что я годен к службе в нашей армии.

Сергей Хазов: Для защиты своих гражданских Дмитрий обратился в Самарскую юридическую консультацию для призывников, работающую при городском общественно-политическом центре. "Решив призвать в армию Дмитрия, страдающего дефицитом веса, работники военкомата допустили грубейшие нарушения Закона о призыве на военную службу", - поясняет руководитель правозащитной консультации Александр Лашманкин.

Александр Лашманкин: Работниками военного комиссариата допущены довольно серьезные нарушения Закона о призыве на военную службу. В частности, он имел право на предоставление отсрочки сроком на полгода для того, чтобы пройти всестороннее обследование состояния здоровья, поскольку у него был недовес. ИМТ был меньше, чем 18,5. Это довольно серьезное нарушение.

Сергей Хазов: Решение о призыве на военную службу самарца Дмитрия Целых было обжаловано как незаконное в суде Куйбышевского района Самары. Судья согласилась с доводами правозащитников, отменив решение о призыве и предоставив Дмитрию отсрочку на полгода. "Представитель военкомата в суде заявил, что все равно придется служить в армии", - Дмитрий Целых рассказывает…

Дмитрий Целых: Я отрицательно отношусь к службе в армии, потому что считаю, что любым делом должен заниматься профессионал, в том числе и защищать родину должен профессионал, в первую очередь. То есть тот человек, который хочет это делать, который умеет это делать. Армия должна состоять из профессионалов на контрактной основе.

Сергей Хазов: "Самым сложным во время защиты нарушенных прав призывника было общение с бюрократами из суда и военкомата", - говорит правозащитник Александр Лашманкин.

Александр Лашманкин: Во время защиты Дмитрия самым сложным было, наверное, поставить ситуацию в рамки правового поля при рассмотрении дела в суде. В итоге, несмотря на все особенности с организацией внутренней деятельности Куйбышевского районного суда города Самары, все-таки в итоге дело было рассмотрено, я считаю, правосудно.

Сергей Хазов: От общения с работниками военкомата у самарца Дмитрия Целых остались негативные впечатления.

Дмитрий Целых: Первое впечатление у меня сложилось на первом курсе, когда я только поступил учиться. Потому что меня пытались, грубо говоря, загнать на медкомиссию звонками из военкомата, то есть без предъявления всяких повесток. Говорили, что обязан явиться в военкомат, пройти медкомиссию. В итоге, после чего меня забрали с милицией, привезли в военкомат на медкомиссию, которую я прошел. Все это было довольно… В жесткой форме со мной общались. После прохождения медкомиссии меня попросили зайти тогда, по-моему, еще к майору, который был главным в военкомате в Куйбышевском районе. Он довольно жестко со мной поговорил на тему того, что такие как вы, вас отчисляют и все прочее, вы пойдете служить в любом случае. После чего я буквально через несколько дней, когда взял справку о том, что я учусь и принес ему, показал, было такое ощущение, как будто люди поменялись. Секретарь, которая со мной до этого разговаривала через губу, стала нормально общаться. Не то, чтобы нормально, а просто как с человеком, который на данный момент им не нужен и неинтересен.

Сергей Хазов: С начала осенней призывной кампании за консультацией к самарским правозащитникам обратился только один призывник. "Случай Дмитрия Целых: скорее исключение, чем правило", – рассказал правозащитник Александр Лашманкин. По словам правозащитника, молодые люди сегодня предпочитают откупаться от призыва в армию, нежели в суде отстаивать свое право на законное освобождение от военной службы.

Экспертное мнение

Алексей Ловягин, руководитель военно-правового департамента юридического центра "Правозащита": Дмитрий правильно поступил, что не стал как все в общее стадо вписываться. А стал отстаивать свое законное право на отсрочку либо освобождение. К сожалению, сложилась такая тенденция, она довольно-таки, древняя – негативное обращение и отношение к призывникам. Необходимо до конца доводить начатое дело. Правильно сказал Александр, правозащитник, что они будут следить за этой ситуацией. Но в суде необходимо не просто отменять решение военного комиссариата, но также доводить дело до победного завершения, то есть до получения военного билета, до получения освобождения по заболеванию.
По обращению в нашу организацию, 80% призывников на данный момент готовы отстаивать свои права в судах, не только в судах, но и в вышестоящих судах таких, как прокуратура, органы внутренних дел, военные комиссариаты городов и районов. Но 20% пытаются по старинке решить вопрос через Ивана Ивановича так называемого. Для примера. Первый год обращения в наш юридический центр – это порядка 10-15% с последующим приростом в процентном соотношении порядка 10-15% также ежегодно. У нас заявлена независимая экспертиза медицинских документов. В соответствии с законом, федеральным законодательством, военный комиссариат обязан принимать любые документы от призывников, не только документа, а также заявления, жалобы и ходатайства. Документы не только из государственных, но, подчеркиваю, и из частных центров обязан принимать военный комиссариат. По статистике могу сказать следующее. Работая в нашем центре с 2000 года, процентное отношение обращений призывников и их родителей именно за юридической помощью было увеличение порядка 200% за призыв. Для примера. Если в весенний призыв 2003 года обращалось 100 человек в нашу организацию, то к осеннему призыву 200 обращается уже 600! Видят, что мы как юристы можем им помочь, и нет необходимости совершать незаконные действия.
XS
SM
MD
LG