Ссылки для упрощенного доступа

Россияне остались оптимистами


Каким оказался 2009 год для России? Этот вопрос задавали россиянам специалисты-социологи, и более половины опрошенных ответили, что труднее, чем предыдущий. С другой стороны, половина россиян считает, что дела в стране в целом идут в правильном направлении. А это значит, что ресурс доверия к государственной власти еще не израсходован.

Откуда у россиян берется такая уверенность, объяснил директор Левада-Центра Лев Гудков:

– Если сравнивать массовые настроения с мнением экспертов, то они заметно различаются. Мнения большинства экспертов довольно тревожные: как показал нынешний год, кризис протекает в России гораздо тяжелее, чем в других странах, и десятилетие подъема оказалось упущенным, поскольку не проведены очень значимые и нужные институциональные реформы. Массовое сознание общества реагирует гораздо спокойнее на это, поскольку источники информации ограничены, и мы имеем дело все-таки с контролируемым информационным полем. Возможности понимания происходящего в обществе тоже очень ограничены. Поэтому я бы сказал, что общий тон реакции - немножко притупленный. Большинство людей считают, что год оказался труднее, чем предыдущий, так считают 62 процента. Труднее был или хуже был только кризисный год - 1998-ой, если судить по оценкам, итогам года, кризис бьет по двум в основном группам – по наименее обеспеченным, особенно жителям малых и средних городов и по наиболее обеспеченным группам, которые заметно сократили характер своего потребления. Но в целом их ресурсов пока достаточно. Кризис развивается медленно, и поэтому большинство людей, как показывают все наши опросы на протяжении года, успевают адаптироваться к нему. Есть ресурсы, главное, психологический запас терпения. И поэтому ситуация воспринимается не так драматично, как, скажем, в 1998 году. Ровно половина опрошенных считает, что в целом ситуация развивается в правильном направлении. И только около трети считает, что ситуация развивается неправильно, и страна движется в тупик, положение дел оценивается негативно. В целом люди надеются на то, что правительство справится с кризисом и как-то выйдет из этой ситуации. И рейтинг первых лиц, хотя и понизился с августа 2008 года, но, тем не менее, остается достаточно высоким.

Список "Женщин года", по опросам центра, возглавила Алла Пугачева, потеснив Валентину Матвиенко на второе место.

О важнейших событиях года, который отметили россияне, рассказал руководитель отдела социально-политических исследований Борис Дубин:

– Уже, вообще говоря, не первый год в России главными и наиболее заметными событиями являются прежде всего события катастрофические. В этом году первый пять главных, наиболее памятных для людей событий – это пожар в пермском клубе – половина опрошенных его отметила. Чуть меньше, но тоже очень много – 45 процентов – отметили катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС. Кризис, экономический спад, взрыв в "Невском экспрессе", эпидемия свиного грипп… Вот пять основных событий, и их не назовешь веселыми. В этом смысле понятно, какой эмоциональный фон сегодня у населения.

Однако, несмотря на этот эмоциональный фон, в оценках россиян по-прежнему сохраняется положительный баланс. Об этом рассказал президент Фонда "Общественное мнение" Александр Ослон:

– Позитивный баланс начался только в 2000 году. Но вообще, в течение 2000-х годов, только один год был годом, когда баланс был негативный – это 2004-й год, до кризиса. Тоже можно понять почему: это был год выборов и больших, многих событиях, и большой каши в общественно-политическом поле, активизации самых разнообразных сил и течений. А так в 2000-е годы, как мы видим, этот баланс был позитивным.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, которыми поделился директор Валентин Федоров, россиян, кроме кризиса и катастроф, в прошедшем году интересовали еще две темы:

– Очень часто говорят о двух мерах правительства, которые получили широкий резонанс и несколько скрасили такую унылую и довольно депрессивную информационную картину этого года. Это повышение пенсий, как уже произошедшее, так и намеченная на январь так называемая валоризация. А также решимость правительства наконец завершить процесс предоставления жилья всем ветеранам Великой Отечественной войны. Эта мера также получила существенный резонанс. Если говорить о том, чего россияне ждут от 2010 года и с каким настроением входят в новый год, то становится очевидным, что кризис, на самом деле, позади. Ожидания от следующего года гораздо более оптимистичные, чем были ожидания от 2009-го в конце 2008-го. Люди пока без каких-то завышенных ожиданий. То есть тех, кто полагает, что будет все очень хорошо, маловато, но тех, кто говорит, что будет явно лучше, чем сейчас, стало существенно больше, чем год назад. Доля тех, кто полагает, что через год они будут жить хуже, чем сейчас, сократилась вдвое. Год назад таковых было 24 процента, сейчас – только 12. Большинство полагает, что все будет примерно так же, как и сейчас, но значительная доля, почти треть опрошенных, полагают, что будет все лучше. В конце 2008 года – для сравнения – таких было совсем немного.

Несмотря на некоторую разницу в данных, полученных в результате опросов, с последним утверждением Валентина Федорова согласны все социологи. Россияне остались оптимистами. Во всяком случае, в 2009 году.
XS
SM
MD
LG