Ссылки для упрощенного доступа

Благотворительность в России или альтернативные новогодние подарки


Ирина Лагунина: Европа перед Рождеством и Новым Годом – это огромное количество способов оказать благотворительную помощь. От посланий по почте до лотков в супермаркетах с различными детскими фондами. Можно купить, например, самый простой вариант – рождественскую или новогоднюю открытку, и ваши деньги пойдут на благое дело. Почему в России люди не так активно готовы жертвовать и какие возможны варианты альтернативных подарков? Рассказывает Кристина Горелик.

Кристина Горелик: В России в моду потихоньку начинают входить необычные подарки. Пока финансовый кризис о себе громко не заявлял, очень популярными в Москве и других крупных городах были игрушки hand-made, то есть ручной работы, сделанные в единственном экземпляре. Стоить они могли очень дорого. Те, у кого денег не хватало, старались сотворить маленькое чудо своими руками. С тех пор, как экономические условия стали не столь благоприятными, люди начали вспоминать опыт 90-х годов. Когда делали новогодние шары из полиэтиленовых пакетов, обвязывая лентами, вырезали из бумаги гирлянды и игрушки (теперь это называется оригами), экономили на новогодних украшениях. Экологи такой подход приветствуют, ведь он наносит куда меньше вреда окружающей среде, чем если бы все кинулись покупать пластмассовые сувениры. Разговариваю с Дмитрием Даушевым, Координатором программы Сторонники Всемирного Фонда Дикой природы в России.
Дмитрий, вы сами будете дарить необычные подарки людям на Новый год?

Дмитрий Даушев: Да.

Кристина Горелик: Какие?

Дмитрий Даушев: По крайней мере, которые приготовили для людей, мы, как WWF, я себе лично выкупил десятка полтора. Может быть они в чем-то обычные, потому что это разные сумки с тиграми, но необычность их в том, что там, во-первых, потрясающе забавная картинка. Я не знаю, видели ли вы нашего тигра, он похож то ли на корову, то ли на собаку, то ли на крокодила, все его называют по-разному, выглядит он очень забавным. А во-вторых, это подарок, который приучает людей к несколько необычному, но очень правильному поведению. То есть таскать с собой маленькую сумочку вместо того, чтобы брать пластиковые пакеты, это еще выглядит странно, хотя вся Европа так уже делает.

Кристина Горелик: То есть это сумка для покупок?

Дмитрий Даушев: Совершенно верно, это сумка из тряпочки тоненькой, которую можно свернуть, положить в карман и воспользоваться ею в любом магазине.

Кристина Горелик: И совсем уже новые веяния в России – это так называемые «альтернативные подарки».
Можно подарить сеанс массажа или мастер-класс по игре на этнических барабанах. Расскажите, какие еще есть альтернативы тем традиционным подаркам, которые привыкли получать на новый год жители России?

Дмитрий Даушев: Во-первых, я знаю, что есть куча сайтов, которые предлагают именно необычные подарки, то есть вместо какой-нибудь вещи предлагают какое-нибудь событие – катание в прозрачных шарах, летание на вертолете, прыжки с парашюта с инструктором и множество других. Этим забит весь интернет. Мы со своей стороны предлагаем тоже несколько необычных подарков – это подарки себе и природе. То есть вроде бы как в руки человек ничего не получает, кроме какого-нибудь символического сертификата, а все равно память остается и приятно. Таким подарком у нас традиционно зубры, то есть зубра не живьем, не целиком, а дарят право назвать его своим именем и содержать его год в заповеднике. Это программа "Усынови зубра".

Кристина Горелик: Дорого стоит усыновить зубра?

Дмитрий Даушев: Недешево. Это 50 тысяч рублей. Но этих денег хватает на целый год его содержания, а потом дальше этот зубр начинать выражать упрек, либо может быть выпущен в настоящую природу, судьба у всех разная. Что забавно, у всех московских, подмосковных зубров имена начинаются на слог Му. Ведется международная племенная книга, для каждого питомника придумано собственное начало имени, то есть по имени зубра можно определить, из какого он питомника. Если вам говорят, что этот зубр Мурзилка, можете быть уверены, что он родился в Приокско-террасном заповеднике. Там есть еще Мурыжка, Мултан, Муртаньян, Муртиза и так далее, множество зубров, все начинаются на Му. Соответственно несколько зубров каждый год рождается и их усыновляют и переусыновляют по третьему, четвертому, пятому году некоторых.
Еще у нас новая программа, связанная с годом тигра и мы надеемся, что этот подарок будет самым популярным, собственно он уже популярный – это усыновление тигров. Естественно, усыновление символическое, потому что живого тигра никто домой не притащит. Тигров всего около 500 на российском Дальнем Востоке, осталось на самом деле даже меньше 500. И в рамках программы по сохранению тигров мы предлагаем людям символически усыновить этого тигра, а в качестве подарка, который можно людям передать, идет сертификат усыновителя и симпатичный тигр из папье-маше ручной работы. А средства собранные направляются на борьбу с браконьерами, сохранение лесов от рубок, подкормку копытных в зимнее время, в общем куча мероприятий, которые может быть выглядят скучными, но именно в этом заключается сохранение тигров на Дальнем Востоке.

Кристина Горелик: Насколько популярными становятся подобные подарки как усыновление тигра или зубра?

Дмитрий Даушев: На мой взгляд популярность растет и будет какое-то время расти просто потому, что люди к этому не привыкли. Есть огромное количество людей, для которых это является чем-то оригинальным. Но по-моему, самыми популярными подарками будут подарки, которые нельзя купить. То есть если мне дарят что-то такое, что я могу купить сам, понятно, что ценность ровно сумме этого плюс немножко внимания. А есть вещи, которые купить нельзя.

Кристина Горелик: Рассказывал Дмитрий Даушев. Всемирный Фонд Дикой природы.
Основа благотворительности в западных странах – это средний класс. В России средний класс – это тоненькая прослойка людей, которые пока не в состоянии сформировать костяк, благодаря которому благотворительность в России станет процветать. Ну и еще, по какой-то странной причине, к российскому среднему классу относят чиновничество. Но в этой группе с коррупцией бы разобраться, не то что о благотворительности думать. На Руси традиционно благотворительностью занимались либо крупные предприниматели, либо, как ни странно, люди бедные, снимающие с себя «последнюю рубаху».
Когда Британский Благотворительный Фонд CAF пришел в Россию, а это было 16 лет назад, о благотворительности почти никто не думал. Сейчас люди постепенно начинают привыкать к благотворительности, некоторые в качестве подарка на Новый год дарят… даже благотворительное интернет-пожертвование! Пока для России это очень необычный подарок. Мария Черток, директор КАФ в России делает именно такие подарки.

Мария Черток: Может быть для людей, работающих в некоммерческом секторе, это не настолько необычные подарки, как для других. В прошлом году, например, большинство подарков, которые я сделала родным и друзьям, я купила на благотворительных базарах. В частности, я купила очень красивые кружечки со смешными картинками в организации Центр лечебной педагогики. Картинки эти были нарисованы детьми, подопечными центра. И стишки, которые там были к этим картинкам приписаны, тоже были очень смешные и тоже были написаны этими детишками. Например, там была кружечка, на которой был изображен летящий человечек и стишок был: "Доктор, доктор, я лечу. Я такого не лечу". Моей маме очень понравилось.
А в этом году практически ничего не покупала, а сделала благотворительные пожертвования и предложила своей сотруднице, которой мне положено было подарить подарок, у нас так принято, что как минимум каждый дарит подарок какому-нибудь одному сослуживцу. Предложила моей сотруднице выбрать, собственно, куда она хочет, чтобы это пожертвование пошло. Сделала я это благодаря тому интернет-ресурсу, который мы собственно и поддерживаем под названием "Благо.ру". Там есть открыточно-подарочный сервис предновогодний. Там можно либо сделать пожертвования в подарок другу либо подруге, соответственно, либо выбрав самому получателя помощи, либо предложив подруге выбрать получателя помощи.

Кристина Горелик: А что значит сделать подруге подарок?

Мария Черток: Человек заходит на этот ресурс, там написано: вы можете сделать такой-то, такой-то подарок. Я, например, хочу своей подруге или своему другу сделать подарок. Но вы хотите прежде всего подарить этому человеку хорошее настроение, ощущение причастности к правильному доброму делу, а например, не хотите подарить какой-то дежурный сувенир, который никому не доставит большого удовольствия, а будет неким символом вашего отношения. Так вот таким же символом вашего отношения, а так же разделения ценностей с вашим другом или товарищем будет то, что вы сделаете пожертвования на благотворительность и либо сами выберете получателя либо предложите человеку выбрать. И у него будет ощущение, что он сделал это пожертвование.

Кристина Горелик: А что там за получатели?

Мария Черток: Там около сорока самых разных некоммерческих организаций работающих в разных темах, начиная от тем, связанных со здоровьем, с инвалидностью, кончая какими-то культурными проектами, экологическими проектами. Там есть приюты для бездомных животных. То есть на вкус и цвет выбор любой. А так же там вы можете заказать у своего друга подарок, вы можете отправить открытку своему товарищу, сказав, что не надо мне свечек, шампуней, статуэток, а лучше сделай пожертвование в эту организацию?

Кристина Горелик: И много людей делают пожертвования на этом сайте?

Мария Черток: Пока еще не очень много, но десяток человек в день точно заходят. За последний месяц 600 тысяч рублей было перечислено не только в виде подарков, но и в виде пожертвований.

Кристина Горелик: Я знаю, что люди обычные с недоверием относятся к интернет-пожертвованию, поскольку считают, что не всегда их деньги идут непосредственно на те цели, которые бывают заявлены. Они боятся, что их обманут, они боятся, что их деньги не дойдут до конечного получателя.

Мария Черток: К сожалению, действительно интернет – это место, где есть много возможностей, но есть в том числе много возможностей попасть на разные злоупотребления и мошенничества в том числе. Может быть конечного получателя вообще нет. То есть такие случаи были, они достаточно широко обсуждались в интернет-сообществах. Но "Благо.ру" устроен немножко по-другому, там собственно речь не идет о частных лицах, речь идет о пожертвованиях в конкретные, вполне понятные организации. Вы можете увидеть там описание их деятельности, адрес, телефон, при желании позвонить туда. Мы в свою очередь, когда размещаем на сайте, делаем полную юридическую экспертизу этих организаций, как если бы мы им давали собственные деньги как фонд.

Кристина Горелик: Мы – это организация?

Мария Черток: Мы – это КАФ России. Более того, через несколько месяцев доступен отчет об использовании пожертвований. Даже жертвователь может, когда он делает пожертвование, поставить галочку в клеточке, чтобы ему на электронную почту пришел этот отчет. То есть в этом смысле это страшно прозрачная история и там как раз беспокоиться не о чем.

Кристина Горелик: В конце 2009 года компания КОМКОН провела опрос в рамках программы «Благотворительность вместо сувениров». Опрос проводился среди жителей городов–миллионников, в возрасте от 20 до 45 лет. Средние суммы, которые планируют потратить опрошенные люди на подарки и сувениры, в Москве были 12 тысяч рублей, в Петербурге почти 9 тысяч, в регионах - пять с половиной тысяч рублей. Самыми ужасными из полученных подарков люди называли мелочи для дома, аксессуары, одежду и обувь. Однако лишь пятая часть всех опрошенных пожелала вместо обычных подарков подарить людям возможность благотворительного пожертвования. Мало кто уверен, что такой подарок понравится другим, хотя сам, судя по опросу, вполне мог бы получить в дар такое предложение.
XS
SM
MD
LG