Ссылки для упрощенного доступа

Иван Демьянюк и другие


Возможно, защите Демьянюка удастся остановить судебный процесс до вынесения приговора.
Возможно, защите Демьянюка удастся остановить судебный процесс до вынесения приговора.

В Мюнхене возобновляется судебный процесс по делу депортированного из США в Германию 89-летнего Джона (урожденного Ивана) Демьянюка, бывшего охранника нацистского лагеря смерти Собибор. Демьянюку предъявлено обвинение в соучастии в уничтожении по меньшей мере 27900 еврейских узников. Несмотря на давность лет, похоже, процесс над Демьянюком будет не последним разбирательством, связанным с нацистскими преступлениями.


Сам процесс, предположительно, продлится до мая. Но многие наблюдатели уже сегодня предрекают ему неудачу, считая, что

В 1963 году некоторые эсэсовцы из администрации лагеря Собибор, где служил Демьянюк, были оправданы судом за недостаточностью улик.
вследствие проблем со здоровьем Ивана Демьянюка защите удастся остановить процесс и предотвратить официальное осуждение, то есть вынесение приговора.

Тем не менее, суд над Демьянюком, скорее всего, не станет последним судом над нацистским преступником. Хотя практически все обвиняемые по таким делам ― люди в возрасте под 90 лет и старше, прокуратура Мюнхена до сих пор ведет расследования 30 дел, связанных с убийствами мирных жителей во время войны ― в основном, в Италии.


В августе 2009 года судом Мюнхена уже был осужден на пожизненное заключение бывший офицер СС 91-летний Йозеф Шойнграбер. В июне 1944 года в тосканском городке Фальцано он отдал приказ о казни 11 итальянцев, подозревавшихся в помощи партизанам. По приказу Йозефа Шойнграбера его подчиненные заперли итальянцев в доме и взорвали его. Выжил только 15-летний подросток, получивший тяжелые ранения.


Адвокат Шойнграбера Райнер Тезен намерен обжаловать приговор. Родственники убитых, приехавшие в Мюнхен на оглашение приговора, встретили его с одобрением, как торжество справедливости. Но пока адвокат Шойнграбера будет кассационными жалобами добиваться оправдания своего подзащитного, тот будет оставаться на свободе.


Существует, между тем, немало граждан Германии, осужденных за подобные преступления в других европейских странах. Однако их Германия отказывается выдавать. В свое время, поступив в СС или вермахт, эти люди получили немецкое гражданство на основе предписания Гитлера. Закон же запрещает выдавать граждан без их личного согласия.


Так, 88-летний датчанин Зерен Кам, заочно осужденный на родине за расстрел журналиста, спокойно проживает ныне в курортной части Баварии. 87-летний Клаас Карел Фабер, заочно приговоренный в Голландии к пожизненному заключению за причастность к гибели заключенных лагеря Вестерборк (того самого, откуда голландских евреев отправляли на уничтожение в Собибор), доживает свои дни в той же Баварии. Попытка осудить обоих в Германии не увенчалась успехом ― их действия были квалифицированы судом

В Германии нет срока давности по делам об убийстве при отягчающих обстоятельствах (именно так немецкий закон трактует расстрелы мирного населения на оккупированных территориях).
как убийство без отягчающих обстоятельств. Срок давности по такому преступлению уже истек.

В той же Голландии в 1949 году был приговорен заочно к смертной казни служивший в СС Хайнрих Буре. В прошлом голландец, он также приобрел немецкое гражданство и с июля по сентябрь 1944 года участвовал в казни трех голландских граждан, подозревавшихся в помощи партизанам. Теперь его судят в Германии, в городе Ахен.


Хайнрих Буре сам подробно описал свои действия. В суде он хранит молчание ― во время процесса текст зачитал его адвокат. В записях сказано, что Хайнриху Буре угрожали и что в случае отказа расстреливать он был бы расстрелян сам.


"Тут не та ситуация, чтобы рассказ подзащитного совсем не тронул сердце адвоката. В некотором смысле я своему подзащитному сочувствую", ― признался адвокат Хайнриха Буре Гордон Кристиансен.


Но, как пишет 88-летний обвиняемый, в 1944 году у него не было и тени мысли о своей вине или о преступлении. Сегодняшний Буре тоже не выказывает ни раскаяния, ни сочувствия родственникам своих жертв и отказывается отвечать на вопросы суда.


"Я думал, тот, кто так подробно все описывает, будет готов и к ответам на вопросы, но Буре, кажется, очень боится, что в результате его ответов могут всплыть новые обстоятельства, ― говорит адвокат сына одного из убитых голландцев Вольфганг Хайерман, ― может проявиться его ложь в каких-то деталях, а это способно повлиять на приговор". Приговор по делу Буре должен быть вынесен судом в городе Ахене в начале февраля.


В Германии нет срока давности по делам об убийстве при отягчающих обстоятельствах (именно так немецкий закон трактует расстрелы мирного населения на оккупированных территориях). Строгость самого закона и его применения после войны сформировалась не сразу. В 1963 году некоторые эсэсовцы из администрации лагеря Собибор, где служил Демьянюк, были оправданы судом за недостаточностью улик.


Помимо 30 следственных дел Мюнхенской прокуратуры, еще 24 дела не закрыты Центральным федеральным бюро расследования нацистских преступлений в Людвифсбурге. Но во многих случаях следствие идет в ситуации, когда место нахождения подозреваемого неизвестно ― как, собственно, и то, жив ли он вообще.


Что же до процесса над Иваном Демьянюком, то в этом случае прокуратура Германии уверена, что располагает достаточными доказательствами для осуждения обвиняемого.

XS
SM
MD
LG