Ссылки для упрощенного доступа

Сечевые стрельцы как символ новой Украины


Мемориал украинским сечевым стрельцам на горе Маковка
Мемориал украинским сечевым стрельцам на горе Маковка
На Украине учреждена новая памятная дата: в конце апреля будет отмечаться годовщина победы сечевых стрельцов, воевавших в годы Первой мировой войны в составе армии Австро-Венгрии, над русскими войсками на горе Маковка в Восточных Карпатах. В последние дни апреля - в начале мая 1915 года подразделения сечевых стрельцов, сформированные из живущих на территории Австро-Венгрии украинцев, сдерживали здесь наступление русской армии.

О битве на горе Маковка рассказывает профессор Львовского национального университета имени Ивана Франко, доктор исторических наук Ярослав Грицак:

- Сражение под Маковкой весной 1915 года не имело решающего стратегического и даже тактического значения. Но победа австро-венгерских войск, на стороне которых сражались украинские сечевые стрельцы, имела значение, которое очень важно понять в контексте того времени. И отдельно - в контексте того, как к этому событию относятся сейчас. Украинские деятели Галиции перед самой войной и в ее начале четко определили, что их позиция солидаризируется с позицией Австро-Венгрии и что их главный враг - Российская империя. Галиция была сразу оккупирована российскими войсками. А успех в сражении под Маковской привел впоследствии к череде новых побед, которые, в конце концов, и привели к завершению российской оккупации Галиции.

Впоследствии, когда Галиция была под властью Польши, многие молодые люди взяли за правило собираться у горы Маковка, за что подвергались преследованиям. Но от этого героический ореол вокруг битвы становился все ярче. Хотя, в основном, только в Галиции. Даже в Закарпатье, соседних территориях Западной Галичины, на Волыни об этой битве знают очень мало, если знают вообще. Так что я скептически отношусь к указу Ющенко, поскольку не вижу шанса, чтобы это локальное событие стало центром всеукраинской памяти. Да и вообще: если уж праздновать определенные битвы, то только в одном историческом контексте - как знак примирения, - заключил Ярослав Грицак.

Столетие назад территория нынешней Украины была разделена между Австро-Венгерской и Российской империями. О формировании украинского национального самосознания на так называемой русской Украине и в Галиции в интервью Радио Свобода рассказал московский историк, профессор МГИМО и ответственный редактор двухтомного исследования "История России ХХ века" Андрей Зубов.

- Как формировалось национальное самосознание украинского народа? Они ощущали себя украинцами и в Российской империи, и в Австро-Венгрии?
Украинцы всегда ощущали, что их не хотят считать отдельным народом. Хотя в переписях населения 1897 года малороссы и белорусы указывались, как особые подразделения единого русского народа, такие же, как великороссы

- Безусловно. В России уже со второй половины XIX века, после второго польского восстания 1864 года заметен подъем национального самосознания. Долгое время русские власти его не хотели замечать. Да и сегодня некоторые русские националисты говорят, что это было верхушечное, интеллигентское движение. Интеллигенты в нем присутствовали, безусловно, но оно было в значительной степени народным. Это показали, кстати говоря, выборы в Учредительное собрание и выборы в Думу 1906 года - на них от Украины побеждала значительная часть национальных партий. Если от Белоруссии, например, националисты получили на выборах в Учредительное собрание меньше полутора процентов голосов, то от Украины националисты получили более двух третей голосов. Это было движение за национальное возрождение, за право пользоваться родным языком, изучать национальную культуру. Все это, к сожалению, преследовалось в России. В общем, украинцы всегда ощущали, что их не хотят считать отдельным народом. Хотя в переписях населения 1897 года малороссы и белорусы указывались, как особые подразделения единого русского народа, такие же, как великороссы.

- Они были как-то поражены в правах по сравнению с русским населением?

- Ни в каких правах они, разумеется, поражены не были. Хотя время от времени то запрещали, то разрешали украинские просветительные национальные организации. В какие-то годы они действовали совершенно свободно, создавали читальни, курсы по изучению украинского языка. А перед Первой мировой войной эти организации начинают снова закрывать, перестают издаваться газеты на украинском языке.

- Существовало ли какое-либо движение за объединение Украины в нынешних границах или в границах украинского этноса в России и в Австро-Венгрии в то время?

- Существовало. В Австро-Венгрии, надо иметь в виду, украинцы составляли большинство в целом ряде провинций. Это, понятно, Восточная Галиция со столицей во Львове, Буковина, со столицей в Черновцах. И Карпатская Русь, нынешняя закарпатская Украина. Центром украинского ирредентизма был Львов. Именно в этом городе Австрия уже с 70-х годов XIX века специально поддерживала украинский национализм, финансировала украинские отделения Львовского университета. Идея, которую преследовала Австрия, была очень проста. Они боялись потерять свои украинские области, которые могут пожелать соединиться с русской Украиной. Поэтому Австрия выдвинула противоположную идею - создание единого украинского культурного целого, но под протекторатом Австрии. В самой Галиции часть населения была за соединение в той или иной степени с Россией, а другая – поддерживала австрийский вариант.

- Отчасти Первая мировая война для украинского народа была братоубийственной. Одни были мобилизованы в русскую армию, другие воевали в австро-венгерской.

- Именно так. В австро-венгерскую армию было мобилизовано до четверти миллиона украинцев. Большая часть - в обычные соединения, но в то же время было сформировано, по инициативе украинских националистических организаций Галиции, и особое подразделение сечевых стрельцов. Оно состояло примерно из 1700 рядовых и 47 офицеров. В русской армии украинцев было, конечно, раз в десять больше, чем в австрийской. Так что во многом это была братоубийственная война. Ужасно, но это так.
XS
SM
MD
LG