Накануне новогодних праздников на экраны Турции вышел комедийный фильм "Канал-И-зация", снятый местными кинематографистами, который высмеивает пороки современного турецкого телевидения. В Турции действуют около пятидесяти телевизионных телеканалов. Однако критики не устают отмечать резко падающее качество большинства телевизионных программ.
Название фильма – это игра слов. Удаляющий нечистоты коллектор и одновременно название вымышленного телевизионного канала. Действие фильма разворачивается в Стамбуле в наши дни. Бедный, необразованный человек моет окна в высотном здании частного телевизионного канала. Раскачиваясь в воздухе на своей рабочей платформе, он случайно знакомится с президентом канала, кабинет которого находится на одном из верхних этажей. Мужчины начинают вести задушевные беседы. Чистильщик демонстрирует удивительную способность предвидеть рейтинги телевизионных программ. Он с легкостью предсказывает, какое шоу получит самые высокие оценки зрителей и что будет освистано публикой. Тем временем рейтинги канала резко падают, наблюдается спад зрительского интереса, сокращается количество рекламодателей, а следовательно, уменьшается количество получаемых каналом денег. Чтобы спасти канал, президент начинает использовать уникальный дар уборщика окон.
- Авторы фильма пытаются критиковать посредственность турецкого телевидения, но, к сожалению, не могут сделать этого в полном объеме, ибо неисчерпаема глупость малообразованных производителей телепрограмм, - говорит журналист и телевизионный критик Айше Эрдоган. - Телевизионные проекты в Турции пекутся, как пироги в дешевых придорожных пекарнях. Критики не устают отмечать резко падающее качество телевизионных программ.
Позорные телепремьеры следуют одна за другой, отмечают критики. Авторы сделанных со вкусом передач рано или поздно впадают в безвкусицу. Свежие мысли и идеи уступают место повторам и банальным шуткам. Продюсеры наскоро копируют западные образцы или пытаются ставить собственные масштабные ток-шоу. Бесконечные развлекательные программы, концерты поп-звезд и реалити-игры бездарно скопированы с западных аналогов.
Дневной телеэфир заполняют ток-шоу для домохозяек - настоящая ярмарка тщеславия! Чтобы во всем походить на своих европейский коллег, турецкие ведущие копируют одежду, цвет волос, прически и манеры европейских знаменитостей. Весь этот внешний блеск, однако, не может заслонить их полного невежества. Ведущие не справляются с ролью, путаются в географических названиях, исторических датах. Чтобы "завести" зрителей, используют дешевые шутки и юмор "ниже пояса". Особо отличается Седа Сайян , турецкая поп-дива, которая до недавнего времени вела собственное дневное ток-шоу на популярном телеканале "Д".
- Шутки популярной турецкой звезды понятны разве что стамбульским таксистам, - объясняет обозреватель молодежного интернет-сайта Айше Ургант. - Она может позволить себе такие словечки, что волосы встают дыбом. Увы, даже знаменитости, вовлеченные в производство, не в состоянии спасти этот тонущий корабль, битком набитый необразованными провинциалами и недалекими амбициозными артистками. Правда, есть исключения. Например, шоу Окана Бэйюлгена.
Телевизионные шоу с участием Окана Бэйюлгена уже два года украшают развлекательные турецкие телеканалы. Ведущий получил известность благодаря своему интеллекту, находчивости и острому языку. Небольшого росточка, сутулый, в помятом пиджаке, он скорее напоминает стамбульского безработного. Однако замечательное чувство юмора говорит о незаурядном уме и свободном духе. Его саркастичные, порой жестокие шутки вот уже несколько лет приковывают к экранам многомиллионную зрительскую аудиторию. Самые удачные из них давно ушли в народ и стали крылатыми. Зрители с нетерпением ожидают его очередное телевизионное шоу, чтобы насладиться, как он "уделает" очередную знаменитость-скороспелку.
Сам Окан Бэйюлген откровенно признается, что считает телевизионный бизнес самым коррумпированным и безнравственным в мире, где известность, деньги и слава приобретаются незаслуженно быстро.
- Телевизионный бизнес подобен азартной игре, наркотикам или торговле людьми. Рейтинги, рейтинги, рейтинги, напоминающие армии солдат перед боем, которые заменяют живые души, слова, мысли. На телевидении работают самые безнравственные люди. Каждый телевизионщик ради популярности готов показать вам все, что угодно, даже собственную задницу. Однако даже такими штуками наше телевидение уже не в состоянии развлечь зрителей, - говорит Окан Бэйюлген.
Львиную долю турецкого телеэфира занимают исторические сериалы, пронизанные тоской о великом прошлом Османской империи. Один из самых рейтинговых - Kurtlar Vadisi ("Долина Волков") - уже несколько лет рассказывает о жизни преступного мира Турции. Главный герой, мужественный Полат Алемдар, сотрудник спецслужб и патриот своей страны, проникает в турецкую мафию, где сталкиваются интересы нечистых на руку чиновников и представителей организованной преступности. Он несет в себе обостренное чувство справедливости: борется против американцев в Ираке, проникает в Курдскую рабочую партию, чтобы сражаться с сепаратистами. Сериал неоднократно снимали с эфира: в одной из частей шел разговор о проблеме курдского терроризма, многие опасались, что, затронув эту крайне щекотливую тему, сериал будет способствовать разжиганию межнациональной розни в Турции.
- Турецким Джеймсом Бондом восхищается молодежь, безработные, студенты, - говорит актер стамбульского государственного театра Мехмет Моркал. - Фильм, однако, пропитан националистическими чувствами. Здесь есть все, что интересует обывателя. Борьба между светской армейской верхушкой и происламским правительством, интриги европейских чиновников, которые не хотят принимать Турцию в Европейский союз, мечты о новом мироустройстве, где Турция будет занимать видную роль. В турецких сериалах постоянно эксплуатируют образ врага. Тема пятой колонны, тайной угрозы привлекает националистов. Это византийцы, викинги, американцы или просто иностранцы. Зрителей привлекают сцены насилия и убийства, показанные в сериале с документальной достоверностью.
Не так давно представитель Высшего совета по радио и телевидению сообщил, что его организация готовит проект закона о цензуре телеэфира: планируется запретить сцены насилия, распития алкоголя, курения, а также употребления наркотиков на телеэкране. Разрешат показ пары бокалов или бутылки вина, у которой не видно этикетки. Наблюдатели считают, что с введением подобного закона многие местные телесериалы окажутся заметно "порезанными". Пострадает прежде всего турецкая телевизионная классика. Ведь герои телевизионных фильмов 60-х годов не вынимают сигарету изо рта и постоянно дерутся. К тому же новый закон предписывает не показывать провокационных сцен в то время, когда перед экранами могут находиться дети.
Название фильма – это игра слов. Удаляющий нечистоты коллектор и одновременно название вымышленного телевизионного канала. Действие фильма разворачивается в Стамбуле в наши дни. Бедный, необразованный человек моет окна в высотном здании частного телевизионного канала. Раскачиваясь в воздухе на своей рабочей платформе, он случайно знакомится с президентом канала, кабинет которого находится на одном из верхних этажей. Мужчины начинают вести задушевные беседы. Чистильщик демонстрирует удивительную способность предвидеть рейтинги телевизионных программ. Он с легкостью предсказывает, какое шоу получит самые высокие оценки зрителей и что будет освистано публикой. Тем временем рейтинги канала резко падают, наблюдается спад зрительского интереса, сокращается количество рекламодателей, а следовательно, уменьшается количество получаемых каналом денег. Чтобы спасти канал, президент начинает использовать уникальный дар уборщика окон.
Телевизионные проекты в Турции пекутся, как пироги в дешевых придорожных пекарнях
- Авторы фильма пытаются критиковать посредственность турецкого телевидения, но, к сожалению, не могут сделать этого в полном объеме, ибо неисчерпаема глупость малообразованных производителей телепрограмм, - говорит журналист и телевизионный критик Айше Эрдоган. - Телевизионные проекты в Турции пекутся, как пироги в дешевых придорожных пекарнях. Критики не устают отмечать резко падающее качество телевизионных программ.
Позорные телепремьеры следуют одна за другой, отмечают критики. Авторы сделанных со вкусом передач рано или поздно впадают в безвкусицу. Свежие мысли и идеи уступают место повторам и банальным шуткам. Продюсеры наскоро копируют западные образцы или пытаются ставить собственные масштабные ток-шоу. Бесконечные развлекательные программы, концерты поп-звезд и реалити-игры бездарно скопированы с западных аналогов.
Дневной телеэфир заполняют ток-шоу для домохозяек - настоящая ярмарка тщеславия! Чтобы во всем походить на своих европейский коллег, турецкие ведущие копируют одежду, цвет волос, прически и манеры европейских знаменитостей. Весь этот внешний блеск, однако, не может заслонить их полного невежества. Ведущие не справляются с ролью, путаются в географических названиях, исторических датах. Чтобы "завести" зрителей, используют дешевые шутки и юмор "ниже пояса". Особо отличается Седа Сайян , турецкая поп-дива, которая до недавнего времени вела собственное дневное ток-шоу на популярном телеканале "Д".
Увы, даже знаменитости, вовлеченные в производство, не в состоянии спасти этот тонущий корабль, битком набитый необразованными провинциалами и недалекими амбициозными артистками
- Шутки популярной турецкой звезды понятны разве что стамбульским таксистам, - объясняет обозреватель молодежного интернет-сайта Айше Ургант. - Она может позволить себе такие словечки, что волосы встают дыбом. Увы, даже знаменитости, вовлеченные в производство, не в состоянии спасти этот тонущий корабль, битком набитый необразованными провинциалами и недалекими амбициозными артистками. Правда, есть исключения. Например, шоу Окана Бэйюлгена.
Телевизионные шоу с участием Окана Бэйюлгена уже два года украшают развлекательные турецкие телеканалы. Ведущий получил известность благодаря своему интеллекту, находчивости и острому языку. Небольшого росточка, сутулый, в помятом пиджаке, он скорее напоминает стамбульского безработного. Однако замечательное чувство юмора говорит о незаурядном уме и свободном духе. Его саркастичные, порой жестокие шутки вот уже несколько лет приковывают к экранам многомиллионную зрительскую аудиторию. Самые удачные из них давно ушли в народ и стали крылатыми. Зрители с нетерпением ожидают его очередное телевизионное шоу, чтобы насладиться, как он "уделает" очередную знаменитость-скороспелку.
Сам Окан Бэйюлген откровенно признается, что считает телевизионный бизнес самым коррумпированным и безнравственным в мире, где известность, деньги и слава приобретаются незаслуженно быстро.
- Телевизионный бизнес подобен азартной игре, наркотикам или торговле людьми. Рейтинги, рейтинги, рейтинги, напоминающие армии солдат перед боем, которые заменяют живые души, слова, мысли. На телевидении работают самые безнравственные люди. Каждый телевизионщик ради популярности готов показать вам все, что угодно, даже собственную задницу. Однако даже такими штуками наше телевидение уже не в состоянии развлечь зрителей, - говорит Окан Бэйюлген.
Львиную долю турецкого телеэфира занимают исторические сериалы, пронизанные тоской о великом прошлом Османской империи. Один из самых рейтинговых - Kurtlar Vadisi ("Долина Волков") - уже несколько лет рассказывает о жизни преступного мира Турции. Главный герой, мужественный Полат Алемдар, сотрудник спецслужб и патриот своей страны, проникает в турецкую мафию, где сталкиваются интересы нечистых на руку чиновников и представителей организованной преступности. Он несет в себе обостренное чувство справедливости: борется против американцев в Ираке, проникает в Курдскую рабочую партию, чтобы сражаться с сепаратистами. Сериал неоднократно снимали с эфира: в одной из частей шел разговор о проблеме курдского терроризма, многие опасались, что, затронув эту крайне щекотливую тему, сериал будет способствовать разжиганию межнациональной розни в Турции.
- Турецким Джеймсом Бондом восхищается молодежь, безработные, студенты, - говорит актер стамбульского государственного театра Мехмет Моркал. - Фильм, однако, пропитан националистическими чувствами. Здесь есть все, что интересует обывателя. Борьба между светской армейской верхушкой и происламским правительством, интриги европейских чиновников, которые не хотят принимать Турцию в Европейский союз, мечты о новом мироустройстве, где Турция будет занимать видную роль. В турецких сериалах постоянно эксплуатируют образ врага. Тема пятой колонны, тайной угрозы привлекает националистов. Это византийцы, викинги, американцы или просто иностранцы. Зрителей привлекают сцены насилия и убийства, показанные в сериале с документальной достоверностью.
Не так давно представитель Высшего совета по радио и телевидению сообщил, что его организация готовит проект закона о цензуре телеэфира: планируется запретить сцены насилия, распития алкоголя, курения, а также употребления наркотиков на телеэкране. Разрешат показ пары бокалов или бутылки вина, у которой не видно этикетки. Наблюдатели считают, что с введением подобного закона многие местные телесериалы окажутся заметно "порезанными". Пострадает прежде всего турецкая телевизионная классика. Ведь герои телевизионных фильмов 60-х годов не вынимают сигарету изо рта и постоянно дерутся. К тому же новый закон предписывает не показывать провокационных сцен в то время, когда перед экранами могут находиться дети.