Ссылки для упрощенного доступа

Дорогой, многоуважаемый Чехов


Антон Чехов, Москва, 1901
Антон Чехов, Москва, 1901
29 января исполняется 150 лет со дня рождения Антона Чехова. Одним из самых заметных юбилейных событий стала историко-документальная экспозиция Выставочного зала Федеральных архивов. Ее название - "Чехов. Неоконченная пьеса".

Выставку из 350 экспонатов подготовили при участии целого ряда российских архивов и музеев. Знатоки творчества и биографии писателя вряд ли найдут здесь совсем уж неведомые материалы - они неоднократно публиковались. И все же знакомство с подлинниками позволяет внимательному посетителю выставки сделать для себя настоящие открытия. Так хрестоматийная фотография, где Чехов окружен актерами Московского Художественного театра, кочевала из учебника в учебник, из монографии в монографию. И всюду подпись: писатель читает труппе свою пьесу "Чайка". При перепечатывании только и можно было разглядеть, что в руках у Антона Павловича какая-то книжка. Но вот на выставке - оригинал фотоснимка, и на нем совершенно отчетливо видно написанное на обложке название: никакая это не "Чайка", а вовсе "Дядя Ваня"!

Все документы выставки - из собрания Государственного архива литературы и искусства. Однако, говорит главный специалист этого архива Елена Бронникова, экспозиция была бы неполной, да и суховатой без так называемого "вещного ряда":

- Предметы были нам любезно предоставлены из Музея МХАТа. Сундук, принадлежащий Чехову - символ чеховской жизни, постоянных переездов. Если вы посмотрите на этот сундук, он поражает своим объемом.

- Дорогой, многоуважаемый сундук.


- Да. Очень много ценных макетов и эскизов декораций, эскизов костюмов - из Театрального музея имени Бахрушина. А вот ружье XIX века - из Государственного исторического музея.

- Почему здесь ружья, даже объяснять не надо: цитата затерта до дыр. А есть ли здесь уникальные документы?
Одно удовольствие читать на выставке письмо: "Да, Лика, вы плакали на моем плече, и пятна от ваших слез остались на моем костюме..."

- Все архивные документы по-своему уникальны. Но здесь - чеховские автографы, и их очень-очень много. Я не могу сказать, что весь фонд Антона Павловича Чехова из собрания Российского государственного архива литературы и искусства представлен здесь. Но здесь есть, к примеру, "Вишневый сад" - черновой набросок и полная беловая рукопись. Есть записные книжки Чехова - подлинные, в кожаном переплете. Даже я, прикоснувшись к этим документам, увидела что-то новое, совершенно не попадавшее в поле зрения. Допустим, письма к Лике Мизиновой - одно удовольствие читать на выставке письмо: "Да, Лика, вы плакали на моем плече, и пятна от ваших слез остались на моем костюме..." А дальше он в очень ироничной форме предлагает ей стать его женой. Как в хорошо построенной пьесе, здесь есть глубокий подтекст.

Отдельная витрина выставки, сообщает Елена Бронникова, посвящена самому долгому путешествию писателя - когда Чехов оказался на окраине империи, на Сахалине, чтобы провести там перепись населения.

- Я впервые увидели переписные листы, заполненные Антоном Павловичем. Они хранятся в архиве. Но подержать в руках, увидеть, как он за крестьянами записывает - грамотен, не грамотен, ссыльный или просто крестьянин, оказавшийся волею судеб на Сахалине… Это, конечно, внутренне потрясает.

Эти небольшие, формата записной книжки, переписные листы - одно из многих свидетельств того, что чеховская книга "Остров Сахалин" написана на документальном материале.
XS
SM
MD
LG