Ссылки для упрощенного доступа

Год президентства Барака Обамы. Что было бы, если бы американцы голосовали сегодня


Ирина Лагунина: 20 января, ровно в полдень, исполняется год с того момента, как вступил в должность 44-й президент США Барак Обама. В эти дни и он сам, и Белый Дом, и журналисты подводят предварительные итоги президентства, от которого ждали так много. Рассказывает Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Информационное агентство АР представило год Обамы в цифрах. Одна из самых главных, которую, знают наизусть все американцы, - это астрономическая цена антикризисного плана, 787 миллиардов долларов. Несмотря на принятые меры, за прошедший год в стране закрылось 139 банков. Число выставленных на продажу домов несостоятельных должников выросло на 75 тысяч и составляет сегодня около 350 тысяч. Уровень безработицы вырос с 7,7 процента до 10. В настоящее время в США не могут найти работу 14 миллионов 700 тысяч человек. Численность войск, остающихся в Ираке, сократилась со 139 с половиной до 111 тысяч. Численность войск, несущих службу в Афганистане увеличилось вдвое – с 34 с половиной до 70 тысяч. За год президентства Обамы в Ираке убиты 152 солдата, в Афганистане – 319. За время своего пребывания на посту Барак Обама направил на утверждение в Сенат 539 кандидатур на высокие государственные должности, из которых Сенат утвердил 352 кандидатуры. (Для сравнения: Джордж Буш-младший за все восемь лет своего президентства назначил 180 высоких должностных лиц.) В течение года Обама дал 12 пресс-конференций, посетил с визитами 21 зарубежное государство и 29 штатов и дважды был в отпуске.
Как он сам оценивает результаты своего управления? Об этом его спросила на днях в своем ток-шоу популярная американская телеведущая Опра Уинфри.

Опра Уинфри: Какую оценку за год вы поставили бы себе сами?

Барак Обама: Твердую четверку с плюсом.

Опра Уинфри: Четверку с плюсом. Что вы могли бы сделать лучше?

Барак Обама: Четверку с плюсом, потому что есть вещи, которые не сделаны. Закон о реформе здравоохранения еще не подписан. Если бы я уже подписал его, я поставил бы себе пятерку с минусом.

Владимир Абаринов: Закон о реформе здравоохранения принят обеими палатами Конгресса. В соответствии с процедурой, над ним сейчас работает согласительная комиссия, которая должна объединить два варианта в один текст. После этого согласованный законопроект снова поступит на рассмотрение обеих палат. Барак Обама и его администрация придают реформе здравоохранения исключительное значение. Она положит начало крупнейшему со времен Линдона Джонсона социальному преобразованию Америки. Однако судьба реформы висит на волоске: минимально необходимое преимущество демократов в Сенате может исчезнуть.
Вот мнение ведущих американских политических комментаторов. Лауреат Пулитцеровской премии, колумнист еженедельника Ньюзвик и газеты Вашингтон Пост Джордж Уилл.

Джордж Уилл: Его заслуга в том, что это серьезный президент, который решил не копить свой политический капитал. Править - значит делать выбор, делать выбор – значит, возбуждать в ком-то недовольство. А он делал выбор много раз. Всякий раз, с моей точки зрения, его выбор был неудачным, но он избран президентом. Это его работа. И он делает ее всерьез.

Владимир Абаринов: Катрина Ван Ден Хевел, издатель и главный редактор журнала Нэйшн.

Катрина Ван Ден Хевел: Думаю, год назад, в прекрасный день инаугурации, у всех были такие грандиозные ожидания, что некоторого разочарования следовало ожидать, по многим причинам. Он не пришелец, явившийся переделать этот мир. Перемены не совершаются при помощи одних выборов. Перемены даются нелегко, особенно в этом городе с его лоббистами и горами денег.

Владимир Абаринов: Юбилей Обамы омрачают данные опросов. В апреле деятельность Обамы на посту президента одобряли 69 процентов американцев. Сегодня – только 53. Большинство избирателей не одобряют проект реформы здравоохранения. 62 процента опрошенных считают, что страна идет в неверном направлении.
Это результаты опроса телекомпании FBC News и газеты Вашингтон Пост. А вот данные CNN и социологической службы Opinion Research. 48 процентов американцев считают деятельность администрации Обамы провалом. На вопрос «Если бы выборы были сегодня, за кого бы вы голосовали?» половина опрошенных ответила: «Не за Обаму».
Эти цифры комментируют бывший шеф администрации Билла Клинтона Джон Подеста и бывший советник Джорджа Буша Карен Хьюз. Беседует с ними обозреватель телекомпании MSNBC, ведущий ток-шоу «Встреча с прессой» Дэвид Грегори.

Джон Подеста: Он унаследовал худший финансовый кризис со времен Рузвельта, а также две войны. В тот месяц, когда он вступил в должность, мы потеряли 700 тысяч
рабочих мест. Он должен был взяться за дело и создать при помощи закона об антикризисных мерах основу для долгосрочного успеха – закона, который, по признанию даже республиканцев, создал или сохранил полтора миллиона рабочих мест. Он пошел дальше и восстановил позиции Америки в мире. Я думаю, что он весьма близок к тому, чтобы сделать здравоохранение доступным для каждого американца. И я думаю, как только это произойдет, им будет заложен фундамент долгосрочного политического успеха. И я думаю, он достигнет этого, так что эти цифры изменятся.

Дэвид Грегори: Карен, у вас другая точка зрения?

Карен Хьюз: При всем должном уважении, смотрите – сразу начинается с обвинений. Я надеюсь, что по истечении первого года пребывания в должности мы сможем остановить этот поток обвинений. По-человечески это понятно – во всех бедах обвинять своего предшественника. Но это как-то не по-президентски.

Джон Подеста: Я ни в чем не обвинял его предшественника. Я только...

Карен Хьюз: Вы начали со слов «он унаследовал».

Джон Подеста: Да нет, я просто описал факты, какими они были, когда он вступил в должность.

Карен Хьюз: Каждый президент получает в наследство проблемы. Президент Буш получил экономический спад, когда он занял свой пост. Я полагаю, первый год был неутешителен, и причина состоит в том, что, президент Обама не руководит страной так, как обещал во время своей кампании. Выспренняя риторика кампании сменилась суровой реальностью президентства, и в результате эйфория, которую раздувал Обама, лопнула. И я думаю, осколки травмировали его же. Он взялся слишком за многое.

Владимир Абаринов: Обозреватель телекомпании Fox News и сотрудник Института Катона Такер Карлсон.

Такер Карлсон: На самом деле я не думаю, что дело в нем. Если посмотреть на эти цифры, становится ясно, что он лично по-прежнему популярен. И я полагаю, даже в середине срока, когда его партия понесет потери, а я думаю, что понесет – даже тогда он будет популярен, потому что он привлекательная личность. У него есть харизма. Люди любят его. Цифры, которые бросаются в глаза мне, касаются интенсивности отношения. 44 процента одобряют план медицинской реформы, 52 процента против. Интервал восемь процентов. Решительно одобряют 24 процента. Решительно не одобряют 43 процента. Интервал уже 19 процентов. Иными словами, если вы против реформы, вы действительно против. И это грозный факт.

Владимир Абаринов: В диалог с Такером Карлсоном вступает Джордж Уилл. Модератор дискуссии – ведущий ток-шоу телекомпании ABC «На этой неделе» Джейк Тэппер.

Джордж Уилл: По внешней политике я ставлю ему четверку с минусом.

Джейк Тэппер: В ваших устах это довольно высокая оценка.

Джордж Уилл: Не потому, что я одобряю его действия. Он избран не для того, чтобы делать, что хочу я, и при этом оставаться президентом с народным мандатом, как он сам это представляет. Во внешней политике за этот год он достиг результата, о котором не говорится, но который подразумевается – продемонстрировал, что проблемой был не Джордж Буш. Он показал, что можно быть безмерно популярным, но эта популярность не конвертируется в решение проблемы израильтян и палестинцев, северокорейцев, иранцев, проблемы изменения климата и так далее. Его антитеррористическая политика – это, в сущности, продолжение политики Буша. Во внутренней политике ему за один год удалось сделать то, на что Линдону Джонсону потребовалось два, 65-й и 66-й, а именно – реанимировать Республиканскую партию.

Джейк Тэппер: Такер, я как будто обращаюсь к российскому судье на Олимпийских Играх...

Такер Карлсон: О, благодарю вас!

Джейк Тэппер: Ваша оценка?

Такер Карлсон: Я ставлю ему двойку, и только потому, как он ответил на вопрос Опры. Любой опытный политик сказал бы: «Не мое дело ставить оценки самому себе. Это сделает американский народ». Я шучу, но только наполовину. Я считаю, мы наблюдаем политическую неуклюжесть такого уровня, какого я никак не ожидал. Я, как и Джордж, и не ждал, что он будет исполнять мои требования. Я не согласен с его политикой. Но с самого первого дня, с первого же подписанного им закона об экономических стимулах, он демонстрирует гораздо меньше умения, чем во время своей президентской кампании в 2008 году. Позволить Конгрессу написать этот закон - это была ошибка новичка, за которой последовали другие такие же. Так что, оставляя в стороне наши политические разногласия, пятерка – это сногсшибательно. <…> Я ставлю двойку, это мое последнее слово.

Владимир Абаринов: Крупнейший авторитет в американской журналистике и знаток вашингтонской политической кухни Боб Вудворд считает, что подводить итоги президентства Обамы рано.

Боб Вудворд: Я тут занимался изысканиями... Помните Рональда Рейгана? Сегодня и либералы, и демократы, и профессиональные историки говорят, что это было очень успешное президентство. По этому поводу имеется почти полное согласие. Правильно это или нет, мы увидим, когда история совершил свой следующий крутой вираж. Лу Кэннон, корреспондент Washington Post, аккредитованный при Белом доме, стал главным биографом Рейгана, написал по окончании двух сроков Рейгана монументальную книгу о нем. Но после первого президентства Рейгана Лу написал книгу, о которой, я уверен, он хотел бы, чтобы все забыли. Вот что Лу Кэннон написал тогда, в 1982 году: «Время Рейгана, несмотря на весь его оптимизм, истекает. Он достиг своего физического предела. Возраст и ход событий затмили смысл лидерства». А вот еще: «К 1982 году в Белом доме стало аксиомой, что Рейган, как многие его предшественники современной эры, будет президентом одного срока. Я полагаю, что Рейган не будет избираться снова».

Владимир Абаринов: Действительно, со временем оценка президентов меняется. Очень низким был рейтинг Гарри Трумана, а сегодня, в исторической перспективе, его роль представляется американцам исключительно важной. То же самое можно сказать о Линдоне Джонсоне.
И последний опрос – социологической службы Rasmussen. Отличие этой службы в том, что она опрашивает только тех граждан, кто действительно собирается голосовать. Деятельность Обамы на посту президента решительно одобряют 27 процентов избирателей. Решительно не одобряют – 39 процентов.
XS
SM
MD
LG