22 января в Берлине впервые исполняется написанная в 1932 году кантата композитора Эрвина Шульхоффа на текст "Манифеста Коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Это выступление открывает серию концертов, на которых будут исполняться сочинения Эрвина Шульхоффа. Музыкальный цикл должен способствовать возвращению полузабытых произведений Шульхоффа в репертуар современных музыкантов. Судьба самого автора сложилась драматично.
Известный в Европе до войны и как композитор, и как пианист Эрвин Шульхофф ныне практически забыт, хотя музыковеды и отмечают его значительную роль в развитии музыки ХХ века. Он родился в Праге в 1894 году в зажиточной еврейской семье. Его предки по материнской линии были музыкантами, а один из них -композитором, дружившим с Шопеном. Эрвин Шульхофф рано проявил незаурядные музыкальные способности. При поддержке Антонина Дворжака он в 10-летнем возрасте был принят на фортепианное отделение Пражской консерватории. Во время первой мировой войны, на которой Шульхофф был солдатом австрийской пехоты, он получил ранение руки. Но, несмотря на это, продолжил после войны активную педагогическую и концертную деятельность, работая в Германии, в частности, в Берлине.
Вернувшись в 1924 году в Прагу, он стал известным исполнителем сочинений авангардистских авторов нововенской школы - в частности, Шёнберга и Берга - и выступал с концертами в Зальцбурге, Венеции, Женеве и Оксфорде. К этому же времени относится и интерес Шульхоффа к джазу - как, впрочем, параллельно и практически ко всем новым направлениям развития музыки: импрессионизму, экспрессионизму и неоклассицизму. Под псевдонимом Петр Ханус Шульхофф играл как пианист в джаз-оркестре пражского театра и сочинял для него.
В начале 30-х годов Шульхофф становится убежденным комунистом, хочет спобствовать своими сочинениями победе мировой революции, стремится переехать в СССР. В 1932 году Шульхофф пишет музыку к тексту "Манифеста Коммунистической партии". После прихода в Германии к власти нацистов и запрета в Берлине премьеры его оперы "Пламя" - а вскоре и исполнения в Германии его сочинений вообще - Шульхофф мог зарабатывать себе на жизнь аранжировками для пражского радио; а после 1939 года - только как джазовый пианист в Остраве, работая под псевдонимом. В мае 1941-го Шульхофф получил наконец советский паспорт, а 13 июня - и визу на въезд в СССР, но уехать на новую родину не успел. Нападение Германии на СССР сделало его гражданином вражеского государтства, и уже 23 июня он был арестован и отправлен в лагерь для иностранных граждан в Баварии, где 18 августа 1942 года ослабленный болезнями Эрвин Шульхофф умер от истощения. Ему было 48 лет.
Начало кантаты - первая знаменитая фраза манифеста: "Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма". Озвучиваются и даты: в частности, дата написания манифеста - 1848 год и год русской революции - 1917-й.
Об Эрвине Шульхоффе и его кантате говорит музыкальный руководитель проекта, дирижер Михаэль Абрамович:
- Весь проект называется "Эрвин Шульхофф: его мосты в новое время". Шульхофф действительно соединял по тем временам несоединяемое. Он был творческой личностью: Шульхоффа невозможно идентифицировать с каким-то одним видом музыки - его творчество многосторонне. Шульхофф был сыном своего времени, прошедшим первую мировую войну. Он был особенно творчески активен в 20-е и 30-е годы - в период поисков новой современной музыки, нового осмысления классики.
Наши концерты инициированы берлинскими концертными организациями - Мастерской классической музыки и Мастерской джазовой музыки. Шульхофф как нельзя лучше подходит на роль мостостроителя между этими сферами. Талант Шульхоффа был в 8-летнем возрасте, можно сказать, открыт Дворжаком, а впоследствии он учился, среди прочего, в Париже у Дебюсси. Шульхофф писал как серьезную, так и развлекательную музыку. Она полна юмора, его кантата - своеобразный коллаж, в котором можно услышать и джаз, и импрессионистскую музыку, и музыку модерна. В ней есть много такого, что коммунисты не могли бы представить себе в сочетании с текстом Манифеста.
Сама эта кантата не устраивала руководителей культуры в послевоенных соцстранах: она была слишком оригинальной, слишком личностной, не похожей на произведения соцреализма. Первый и единственный пока публичный концерт с исполнением этой кантаты состоялся, насколько я знаю, в Праге в середине 70-х годов. Кантата Шульхоффа написана для солистов, двух хоров и оркестра по образцу "Страстей по Матфею" Баха. Чиновники от культуры в соцстранах воспринимали музыку Шульхофф, как нечто идеологически чуждое. Сергей Прокофьев через пять лет после Шульхоффа, в 1937 году, в своей кантате "К 20-летию Октября" - грандиозной фреске для двух хоров и четырех оркестров - помимо текстов Ленина и Сталина, также использовал текст Манифеста. И его кантата в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы. Но и осуществленное Прокофьевым впечатляющее музыкальное воплощение текста классиков марксизма было сочтено идеологически неприемлемым: кантата была положена "на полку" - ее первое исполнение, к тому же с купюрами, состоялось в Москве только в 1966 году. Попади Эрвин Шульхофф в СССР, то и там, вероятнее всего, его сочинения были бы запрещены. Да и сам он, скорее всего, оказался бы в советском лагере.
Известный в Европе до войны и как композитор, и как пианист Эрвин Шульхофф ныне практически забыт, хотя музыковеды и отмечают его значительную роль в развитии музыки ХХ века. Он родился в Праге в 1894 году в зажиточной еврейской семье. Его предки по материнской линии были музыкантами, а один из них -композитором, дружившим с Шопеном. Эрвин Шульхофф рано проявил незаурядные музыкальные способности. При поддержке Антонина Дворжака он в 10-летнем возрасте был принят на фортепианное отделение Пражской консерватории. Во время первой мировой войны, на которой Шульхофф был солдатом австрийской пехоты, он получил ранение руки. Но, несмотря на это, продолжил после войны активную педагогическую и концертную деятельность, работая в Германии, в частности, в Берлине.
Вернувшись в 1924 году в Прагу, он стал известным исполнителем сочинений авангардистских авторов нововенской школы - в частности, Шёнберга и Берга - и выступал с концертами в Зальцбурге, Венеции, Женеве и Оксфорде. К этому же времени относится и интерес Шульхоффа к джазу - как, впрочем, параллельно и практически ко всем новым направлениям развития музыки: импрессионизму, экспрессионизму и неоклассицизму. Под псевдонимом Петр Ханус Шульхофф играл как пианист в джаз-оркестре пражского театра и сочинял для него.
В начале 30-х годов Шульхофф становится убежденным комунистом, хочет спобствовать своими сочинениями победе мировой революции, стремится переехать в СССР. В 1932 году Шульхофф пишет музыку к тексту "Манифеста Коммунистической партии". После прихода в Германии к власти нацистов и запрета в Берлине премьеры его оперы "Пламя" - а вскоре и исполнения в Германии его сочинений вообще - Шульхофф мог зарабатывать себе на жизнь аранжировками для пражского радио; а после 1939 года - только как джазовый пианист в Остраве, работая под псевдонимом. В мае 1941-го Шульхофф получил наконец советский паспорт, а 13 июня - и визу на въезд в СССР, но уехать на новую родину не успел. Нападение Германии на СССР сделало его гражданином вражеского государтства, и уже 23 июня он был арестован и отправлен в лагерь для иностранных граждан в Баварии, где 18 августа 1942 года ослабленный болезнями Эрвин Шульхофф умер от истощения. Ему было 48 лет.
Начало кантаты - первая знаменитая фраза манифеста: "Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма". Озвучиваются и даты: в частности, дата написания манифеста - 1848 год и год русской революции - 1917-й.
Об Эрвине Шульхоффе и его кантате говорит музыкальный руководитель проекта, дирижер Михаэль Абрамович:
- Весь проект называется "Эрвин Шульхофф: его мосты в новое время". Шульхофф действительно соединял по тем временам несоединяемое. Он был творческой личностью: Шульхоффа невозможно идентифицировать с каким-то одним видом музыки - его творчество многосторонне. Шульхофф был сыном своего времени, прошедшим первую мировую войну. Он был особенно творчески активен в 20-е и 30-е годы - в период поисков новой современной музыки, нового осмысления классики.
Сама эта кантата не устраивала руководителей культуры в послевоенных соцстранах: она была слишком оригинальной, слишком личностной, не похожей на произведения соцреализма
Наши концерты инициированы берлинскими концертными организациями - Мастерской классической музыки и Мастерской джазовой музыки. Шульхофф как нельзя лучше подходит на роль мостостроителя между этими сферами. Талант Шульхоффа был в 8-летнем возрасте, можно сказать, открыт Дворжаком, а впоследствии он учился, среди прочего, в Париже у Дебюсси. Шульхофф писал как серьезную, так и развлекательную музыку. Она полна юмора, его кантата - своеобразный коллаж, в котором можно услышать и джаз, и импрессионистскую музыку, и музыку модерна. В ней есть много такого, что коммунисты не могли бы представить себе в сочетании с текстом Манифеста.
Сама эта кантата не устраивала руководителей культуры в послевоенных соцстранах: она была слишком оригинальной, слишком личностной, не похожей на произведения соцреализма. Первый и единственный пока публичный концерт с исполнением этой кантаты состоялся, насколько я знаю, в Праге в середине 70-х годов. Кантата Шульхоффа написана для солистов, двух хоров и оркестра по образцу "Страстей по Матфею" Баха. Чиновники от культуры в соцстранах воспринимали музыку Шульхофф, как нечто идеологически чуждое. Сергей Прокофьев через пять лет после Шульхоффа, в 1937 году, в своей кантате "К 20-летию Октября" - грандиозной фреске для двух хоров и четырех оркестров - помимо текстов Ленина и Сталина, также использовал текст Манифеста. И его кантата в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы. Но и осуществленное Прокофьевым впечатляющее музыкальное воплощение текста классиков марксизма было сочтено идеологически неприемлемым: кантата была положена "на полку" - ее первое исполнение, к тому же с купюрами, состоялось в Москве только в 1966 году. Попади Эрвин Шульхофф в СССР, то и там, вероятнее всего, его сочинения были бы запрещены. Да и сам он, скорее всего, оказался бы в советском лагере.