В Петербурге, в Музее политической истории России проходит выставка "Русские в Шанхае" - о 300-тысячной колонии русских эмигрантов, приехавших туда в 20-е годы и достигших больших успехов. Выставка имеет тем большую ценность, что о восточной ветви русской эмиграции известно немного - по сравнению с европейской.
В основе выставки - уникальный фотоальбом "Русские в Шанхае", посвященный малоизученным страницам истории шанхайской русской общины. Альбом был издан в 1936 году (там же, в Шанхае) штабс-капитаном Владимиром Жигановым - русским офицером, участником I Мировой Войны. Он несколько лет на свои деньги собирал документы об учебных заведениях и предприятиях, об общественных организациях, о русском полке в Шанхае, о журналистах, музыкантах, певцах, артистах и спортсменах, а также о духовной и культурной жизни русской колонии.
И вот теперь вышло факсимильное издание альбома, а для выставки альбом развернут на 14 планшетах. Это лица людей, потерявших все, начавших с нуля и необыкновенно преуспевших. Говорит куратор выставки, кандидат исторических наук Александр Калмыков:
- Для меня это было открытием, определенного рода культурно-историческим шоком. Я достаточно много слышал о русской эмигрантской колонии в Харбине, очень мало слышал о такой же колонии в Шанхае, хотя знал о ее существовании. Но то, что эта колония за 7-8 лет, начав свою жизнь с нуля, развилась по количеству до населения крупного города!.. 300 тысяч – не маленькая цифра даже для многомиллионного Шанхая перед Второй мировой войной.
Второе – каково было состояние тех, кто эмигрировал после полной победы большевиков. У них не было абсолютно ничего! Иногда не было одежды, не было никаких капиталов, с которыми они появились в Шанхае. А через 7 лет возникли целые большие кварталы, заселенные не просто русскими, а людьми, которые основали десятки школ, вели интенсивную театральную жизнь. У них были свои театры и кинотеатры. У них совершенно на профессиональной основе работали хорошие артисты, художники. Церковная жизнь была богатая, Православная церковь в Китае! Это мгновенное проникновение в абсолютно чуждую языковую и культурную среду и достижение там успехов. Это было для меня, конечно, большим открытием.
Кстати, в Москве вышла книга "История русской эмиграции в Шанхае" известного китайского историка, русиста Ван Чжичэна, который подробно пишет о русских адвокатах и врачах, о Русской торговой палате, Шанхайском союзе русских торговцев, Ассоциации русских промышленников и торговцев, о русских банках, о 12 русских церковных учреждениях, о русской культуре в Шанхае, которую автор называет "полцарством" международной культуры города. Он упоминает литературные содружества "Восток", "Понедельник" и "Вторник", Содружество художников, литераторов, артистов и музыкантов (ХЛАМ), Литературно-художественный кружок при Еврейском клубе, объединение "Искусство и творчество", включавшее Артистический клуб и Музыкальный комитет, Русское профессиональное театральное общество, Товарищество украинских артистов, Пушкинский комитет, называет около 70 литераторов, включая Александра Амфитеатрова.
Александр Калмыков уверен в том, что поначалу русским в Шанхае было очень тяжело:
- Конкурировать с китайцами, которые готовы были работать за чашку риса, русским было невозможно. Естественно, их ожидала непростая судьба - быть шоферами, носильщиками. Но они ею не удовольствовались. Шаг за шагом они доказали свои деловые способности, честное отношение к труду, способность к бизнесу, к предпринимательству.
Русская эмиграция в Китае стоит особняком - говорит историк Игорь Иванов:
- Если русский эмигрант в Европе всегда считался человеком второго сорта, то в Китае было все совершенно не так. В Китае русский человек – это человек первого сорта, белый человек. Но чем больше было русских эмигрантов, попавшим в Китай, тем чаще им приходилось жить в очень тяжелых бытовых условиях, браться за любую работу. Тем не менее, русские заняли достойное место в Шанхае. Русские имели тысячи своих предприятий, магазины, мастерские. Много в городе проживало эмигрантских знаменитостей – Александр Вертинский, поэтесса Марианна Колосова, святой Иоанн Шанхайский и Сан-Франциский.
Но самое главное, что Шанхай был одним из центров русской военной эмиграции. В 1928 году был создан в Китае Дальневосточный отдел русского общевоинского союза, казачий союз. Главными противниками белой эмиграции были чекисты, которые не могли терпеть ее существования. Поэтому делалось все, чтобы эту эмиграцию развалить. В Шанхае был создан чекистами Комитет по репатриации в СССР.
Усилиями этого комитета в СССР в разное время вернулось около 16 тысяч человек, половина была расстреляна, половина попала в ГУЛАГ. В конце 40-х годов часть русских эмигрантов уехала из коммунистического Китая на Филиппины и затем в Соединенные Штаты Америки, часть - в Австралию.
В основе выставки - уникальный фотоальбом "Русские в Шанхае", посвященный малоизученным страницам истории шанхайской русской общины. Альбом был издан в 1936 году (там же, в Шанхае) штабс-капитаном Владимиром Жигановым - русским офицером, участником I Мировой Войны. Он несколько лет на свои деньги собирал документы об учебных заведениях и предприятиях, об общественных организациях, о русском полке в Шанхае, о журналистах, музыкантах, певцах, артистах и спортсменах, а также о духовной и культурной жизни русской колонии.
И вот теперь вышло факсимильное издание альбома, а для выставки альбом развернут на 14 планшетах. Это лица людей, потерявших все, начавших с нуля и необыкновенно преуспевших. Говорит куратор выставки, кандидат исторических наук Александр Калмыков:
- Для меня это было открытием, определенного рода культурно-историческим шоком. Я достаточно много слышал о русской эмигрантской колонии в Харбине, очень мало слышал о такой же колонии в Шанхае, хотя знал о ее существовании. Но то, что эта колония за 7-8 лет, начав свою жизнь с нуля, развилась по количеству до населения крупного города!.. 300 тысяч – не маленькая цифра даже для многомиллионного Шанхая перед Второй мировой войной.
Это мгновенное проникновение в абсолютно чуждую языковую и культурную среду и достижение там успехов
Второе – каково было состояние тех, кто эмигрировал после полной победы большевиков. У них не было абсолютно ничего! Иногда не было одежды, не было никаких капиталов, с которыми они появились в Шанхае. А через 7 лет возникли целые большие кварталы, заселенные не просто русскими, а людьми, которые основали десятки школ, вели интенсивную театральную жизнь. У них были свои театры и кинотеатры. У них совершенно на профессиональной основе работали хорошие артисты, художники. Церковная жизнь была богатая, Православная церковь в Китае! Это мгновенное проникновение в абсолютно чуждую языковую и культурную среду и достижение там успехов. Это было для меня, конечно, большим открытием.
Кстати, в Москве вышла книга "История русской эмиграции в Шанхае" известного китайского историка, русиста Ван Чжичэна, который подробно пишет о русских адвокатах и врачах, о Русской торговой палате, Шанхайском союзе русских торговцев, Ассоциации русских промышленников и торговцев, о русских банках, о 12 русских церковных учреждениях, о русской культуре в Шанхае, которую автор называет "полцарством" международной культуры города. Он упоминает литературные содружества "Восток", "Понедельник" и "Вторник", Содружество художников, литераторов, артистов и музыкантов (ХЛАМ), Литературно-художественный кружок при Еврейском клубе, объединение "Искусство и творчество", включавшее Артистический клуб и Музыкальный комитет, Русское профессиональное театральное общество, Товарищество украинских артистов, Пушкинский комитет, называет около 70 литераторов, включая Александра Амфитеатрова.
Александр Калмыков уверен в том, что поначалу русским в Шанхае было очень тяжело:
Главными противниками белой эмиграции были чекисты, которые не могли терпеть ее существования. Поэтому делалось все, чтобы эту эмиграцию развалить
- Конкурировать с китайцами, которые готовы были работать за чашку риса, русским было невозможно. Естественно, их ожидала непростая судьба - быть шоферами, носильщиками. Но они ею не удовольствовались. Шаг за шагом они доказали свои деловые способности, честное отношение к труду, способность к бизнесу, к предпринимательству.
Русская эмиграция в Китае стоит особняком - говорит историк Игорь Иванов:
- Если русский эмигрант в Европе всегда считался человеком второго сорта, то в Китае было все совершенно не так. В Китае русский человек – это человек первого сорта, белый человек. Но чем больше было русских эмигрантов, попавшим в Китай, тем чаще им приходилось жить в очень тяжелых бытовых условиях, браться за любую работу. Тем не менее, русские заняли достойное место в Шанхае. Русские имели тысячи своих предприятий, магазины, мастерские. Много в городе проживало эмигрантских знаменитостей – Александр Вертинский, поэтесса Марианна Колосова, святой Иоанн Шанхайский и Сан-Франциский.
Но самое главное, что Шанхай был одним из центров русской военной эмиграции. В 1928 году был создан в Китае Дальневосточный отдел русского общевоинского союза, казачий союз. Главными противниками белой эмиграции были чекисты, которые не могли терпеть ее существования. Поэтому делалось все, чтобы эту эмиграцию развалить. В Шанхае был создан чекистами Комитет по репатриации в СССР.
Усилиями этого комитета в СССР в разное время вернулось около 16 тысяч человек, половина была расстреляна, половина попала в ГУЛАГ. В конце 40-х годов часть русских эмигрантов уехала из коммунистического Китая на Филиппины и затем в Соединенные Штаты Америки, часть - в Австралию.