Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Афганистан: ни шагу вперед


Владимир Овчинский, бывший руководитель российского бюро Интерпола.
Владимир Овчинский, бывший руководитель российского бюро Интерпола.
Нынешняя ситуация в Афганистане показывает: никто не может строить реальные прогнозы развития и утверждать, что все под контролем. Накануне открытия в Лондоне международной конференции по Афганистану экс-глава российского Интерпола, доктор юридических наук Владимир Овчинский предупреждает: надо быть готовыми ко всему.

На сегодняшний день в Афганистане проходят две военные операции. Первая – это операция "Надежная свобода", которая почти полностью проводится США. В рамках этой операции в Афганистане находятся 36 тысяч американских военнослужащих. Вторую операцию проводят Международные силы содействия безопасности (ISAF). Этой операцией командует НАТО, но сами силы подчиняются главнокомандующему США в Афганистане генералу Стэнли Маккристалу.

Для объяснения необходимости афганской войны образца 2010 года есть официальная версия. Она изложена Бараком Обамой в выступлении 1 декабря прошлого года в Военной академии США в Вест-Пойнте. Согласно этой официальной версии, "в Афганистане и Пакистане на карту поставлена наша (США – авт.) безопасность. Именно там находится центр кровавого экстремизма Аль-Каиды, именно оттуда нас атаковали 11 сентября 2001 года, и именно там замышляются новые нападения…".

В другой речи президента Обамы – 10 декабря, на церемонии вручения Нобелевской премии мира в Осло - война в Афганистане названа "оборонительной".

Примерно той же концепции войны придерживается и Генеральный секретарь НАТО Расмуссен.

Британская The Guardian (от 11.12.2009) в статье "Реальные ставки в афганской войне" пишет: "Когда европейские правительства принимают решения о посылке своих войск в Афганистан, речь идет не только о предотвращении террористических нападений на европейские столицы, для чего надо не дать талибам вновь захватить эту страну. На кон в Афганистане поставлена судьба трансатлантического альянса, энергетическая безопасность и независимость Европы".

Афганистан, по мнению The Guardian, представляет собой важнейший транзитный коридор для энергоресурсов в Центральной Азии, который может соединить богатые нефтегазовыми месторождениями государства - прежде всего Туркменистан - с Аравийским морем и/или с Индийским океаном. Стабилизация в Афганистане – не временная, чтобы оправдать вывод войск, а постоянная – крайне важна для прокладки трансафганского трубопровода из Туркменистана в Индию (этот проект известен по сокращению TAPI) и для обеспечения его гарантированной безопасности.

Схожей позиции придерживается бывший британский посол Крэйг Мюррей. Он связал войну с американскими и британскими интересами в больших месторождениях природного газа в Туркменистане и Узбекистане.

При всем этом надо понимать, что вообще в "черном ящике" Афганистана все воюют против всех - и все друг другу оказывают помощь.

Американцам и НАТО нужна реальная победа над Талибаном и Аль-Каидой, нужна стабильность в Афганистане и Пакистане для решения своих нефтегазовых проектов - и, одновременно, не нужна стабильность для реализации китайских проектов.

Китайцам нужна стабильность для обеспечения своих проектов, но не нужна стабильность для прокладки трубопровода в Индию (TAPI).

Пакистану нужна стабильность в Афганистане для обеспечения безопасности в собственной стране, особенно когда речь идет о безопасности ядерных объектов; но не нужна стабильность для прокладки того же трубопровода в Индию – к извечному противнику Пакистана. Растущее влияние Индии в Афганистане и ее инвестиции беспокоят аппарат национальной безопасности Пакистана.

Как для Пакистана, так и для Индии Афганистан рискует превратиться в новую оспариваемую территорию - как Кашмир, где конфликт наносит ущерб обеим странам на протяжении более 60 лет.

Кроме того, Пакистан, являясь сейчас формальным союзником правительства Карзая, может вступить с ним в вооруженный конфликт для решения пограничного спора между Афганистаном и Пакистаном по так называемой "линии Дюранда".

России нужна военная группировка США и ISAF в Афганистане для защиты своих южных границ и границ своих соседей - и, одновременно, та же военная группировка, по мнению некоторых россйиских политиков и экспертов, представляет опасность для пользования энергоресурсами Средней Азии.

Можно иметь разные цели и задачи в Афганистане, но при принятии тех или иных решений всегда надо исходить из реальной военно-политической обстановки. В этом и есть задача российской политики и стратегии, если она все же где-то осмысливается и вырабатывается.

Стоимость афганской войны продолжает увеличиваться. В 2009 году на эту войну США потратили 51 миллиард долларов. В 2010 году эта цифра вырастет до 95 миллиардов, с учетом увеличения американских войск в Афганистане.

В течение первой половины 2009 года война шла с переменным успехом, американские потери продолжали расти. К концу лета Пентагону был рредставлен доклад, в котором говорилось, что если Белый дом не пришлет в Афганистан новые подкрепления, то США вполне могут потерпеть военное поражение. По данным СМИ, речь шла о 40-45 тысячах военнослужащих в дополнение к примерно 70 тысячам, которые находятся в Афганистане сейчас.

В итоге, как известно, принято решение направить 30 тысяч американцев и 7 тысяч союзников.

Серия интенсивных военных операций, проведенных США, НАТО и коалицией, достигла некоторых военных успехов, но по итогам 2009 года потери США в Афганистане удвоились.

В канун Нового 2010 года в результате самовзрыва двойного агента на передовой оперативной базе в провинции Хост, вблизи границы с Пакистаном, погибли 4 агента ЦРУ, включая главу резидентуры, 3 телохранителя и офицер иорданской разведки – родственник иорданского короля Абдаллы II, 6 человек получили ранения. До этого теракта 4 сотрудника ЦРУ погибли за весь период афганской войны с начала вторжения в 2001 году.

Чем активнее США и силы ISAF проводят спецоперации, тем быстрее расширяется вербовочная база талибов и Аль-Каиды. И это вполне понятно: активные боевые действия всегда приводят к многочисленным жертвам среди гражданского населения, расширяя ряды сопротивления.

Сейчас талибы угрожают перекрыть северный маршрут снабжения, обустроенный ISAF в дополнение к плохо защищенным каналам, проходящим через территорию Пакистана, где пользующееся поддержкой США правительство с трудом справляется с исламскими экстремистами на собственной территории и с эскалацией насилия между суннитами и шиитами. Это – угроза объявления диверсионно-террористической войны. Возможно, и на железнодорожных магистралях в Казахстане и Узбекистане.

Особенность военной ситуации в Афганистане заключается в том, что основные команды талибам, воюющим с войсками США и ISAF, поступают из столицы пакистанской провинции Белуджистан – Кветты. Там расквартирована верхушка Талибана во главе с Джалалуддином Хаккани, его сыном Сираджем Хаккани и муллой Омаром – бывшим главой правительства Афганистана при режиме талибов. По разными оценкам, под командованием Сираджа Хаккани находится от 4 до 12 тысяч талибов.

Главная интрига заключается в том, что, согласно сообщениям представителей военного руководства и дипломатических кругов Пакистана, в ответ на требование усилить преследование Сираджа Хаккани, боевики которого представляют наибольшую угрозу американским войскам, США получили от Пакистана отказ. Как сообщило Радио Свобода (19.12.2009), президент Пакистана Асиф Али Зардари накануне провозглашения Белым домом новой стратегии в конце ноября заявил Обаме, что армия Пакистана будет действовать против исламских экстремистов в приграничных районах по собственному графику и не станет ускорять операцию, как просил Вашингтон.

Напряжение вокруг Афганистана в треугольнике Пакистан–Индия–Китай постоянно возрастает.

Клубок противоречий Афганистана придется распутывать и России.

Какую помощь США и ISAF оказывает Россия?

Первое. Обещает обеспечить транспортировку невоенных грузов в Афганистан по Северному маршруту.

Второе. Готовит афганских полицейских для борьбы с наркобизнесом на базе одного из учебных заведений МВД.

Третье. Москва и Вашингтон достигли в июле 2009 года соглашения, позволяющего США производить до 4500 полетов в год над территорией России. Речь идет о транзите военных грузов для коалиции в Афганистане. Но за прошедшие полгода был произведен только один тестовый полет (по другим данным, несколько полетов). Фактически сейчас никакого военного транзита над Россией нет, и вообще судьба этих договоренностей под вопросом .

Четвертое. Наемники из России воюют с талибами в горах к востоку от Кабула в составе французского Иностранного легиона. Но это личная инициатива конкретных лиц, а не политика государства (да и само наемничество у нас карается по УК).


Но остается главный вопрос - что дальше?

Безусловно, надо быть готовым ко всему, и к реальному уходу американцев из Афганистана в том числе. И к падению режима Карзая в Кабуле. И к восстановлению режима талибов. И к террористическим рейдам талибов к нашим соседям в Среднюю Азию.

Но не следует делать шагов, которые эти события будут ускорять.

На мой взгляд, России и плохо, и хорошо от того, что крупные силы США и НАТО находятся недалеко от наших границ.

Плохо, потому что в этом положении они реально могут влиять на многие внешнеполитические и экономические процессы в Средней Азии.

Плохо, потому что Россию уже девятый год заваливают героином, произведенным в этой стране (режим талибов с наркотиками боролся, что признавало даже ООН ).

Хорошо, что энергия талибов и Аль-Каиды направлена не на Россию, а на наших "союзников – потенциальных противников" американцев.

Хорошо, что южные рубежи России пока охраняются теми же "союзниками – потенциальными противниками".

И не дай Бог, чтобы они покинули Афганистан так же, как Вьетнам. Тогда Афганистан кинутся разрывать в клочья и Китай, и Индия, и Пакистан.

А в такой ситуации уже может возникнуть не Большая Игра, а Большая Война в Центральной Азии.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG