Ссылки для упрощенного доступа

Российская ксенофобия без прикрас


Российское законодательство позволяет безнаказанно пропагандировать ксенофобские идеи.
Российское законодательство позволяет безнаказанно пропагандировать ксенофобские идеи.
Информационно-аналитический центр "СОВА" представил очередной доклад о радикальном национализме в России. Подводя итоги 2009 года, эксперты говорят о проявившихся новых тенденциях – и положительных, и тревожных.

Презентация доклада проходила в Независимом пресс-центре. Заместитель директора центра "СОВА" Галина Кожевникова не раз получала угрозы от националистов и поэтому в помещении пресс-центра и около него дежурили милиционеры.

По данным экспертов, Москва по-прежнему лидирует по количеству нападений, которые совершают националисты. За ней идут Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург. Согласно докладу, в прошлом году было совершено около 400 нападений на почве межнациональных отношений, жертвами фашистских группировок стали более 70 человек.

Правда, отмечена и положительная тенденция:

- Первое и самое главное: по сравнению с предыдущим годом в полтора раза сократилось количество и убийств, и нападений. Связано это в первую очередь с тем, что в центре расистского насилия, в Москве, рассеяны, разгромлены, задержаны, арестованы основные группы, которые занимались систематическими насильственными действиями. Такие, как группировка Артура Рено, члены которой регулярно выходили на "охоту" и убили несколько человек. Как только в Москве сократилось насилие, это сразу отразилось на общей статистике. Количество погибших уменьшается, хотя размах насилия все равно остается угрожающим, -
Террор уже не направлен против отдельных неславян, "инородцев". Он стал приобретать антигосударственный характер.
говорит Галина Кожевникова. И продолжает:

- Одной из причин сокращения насилия стало то, что неонацистские группировки начали переходить от отдельных нападений к террору. Это не фигура речи, это действительно террористические действия: взрывы, поджоги. Террор уже не направлен против отдельных неславян, "инородцев". Он стал приобретать антигосударственный характер. В прошлом году, только по нашим данным (это то, в чем мы действительно уверены), зафиксировано не меньше 20 таких акций: поджоги отделений милиции, поджоги военкоматов, взрывы, в результате которых пострадали люди. Очень много групп заявило о том, что они переходят к антигосударственному террору. Мы видим изменение целеполагания. Теперь ультраправые, неонацистские группы не ставят своей целью изгнать всех "инородцев" из России. Они поняли, что это у них не получается. Они ставят другую цель: дестабилизировать ситуацию в стране, спровоцировать (романтические представления, поэтому я не буду оценивать эту схему, на мой взгляд, довольно примитивную) революцию в стране, на волне которой они придут к власти и, в идеале, установят свой неонацистский режим, - рассказывает Галина Кожевникова.

Аналитики центра "СОВА" отмечают, что наиболее публичными российскими националистическими структурами являются "Русский образ" и Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Их лозунги явно симпатичны членам многих молодежных прокремлевских организаций, которые открыто сотрудничают с националистами.

- Год назад, представляя такой же доклад, мы говорили, что прокремлевские молодежные движения – "Молодая гвардия", "Наши" и прочие – стараются перехватывать лозунги ультраправых, играя роль неких умеренных националистических организаций. Получалось это у них очень плохо – перехватывать. В начале 2009 года все продолжалось в том же духе. Националисты этому активно радовались и вступали в ряды прокремлевских движений. Происходили всякие неприятные истории – вроде случая, когда известный ультраправый активист Никита Томилин вступил в "Молодую гвардию", разместил на её сайте статью на тему отрицания холокоста. Потом статью убрали, но тем не менее... Затем, видимо, кураторы этих движений спохватились, такая деятельность стала понемногу сворачиваться. Трудно сказать, что будет дальше. Процесс не очень просто протекает. Скажем, движение "Наши" к 4 ноября объявило, что проведет свой "Русский марш" как альтернативу маршу ультраправых. Потом, опять же, спохватились и переименовали мероприятие, назвав его "Все свои". В результате получился некий компромисс: у них над сценой висел баннер и "Все свои", и "Русский марш". Понятно, что эта тенденция совсем вымереть не может. Скажем, есть подмосковное движение "Местные", которое упорно продолжает делать все то же самое. Они даже сознательно копируют западноевропейских ультраправых. Например, используют плакатик швейцарских ультраправых, где несколько белых овец выталкивают черную овцу за пределы территории, - говорит заместитель директора центра "СОВА" Александр Верховский.

Ситуация с преступлениями на расовой почве в России волнует международную общественность. Эта проблема обсуждалась на заседании комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации. Эксперты ООН рекомендовали российскому правительству алгоритм действий, который помог бы снизить уровень ксенофобии.

Что, с точки зрения международных экспертов, нужно изменить России?

- В российском уголовном праве отсутствует определение расовой дискриминации – всеобъемлющее, конкретное, которое бы соответствовало международным нормам. Это мешает осуществлять нормальную правоприменительную практику. Кроме того, необходимо сделать законодательство в целом антидискриминационным, чтобы и в гражданском, и в административном праве существовали бы соответствующие определения расовой дискриминации и были предусмотрены санкции за такую дискриминацию. Кроме того, комитет ООН отметил проблему избирательного отношения правоохранительных органов к этническим меньшинствам: так называемое "расовое профилирование" при проверке документов и при других контактах милиции и людей с неславянской внешностью – на улицах, в общественном транспорте и т. д. Выражалась также обеспокоенность тем, что существующие законы – в частности, усиленный закон о противодействии экстремистской деятельности – систематически не применяются против людей и группировок, совершивших насилие на расовой почве. Не ведется должного учета таких преступлений, а суды часто не квалифицируют их как совершенные на почве межнациональной ненависти, - перечислил некоторые замечания комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.

Эксперты центра "СОВА", правда, отмечают, что наказания для националистов, совершающих преступления на расовой почве, становятся более жесткими. Преступники все реже отделываются условными наказаниями, получая реальные сроки. Однако многие опасные пропагандисты нацистских взглядов до сих пор остаются безнаказанными.
XS
SM
MD
LG