19 февраля в Вене в четвертый раз пройдет Русский бал. В этом году он получил название "Алмазный венец". Помимо танцев, в программу бала традиционно входят благотворительные лотереи и аукционы. В 2007 году вырученные деньги были переданы международному конкурсу молодых танцовщиков, в 2008-м — ветеранам сцены. В этом году собранные на Русском балу средства будут переданы Мировскому детскому дому в Воронежской области.
О том, что представляет собой это развлекательное, но в то же время и благотворительное мероприятие, в эфире Радио Свобода рассказывает организатор Русского бала Наталия Хольцмюллер.
— Для людей в Москве, Петербурге, других российских городах словосочетание "венский бал" означает (если вообще что-то означает) Вену, музыку Штрауса, дам в старинных платьях… Как это выглядит на самом деле?
— Хофбург (зимний дворец Габсбургов, сейчас — официальная резиденция президента Австрии. — РС) строился на протяжении нескольких веков. Это действительно комплекс, кремль... Вначале вы попадаете в так называемый "швейцарский дворик" — это самая старая часть Хофбурга, где когда-то стояли гвардейцы, — и по ступенькам посольской лестницы поднимаетесь на второй этаж в покои, которые напоминают по своей архитектуре и внутренней отделке Зимний дворец, в общем, барокко. Вас встречают шампанским, икрой, водкой. Звучит музыка, дамы приходят в бальных платьях, кавалеры — во фраках или смокингах. В восемь часов — начало бала. В девять часов раздается сигнал, открываются двери парадного зала, и под звуки музыки гости проходят в зал и садятся за столики. Наш бал небольшой, уютный, такой, как когда-то проводили, скажем, вельможи или аристократы, всего 200 человек. Они садятся за столики. На время бала выстраивается сцена. Бал открывается красочным шествием участников в театральных костюмах, и затем начинается программа. Эта часть — ужин и какой-то переход к танцам — длится с 21 часа до полуночи. А затем уже открывается бальная ночь, и с полуночи до четырех часов утра идут танцы. Программа выстраивается таким образом, чтобы было разнообразие в танцах, чтобы было весело.
— Прежде в подготовке бала участвовал Валерий Гергиев, и вы вместе с ним определяли программу. Сейчас вы остались одна. Значит ли это, что вы сами прослушиваете огромное количество музыкальных коллективов, просматриваете спектакли? Как происходил отбор в этом году?
— Обычно я приглашаю тех, кто мне самой очень нравится. Программы я выстраиваю сама, но у меня всегда есть режиссер. На протяжении трех лет это были режиссеры Мариинского театра, сейчас я имею честь работать с художественным руководителем Театра комедии имени Акимова Татьяной Казаковой. Для меня это тоже новый опыт, потому что в Театре комедии идут не только чисто драматические спектакли, но и водевили, вечера романсов, там есть поющие актеры, которые тоже будут участвовать — новый театральный акцент в моей бальной программе.
— Какова цель этой затеи?
Мне хотелось показать благородство русских традиций, красоту русских праздников, умение веселиться достойно
— Приведу совсем свежий пример. В Австрии я случайно по телевизору увидела сюжет о русских, отдыхающих в Тироле — их огромное количество, несмотря на кризис. И акцент был сделан на том, что деньги для них не играют роли. У австрийцев, которые получают хоть и разные, но все-таки достаточно высокие зарплаты, девушки, приходящие в магазин и покупающие там товаров сразу на три тысячи евро, вызывают удивление. И потом, когда показывают веселье… Пару раз показали девушку чуть ли не в купальнике, которая танцевала что-то вроде танца живота. Я тоже очень люблю веселиться, но это все-таки не та Россия, с которой я, например, могу себя идентифицировать. Мне хотелось показать благородство русских традиций, красоту русских праздников, умение веселиться достойно. И хотя, естественно, водка на моем балу присутствует как атрибут, я своим балом борюсь против этого клише (я, конечно, утрирую) — "водка, селедка, матрешка, блондинки и лысые олигархи".