Ссылки для упрощенного доступа

Бамбук вместо эдельвейсов


Международный экономический форум в Давосе
Международный экономический форум в Давосе
Четвертая неделя 2010 года на страницах американских еженедельников. Бамбук вместо эдельвейсов. Европа потеряла Украину. Обама должен сменить курс. Блэр не будет извиняться

Регулирование финансовой системы – необходимо

Политические лидеры и представители деловых кругов из разных стран мира, собравшиеся на этой неделе на ежегодный Международный экономический форум в Давосе, могут вздохнуть с облегчением: перспективы мировой экономики уже не выглядят столь мрачно, и есть мнение, что оздоровление идет быстрее, чем можно было ожидать. Теперь, предупреждает Time, главными проблемами станут изменение интеллектуального климата, в котором действует экономика, и геополитические последствия кризиса и рецессии. В течение длительного времени глобальная экономика зиждилась на ряде представлений о достоинствах финансового капитализма и о том, что процветание прямо зависит от соблюдения этих принципов. В последнее время появились сомнения в том, что финансовые инновации приносят пользу экономике. Так председатель американского Центробанка Бен Бернанке выразил мнение, что Соединенным Штатам необходима эффективная система регулирования, которая заставит финансовую систему обеспечить рост и развитие, не вызывая подобных кризисов.

Существует ряд отличий нынешнего кризиса от предыдущих. Во-первых, источником экономических проблем стала Америка, а не Азия или Россия. Во-вторых, американский потребитель не сможет нести бремя экономического оздоровления. И, в-третьих, именно развивающиеся страны, особенно Индия и Китай, являются движущей силой, выводящей мир из рецессии.

Посрамленными оказались не только экономика и финансовые институты Соединенных Штатов, но само представление Америки о мире. Сдвиги в мировой экономической и политической системах уже ощутимы. Глобальные экономические проблемы решаются теперь не на саммитах G-8, а на форумах G-20 с участием развивающихся стран. Мир изменился, и зеленые побеги, пробивающиеся сквозь снег в швейцарских Альпах, к удивлению участников давосской встречи, могут оказаться ничем иным, как ростками бамбука, - полагает Time.

На восточном фланге – без перемен?

Европа потеряла Украину, утверждает московский корреспондент Newsweek Оуэн Мэтьюс. Брюссельские бюрократы, занятые решением внутренних проблем и озабоченные возможным наплывом рабочей силы из Восточной Европы, отказались инициировать формальный процесс вступления Украины в Европейский Союз. В результате, каким бы не был исход второго тура президентских выборов на Украине, возможность европеизации страны уже утрачена. Автор статьи видит несколько причин безразличия европейцев. После значительного расширения ЕС, связанного с крупными расходами, наступило отрезвление, желание приостановить процесс. Но главное – неумение предвидеть долгосрочные результаты. Ряд старых членов Союза опасались, что такая большая страна, как Украина, приобретет слишком сильное влияние в ЕС. Они проглядели прекрасную возможность стабилизировать свой восточный фланг. Честно говоря, украинская элита сыграла не лучшую роль. Популистские обещания, печатание денег, отказ от повышения цен на энергоресурсы для потребителей и, как результат внешний долг в 37 миллиардов долларов.

Упустив момент, Европа предала не только интересы Украины, но и собственные интересы и идеалы. Не все еще потеряно. 70 процентов украинцев по-прежнему хотят вступить в Европейский Союз. Однако угрожающий стране экономический коллапс намного усложняет дело. Брюсселю будет непросто решиться повернуть вспять процесс интеграции Украины в Европу. Но гораздо худшая перспектива – слабое государство на восточной границе Европы, - прогнозирует Newsweek.

Вернуться к обязанностям президента

Newsweek публикует сразу несколько статей, подводящих итог первого года президентства Барака Обамы. Эксперты анализируют причины падения рейтинга президента, а также поражения Демократической партии США на выборах в Сенат от штата Массачусетс. Редактор еженедельника Фарид Закариа напоминает, что, по замыслу создателей конституции США, президент – не только глава исполнительной власти, но и человек, стоящий над политическими партиями, и должен представлять страну в целом. Первые шаги Обамы – его реакция на экономический кризис и успехи во внешней политике - делались именно в этом ключе. Однако позже он стал действовать как премьер-министр или глава Демократической фракции в Конгрессе. По результатам опроса общественного мнения, опубликованным недавно в Wall Street Journal, общество достаточно высоко оценивает его лидерские качества. Однако гораздо меньшее число респондентов соглашаются с его предложениями или считают, что он изменил стиль работы государственных чиновников.

Обама должен отойти от политики и законотворчества и вернуться к обязанностям президента. Он должен представить предложения, которые помогут решить проблемы американцев. Таким образом он заработает политический капитал и власть, необходимые для выполнения своей повестки дня – трансформации страны. Во время предвыборной кампании он обещал, что прислушается ко всем слоям общества, к лучшим идеям к нации в целом. "Я вижу не синюю или красную Америку, а Соединенные Штаты Америки", - сказал он. Обама должен сменить курс и начать действовать, как тот президент, которым он обещал стать. Это – изменение, в которое я готов поверить, - заключает автор статью в Newsweek.

Непоколебимый Блэр

Британское общество проявляет повышенный интерес к предстоящему появлению бывшего премьера страны Тони Блэра перед комиссией по расследованию роли Великобритании в войне в Ираке. Блэр не будет извиняться, уверен бывший советник премьер-министра Лэнс Прайс, статью которого публикует Time. В недавнем интервью Би-би-си Блэр заявил, что вступил бы в войну, даже если бы знал, что у иракского диктатора Саддама Хусейна не было оружия массового уничтожения. В таком случае, по словам Блэра, нужно было бы найти другие аргументы, свидетельствующие о существовании угрозы. Блэр был уверен, что мир без Саддама Хусейна станет лучше и безопаснее. Он не испытывал колебаний, последовав за Бушем, чтобы не допустить изменения мирового порядка, что привело бы к укреплению тирании и распространению терроризма. Блэр, считает автор статьи, был убежден, что его позиция по отношению к войне была правильной с моральной точки зрения, а аргументы – оправданы.

Уинстон Черчилль сказал однажды, что во время войны "правда настолько драгоценна, что ее должен сопровождать эскорт лжи". Это не оправдает Блэра в глазах истории или средств массовой информации. Критики надеются привлечь его к ответу, но их ждет разочарование. Блэр не уступит, потому что считает нечестным притворяться, будто ему действительно есть, в чем оправдываться, - заключает Time.

XS
SM
MD
LG