Ссылки для упрощенного доступа

От выставки "бульдозерной" до выставки в Третьяковке


Натюрморт со старинными куклами Михаила Одноралова.
Натюрморт со старинными куклами Михаила Одноралова.
В Третьяковской галерее открылась выставка работ Михаила Одноралова, одного из наиболее активных участников нонконформистского движения 1960-1980-х годов. Художник давно живет в США, и нынешняя персональная выставка Одноралова - первая в России после его эмиграции.

Новые "американские" картины участника знаменитой "бульдозерной" выставки и "квартирников" советской поры легко узнаваемы. По-прежнему на картинах Михаила Одноралова много пустого пространства, в котором так одиноки фигуры людей и отдельные предметы. По-прежнему художник увлекается игрой разноцветных плоскостей, разве что теперь они стали более четко очерченными, геометризированными. Зато появились новые персонажи, нагие дети, подростки, кочующие из картины в картину. Часто - с закрытыми глазами. Никогда не улыбающиеся. Порой - летящие. Их окружение - игрушечные зайцы и медведи, пустые кувшины, разложенные в шахматном порядке ягоды вишни и прочее, и прочее. Тени Лолиты и Алисы в стране чудес витают рядом. Куратор выставки Мария Бодрова считает:

- Реминисценции мировой литературы и обращение к викторианской архитектуре, и обращение к русскому авангарду, все это, конечно, требует неких знаний от зрителя. И с этой точки зрения, постмодернизм представляется в его творчестве в чистом виде.

Михаил Одноралов прилетел в Москву на свой вернисаж. Ему слово:

- Самое интересное - это так называемая пограничная ситуация, когда уже нет и еще нет. Колебание - от узнавания к неузнаванию. Такая неопределенная ситуация, постмодернистская - она наиболее продуктивна. Очень хорошая иллюстрация пограничной ситуации - Чеширский кот: он как бы и присутствует, и его нет. Мои изображения людей - это в большинстве (за исключением портретов) не психологический тип, человек и портрет, но это имидж, персонаж, иероглиф, можно сказать, который поставлен в определенное пространство. Оно то ли двухмерное, то ли трехмерное, то ли оно многомерное. Я называю его - храмовое пространство. Там бывают элементы натюрморта или китча, фотографии раскрашенной, элементы пейзажа. Они вставлены, как цитаты, в определенный контекст. Почему я люблю музыку Шнитке? Потому что он делал то же самое в музыке - в свою определенную конструкцию вставлял какую-то цитату, из Штрауса, предположим, а потом ее уже деформировал и разрушал.

Когда московский показ завершится, выставку Михаила Одноралова повезут в Петербург, в Русский музей.


XS
SM
MD
LG