Кирилл Кобрин: Облава в селе Горня Маоча, о которой мы рассказывали в прошлом выпуске программы, - это первая попытка властей расправы с радикальными исламистами. Предпринята она была, насколько известно, под давлением Запада. Напомню, что в ходе полицейской операции на прошлой неделе были задержаны 7 человек, а изъято в ходе нее было 18 пистолетов, 7 единиц огнестрельного оружия, около тысячи патронов, 8 ручных гранат и - 70 мобильных телефонов, 1500 DVD и CD, 40 ноутбуков.
Грозит ли действительно Боснии опасность со стороны боснийских салафитов, которых в Боснии принято называть ваххабитами, хотя сами они противятся такому названию? Являются они потенциальными террористами?
Через несколько дней после крупной полициейской операции в Маоче в сербской части Боснии, в городе Баня Лука был организован круглый стол на тему радикального ислама в Боснии. В нём принял участия лишь один мусульмаснкий специалист по вопросам исламского терроризма, а приглашённые представители боснийской мусульманской общины круглый стол просто игнорировали. Рассказывает Айя Куге.
Айя Куге: В селе Горня Маоча, вопреки ожиданиям, было найдено немного оружия - 18 пистолетов, 7 ружей, тысяча патронов, 8 ручных гранат, но и - 70 мобильных телефонов, 1500 DVD и CD, 40 ноутбуков.
Реакция в боснийском мусульманском обществе, как, кстати, и в большинстве комментариев в прессе: какие террористы, если у них даже склада оружия нет! Такое количество можно найти в любом селе в Боснии!
Вот мнение эксперта по терроризму Организации Объединенных наций, профессора Драгана Симеуновича.
Драган Симеунович: Терроризм является избирательным феноменом. Для терроризма не нужно иметь большого числа людей –это не восстание. Для терроризма надо лишь создать группу. Напомню, что для совершения страшной катастрофы в Нью Йорке 11 сентября 2001 года понадобилось лишь 17 человек. А в Маоче их около сорока мужчин. Неважно, сколько стволов оружия там найдено, важнее, что найдена тысяча дисков, на которых инструкции о том, как взрывать, разрушать, минировать. Оружие на Балканах легко купить. Здесь важно намерение. Проблема с так называемыми боснийскими ваххабитами в том, что они уже применяют силу – сейчас, правда, против своих, мусульман, но от этого и до насилия против других народов недалеко. В Сербии, в мусульманском анклаве Санджак, пару лет назад ваххабиты намеревались убить местного мусульманского лидера, подложить взрывные устройства у американского посольства и в Национальном театре в Белграде. А в театр то не ходят только сербы –каждый десятый житель Белграда исповедует ислам! Им это не важно – важно ударить по «безбожникам». Радикализм ваххабитов у нас может выйти из-под контроля. Однако нельзя в каждом ваххабите усматривать террориста – есть в мире и не насильственные ваххабитские течения.
Айя Куге: Член экспертной команды по юго-восточной Европе, занимающийся предотвращением терроризма на Балканах, Джевад Галиячевич - мусульманин из Сараево. Считается, что он был одним из первых боснийцев, кто открыто заговорил об опасности исламского терроризма в стране. Галиячевичу причисляют в заслуги расформирование в 2001 году центра радикальных исламистов в селе Бочинье, где через девять лет после окончания боснийской войны в полностью закрытом от внешнего мира сообществе проживали арабские добровольцы. Галиячевич считает, что и нынешние боснийские политики не желают прерывать связи с радикальными исламистами.
Джевад Галиячевич: Проблема в том, что вопрос ваххабитской общины мы в Боснии рассматриваем лишь как культурологическое и религиозное явление. Однако следует обратить внимание на организационное ядро при формировании этой общины: оно зародилось в Боснии в отряде добровольцев под названием «Аль- Моджахед», члены которого во время войны совершали страшные преступления. Этот отряд стал как организационной, так и идеологической основой для радикальных исламистических элементов. А сейчас, не секрет, в боснийских службах работают близкие к моджахедам люди. Это сильно мешает проведению нужных операций против радикальных ваххабитов. Проблемой является отсутствие политической поддержки таким операциям. Так и на этот раз – в Маочу полицию в прямом смысле слова втолкнули, причем безо всякой поддержки вне структур Министерства внутренних дел. До сих пор главным оправданием бездействия государства был страх перед межнациональными конфликтами, под предлогом, что каждый имеет выбор, как он будет исповедовать свою религию. Но на серьезность проблемы ваххабитов указывает и то, что такая Маоча не одна – подобных скрытых ваххабитских общин в Боснии много, а их центр в Сараевской мечети Короля Фахда считается саудовской территорией. До тех пор, пока боснийская политическая элита будет считать, что ей не выгодно привести к ответственности радикальных исламистов, нельзя даже ожидать серьезного расследования их деятельности.
Айя Куге: Видный сербский профессор, специалист по Исламу и Востоку Дарко Танаскович опасается перспективы, что и традиционная мусульманская община в Боснии может стать радикальнее.
Дарко Танаскович: Ислам на территории Боснии и Герцеговины, как и во всей бывшей Югославии, становится более радикальным. Это - последствие войны, и подобного можно было ожидать. Такой ситуации благоприятствовало и постоянное лавирование руководства Исламской официальной общины. Сначала мусульманские лидеры утверждали, что никакой проблемы с исламскими экстремистами в Боснии нет – есть лишь попытки расколоть мусульман, со стороны анти-мусульманских сил. Позже было выпущено сообщение главного управления мусульман в Сараево, что оно не поддерживает нетрадиционные формы исповедания ислама, что они чужды для Боснии. Потом последовало полное молчание. Ситуация могла бы обернутся к худшему, если бы традиционная мусульманская община, а поступают такие сигналы, начала соревноваться с ваххабитами и приняла более радикальный вариант религии, чем сейчас.
Айя Куге: У эксперта по терроризму Драгана Симеуновича своё толкование факта, почему мусульманская община, то есть её руководство, на все, даже на насильственные действия салафитов, отвечает молчанием.
Драган Симеунович: Молчание исламской общины в Боснии по поводу ваххабитов может быть объяснено просто – речь не идёт только о политике, речь идет и о деньгах. Исламская община у нас пользовалась поддержкой Саудовской Аравии, сюда влились сотни миллионов долларов, и теперь никто не хочет идти против саудовцев. Деньги поступали не только в прошлом, они поступают и сейчас, а Саудовская Аравия дает их не только на цели расширения ваххабитской общины, но и остальным мусульманам – на строительство мечетей, исламских центров, помогая тем самым Исламу как религии в целом. Поэтому боснийская мусульманская община должна считаться с этой страной.
Айя Куге: Профессор Симеунович отмечает также, что в последнее время Турция, как он считает, по просьбе Запада, начинает устанавливать тесные связи с Боснией. Можно даже сказать «восстанавливать», поскольку именно турки в 15 веке принесли ислам в Боснию.
Драган Симеунович: У нас умалчивают о том, что в Боснии существует исторический конфликт. Традиционно на Балканах преобладает турецкое влияние и течение ислама, которое ваххабиты называют «народным исламом» - именно такой ислам исповедуют турки. Они для ваххабитов - главные враги, и поэтому у нас постоянно прослеживаются попытки последователей Ваххаба оттеснить турецкое влияние. С другой стороны, большинство боснийцев к ваххабитам испытывают неприязнь. Ведь ваххабиты их возвращают в 7 век, перечёркивая пятнадцать веков развития ислама и связанной с ним духовной культуры Боснии. Мое личное мнение: проблемы только начинаются, и одна полицейская операция не может остановить распространение радикального Ислама в Боснии и Герцеговине.
Айя Куге: Боснийский специалист по связям исламского радикализма с терроризмом Джевад Галиячевич выступил с тезисом, что именно исламисты, называющие себя салафитами, посеяли после войны антиамериканские настроения среди мусульманского населения.
Джевад Галиячевич: Все исследования говорят о том, что в Боснии, по меньшей мере, 3-5% ваххабитов – это подтверждают и некоторые сараевские агентства. Не все ваххабиты террористы, но это - группа из которой производится набор. Это молодые люди, готовые убивать за ислам. В тот момент, когда часть боснийских мусульман приобрела антиамериканские настроения, они начали интересоваться талибами в Афганистане, волноваться за войну в Ираке, тем самым включаясь в мир сложных исламских конфликтов, в которых тяжело разобраться народам и государствам намного крупнее боснийского. Влияние ваххабитов осложнило позицию Боснии и Герцеговины и боснийского народа, позицию ислама в этой части планеты. Боснийцы стали интересоваться судьбой арабского мира, и сейчас многие из них воспринимают страдания арабов как личные страдания.
Айя Куге: Но являются ли боснийские ваххабиты или салафиты реальной опасностью для общества? Специалист по исламу, профессор Дарко Танаскович.
Дарко Танаскович: Я считаю, что большую проблему представляет тот факт, что в исламской общине и в мусульманских кругах практически нельзя найти никого, кто бы согласился говорить о ваххабитах. Ведь такие коммуны, экстремистские общины, как ваххабитские, несмотря на хорошую внутреннюю организацию, не могут быть такими уж опасным в хорошо устроенном обществе и государстве. Но, с одной стороны, в Боснии тяжёлая социальная ситуация, а ваххабиты рассчитывают на недовольство в обществе. На расширение числа их сторонников влияет и проблемы внутри традиционной боснийской мусульманской общины и всё ещё присущее сильное межнациональное и межконфессиональное недоверие – это плодородная почва для существование таких групп. Они не будут особо опасными в том случае, если в государстве будет установлен порядок. А если в Боснии, как и в Сербии, не будет политической воли справиться с религиозным экстремизмом, ничего хорошего нам ждать не приходится. Ваххабизм я воспринимаю как метастазу, как верх ледника, - как то, что отражает настоящее состояние в нашем обществе.
Айя Куге: Это было мнение региональных специалистов по вопросам ислама и терроризма на Балканах.
Грозит ли действительно Боснии опасность со стороны боснийских салафитов, которых в Боснии принято называть ваххабитами, хотя сами они противятся такому названию? Являются они потенциальными террористами?
Через несколько дней после крупной полициейской операции в Маоче в сербской части Боснии, в городе Баня Лука был организован круглый стол на тему радикального ислама в Боснии. В нём принял участия лишь один мусульмаснкий специалист по вопросам исламского терроризма, а приглашённые представители боснийской мусульманской общины круглый стол просто игнорировали. Рассказывает Айя Куге.
Айя Куге: В селе Горня Маоча, вопреки ожиданиям, было найдено немного оружия - 18 пистолетов, 7 ружей, тысяча патронов, 8 ручных гранат, но и - 70 мобильных телефонов, 1500 DVD и CD, 40 ноутбуков.
Реакция в боснийском мусульманском обществе, как, кстати, и в большинстве комментариев в прессе: какие террористы, если у них даже склада оружия нет! Такое количество можно найти в любом селе в Боснии!
Вот мнение эксперта по терроризму Организации Объединенных наций, профессора Драгана Симеуновича.
Драган Симеунович: Терроризм является избирательным феноменом. Для терроризма не нужно иметь большого числа людей –это не восстание. Для терроризма надо лишь создать группу. Напомню, что для совершения страшной катастрофы в Нью Йорке 11 сентября 2001 года понадобилось лишь 17 человек. А в Маоче их около сорока мужчин. Неважно, сколько стволов оружия там найдено, важнее, что найдена тысяча дисков, на которых инструкции о том, как взрывать, разрушать, минировать. Оружие на Балканах легко купить. Здесь важно намерение. Проблема с так называемыми боснийскими ваххабитами в том, что они уже применяют силу – сейчас, правда, против своих, мусульман, но от этого и до насилия против других народов недалеко. В Сербии, в мусульманском анклаве Санджак, пару лет назад ваххабиты намеревались убить местного мусульманского лидера, подложить взрывные устройства у американского посольства и в Национальном театре в Белграде. А в театр то не ходят только сербы –каждый десятый житель Белграда исповедует ислам! Им это не важно – важно ударить по «безбожникам». Радикализм ваххабитов у нас может выйти из-под контроля. Однако нельзя в каждом ваххабите усматривать террориста – есть в мире и не насильственные ваххабитские течения.
Айя Куге: Член экспертной команды по юго-восточной Европе, занимающийся предотвращением терроризма на Балканах, Джевад Галиячевич - мусульманин из Сараево. Считается, что он был одним из первых боснийцев, кто открыто заговорил об опасности исламского терроризма в стране. Галиячевичу причисляют в заслуги расформирование в 2001 году центра радикальных исламистов в селе Бочинье, где через девять лет после окончания боснийской войны в полностью закрытом от внешнего мира сообществе проживали арабские добровольцы. Галиячевич считает, что и нынешние боснийские политики не желают прерывать связи с радикальными исламистами.
Джевад Галиячевич: Проблема в том, что вопрос ваххабитской общины мы в Боснии рассматриваем лишь как культурологическое и религиозное явление. Однако следует обратить внимание на организационное ядро при формировании этой общины: оно зародилось в Боснии в отряде добровольцев под названием «Аль- Моджахед», члены которого во время войны совершали страшные преступления. Этот отряд стал как организационной, так и идеологической основой для радикальных исламистических элементов. А сейчас, не секрет, в боснийских службах работают близкие к моджахедам люди. Это сильно мешает проведению нужных операций против радикальных ваххабитов. Проблемой является отсутствие политической поддержки таким операциям. Так и на этот раз – в Маочу полицию в прямом смысле слова втолкнули, причем безо всякой поддержки вне структур Министерства внутренних дел. До сих пор главным оправданием бездействия государства был страх перед межнациональными конфликтами, под предлогом, что каждый имеет выбор, как он будет исповедовать свою религию. Но на серьезность проблемы ваххабитов указывает и то, что такая Маоча не одна – подобных скрытых ваххабитских общин в Боснии много, а их центр в Сараевской мечети Короля Фахда считается саудовской территорией. До тех пор, пока боснийская политическая элита будет считать, что ей не выгодно привести к ответственности радикальных исламистов, нельзя даже ожидать серьезного расследования их деятельности.
Айя Куге: Видный сербский профессор, специалист по Исламу и Востоку Дарко Танаскович опасается перспективы, что и традиционная мусульманская община в Боснии может стать радикальнее.
Дарко Танаскович: Ислам на территории Боснии и Герцеговины, как и во всей бывшей Югославии, становится более радикальным. Это - последствие войны, и подобного можно было ожидать. Такой ситуации благоприятствовало и постоянное лавирование руководства Исламской официальной общины. Сначала мусульманские лидеры утверждали, что никакой проблемы с исламскими экстремистами в Боснии нет – есть лишь попытки расколоть мусульман, со стороны анти-мусульманских сил. Позже было выпущено сообщение главного управления мусульман в Сараево, что оно не поддерживает нетрадиционные формы исповедания ислама, что они чужды для Боснии. Потом последовало полное молчание. Ситуация могла бы обернутся к худшему, если бы традиционная мусульманская община, а поступают такие сигналы, начала соревноваться с ваххабитами и приняла более радикальный вариант религии, чем сейчас.
Айя Куге: У эксперта по терроризму Драгана Симеуновича своё толкование факта, почему мусульманская община, то есть её руководство, на все, даже на насильственные действия салафитов, отвечает молчанием.
Драган Симеунович: Молчание исламской общины в Боснии по поводу ваххабитов может быть объяснено просто – речь не идёт только о политике, речь идет и о деньгах. Исламская община у нас пользовалась поддержкой Саудовской Аравии, сюда влились сотни миллионов долларов, и теперь никто не хочет идти против саудовцев. Деньги поступали не только в прошлом, они поступают и сейчас, а Саудовская Аравия дает их не только на цели расширения ваххабитской общины, но и остальным мусульманам – на строительство мечетей, исламских центров, помогая тем самым Исламу как религии в целом. Поэтому боснийская мусульманская община должна считаться с этой страной.
Айя Куге: Профессор Симеунович отмечает также, что в последнее время Турция, как он считает, по просьбе Запада, начинает устанавливать тесные связи с Боснией. Можно даже сказать «восстанавливать», поскольку именно турки в 15 веке принесли ислам в Боснию.
Драган Симеунович: У нас умалчивают о том, что в Боснии существует исторический конфликт. Традиционно на Балканах преобладает турецкое влияние и течение ислама, которое ваххабиты называют «народным исламом» - именно такой ислам исповедуют турки. Они для ваххабитов - главные враги, и поэтому у нас постоянно прослеживаются попытки последователей Ваххаба оттеснить турецкое влияние. С другой стороны, большинство боснийцев к ваххабитам испытывают неприязнь. Ведь ваххабиты их возвращают в 7 век, перечёркивая пятнадцать веков развития ислама и связанной с ним духовной культуры Боснии. Мое личное мнение: проблемы только начинаются, и одна полицейская операция не может остановить распространение радикального Ислама в Боснии и Герцеговине.
Айя Куге: Боснийский специалист по связям исламского радикализма с терроризмом Джевад Галиячевич выступил с тезисом, что именно исламисты, называющие себя салафитами, посеяли после войны антиамериканские настроения среди мусульманского населения.
Джевад Галиячевич: Все исследования говорят о том, что в Боснии, по меньшей мере, 3-5% ваххабитов – это подтверждают и некоторые сараевские агентства. Не все ваххабиты террористы, но это - группа из которой производится набор. Это молодые люди, готовые убивать за ислам. В тот момент, когда часть боснийских мусульман приобрела антиамериканские настроения, они начали интересоваться талибами в Афганистане, волноваться за войну в Ираке, тем самым включаясь в мир сложных исламских конфликтов, в которых тяжело разобраться народам и государствам намного крупнее боснийского. Влияние ваххабитов осложнило позицию Боснии и Герцеговины и боснийского народа, позицию ислама в этой части планеты. Боснийцы стали интересоваться судьбой арабского мира, и сейчас многие из них воспринимают страдания арабов как личные страдания.
Айя Куге: Но являются ли боснийские ваххабиты или салафиты реальной опасностью для общества? Специалист по исламу, профессор Дарко Танаскович.
Дарко Танаскович: Я считаю, что большую проблему представляет тот факт, что в исламской общине и в мусульманских кругах практически нельзя найти никого, кто бы согласился говорить о ваххабитах. Ведь такие коммуны, экстремистские общины, как ваххабитские, несмотря на хорошую внутреннюю организацию, не могут быть такими уж опасным в хорошо устроенном обществе и государстве. Но, с одной стороны, в Боснии тяжёлая социальная ситуация, а ваххабиты рассчитывают на недовольство в обществе. На расширение числа их сторонников влияет и проблемы внутри традиционной боснийской мусульманской общины и всё ещё присущее сильное межнациональное и межконфессиональное недоверие – это плодородная почва для существование таких групп. Они не будут особо опасными в том случае, если в государстве будет установлен порядок. А если в Боснии, как и в Сербии, не будет политической воли справиться с религиозным экстремизмом, ничего хорошего нам ждать не приходится. Ваххабизм я воспринимаю как метастазу, как верх ледника, - как то, что отражает настоящее состояние в нашем обществе.
Айя Куге: Это было мнение региональных специалистов по вопросам ислама и терроризма на Балканах.