В российской блогосфере говорят о фотографии. Похоже, это искусство становится официальным хобби первого лица страны: фотография Дмитрия Медведева "Тобольский монастырь" была куплена на благотворительном аукционе за 51 млн рублей, что сделало президента самым дорогим фотографом в стране.
Несколько дней назад президент в ответ на личную просьбу блогера Дмитрия Терновского сделал жест доброй воли по отношению к российским фотографам, отменив запрет на съемку на Красной площади, а еще через день Дмитрий Медведев посетил выставку "Лучшие фотографии России 2009", проходящую в центре современного искусства "Винзавод". Осмотрев экспозицию, президент сфотографировался с группой детдомовцев и записал видеоролик, в котором, в частности, говорит:
На мой взгляд, основной смысл самой фотографии как искусства заключается в особой, если хотите, печали о той частичке времени, которая уже никогда не вернётся. Мне кажется, в этом значение фотографии.
Нехарактерное для Живого Журнала единодушное восхищение в комментариях к этой записи смутило профессиональных фотографов. В сообществе "Фотополигон" задались вопросом, будет ли критика фотографии, сделанной президентом, считаться оскорблением его чести и достоинства. По мнению пользователя illyn, как минимум следует избегать упрека в том, что "завалена вертикаль".
Отношения фотографов и власти активно обсуждается в ЖЖ и по другому поводу. Внимание блогеров привлек суд над фотографом Умидой Ахмедовой, которую узбекские власти обвиняют в клевете из корыстных побуждений и оскорблении. Обвинения против фотографа были выдвинуты после выхода ее книги "Женщины и мужчины: от рассвета до заката" и документального фильма "Бремя девственности", где рассказывается о проблемах молодых женщин в традиционном обществе.
Перед посольствами Узбекистана в Москве и Париже прошли акция в поддержку Умиды Ахмедовой, в которых приняли участие ведущие российские фотографы. Суд признал Умиду Ахмедову виновной, однако тут же амнистировал. По мнению пользователя liasmi, подобное "соломоново решение" направлено не столько против Ахмедовой лично, сколько против свободомыслия как такового:
Вероятно, с самого начала расчет на то, чтобы провести через пресловутые девять кругов, запугать, подвергнуть серьезной психологической атаке, чтобы возникала почаще мысль о том, что жизнь прекрасна и удивительна, особенно без крамольных фотографий и документальных фильмов. А потом, после нескольких месяцев подвешенности и ощущения собственного бессилия – амнистия, этакое проявление великодушного гуманизма государства. Благодарность за такой исход испытывается на подсознательном уровне поневоле. Действенный способ, безусловно. Приятным бонусом является еще и то, что направлены такие процессы не только и не столько на подсудимых - слишком сильные люди оказываются в роли таких подсудимых, так легко не ломаются – сколько на окружающих. Играйте, да не заигрывайтесь. Мыслепреступления – это те же преступления, только гораздо опаснее.
***
В англоязычных блогах празднуют двадцатилетие со дня освобождения Нельсона Манделы из 27-летнего тюремного заключения. Событие, положившее конец режиму апартеида в Южной Африке, в дневниках европейцев вызывает исключительно восхищенные комментарии. Британец Пол Бургин пишет:
Кажется, это было совсем недавно. Я помню, как смотрел прямой репортаж с места событий по "Би-Би-Си": мне страшно хотелось увидеть человека, ставшего символом протеста против зверств Южно-Африканского апартеида. В конце 80-х – начале 90-х пришел конец целому ряду бесчеловечных режимов – это происходило не только в Южной Африке, но и в Восточной Европе. Мы не должны забывать, что значат отвоеванные тогда свободы.
На портале HuffingtonPost историк Джон Борер рассуждает об американской составляющей исторической победы Манделы. Поддержка, которую оказывала режиму апартеида рейгановская администрация, не должна, по его мнению, затмевать значимости другого события:
Некоторые американские руководители выступали на стороне угнетенных задолго до того, как борьба против апартеида вошла в моду в США. В 1965 г. молодой сенатор от штата Нью-Йорк Роберт Кеннеди отправился в Южную Африку по приглашению Национального союза студентов. Правительство ЮАР сделало тогда все возможное, чтобы скрыть этот визит как от самих южно-африканцев, так и от всего мира. Во время этого путешествия Кеннеди не позабыл и о Манделе. По дороге домой самолет сенатора должен был пролетать над островом Роббен, где содержался в заключении Мандела. Кеннеди попросил пилота махнуть крылом, раз уж другого способа выразить солидарность у него не было. Пилота за этот знак уважения лишили потом лицензии, и многие годы он не имел права подниматься в воздух.
Южно-африканские блогеры чаще других говорят о проблемах, так и не решенных Африканским Национальным Конгрессом: о высоком уровне безработицы, огромном количестве ВИЧ-инфицированных, сверхкороткой продолжительности жизни в стране. Впрочем, борцы с "манделопоклонничеством" есть и на Западе. Дэвид Вэнс отмечает в коллективном блоге "Предубежденность на Би-Би-Си", посвященном критике британской вещательной корпорации:
На мой взгляд, освещение годовщины было односторонним. Не затронули ни одной острой темы, постарались, чтобы ни золотинки не упало с нимба Святого Нельсона. Через двадцать лет после его освобождения мы видим в ЮАР насквозь коррумпированный режим Африканского Национального Конгресса вместо насквозь коррумпированного режима апартеида. Можете себе представить, как будут потом освещать его смерть? Мы теперь все безоговорочно за Конгресс. И никого не волнуют жертвы его былых террористических акций.
Несколько дней назад президент в ответ на личную просьбу блогера Дмитрия Терновского сделал жест доброй воли по отношению к российским фотографам, отменив запрет на съемку на Красной площади, а еще через день Дмитрий Медведев посетил выставку "Лучшие фотографии России 2009", проходящую в центре современного искусства "Винзавод". Осмотрев экспозицию, президент сфотографировался с группой детдомовцев и записал видеоролик, в котором, в частности, говорит:
На мой взгляд, основной смысл самой фотографии как искусства заключается в особой, если хотите, печали о той частичке времени, которая уже никогда не вернётся. Мне кажется, в этом значение фотографии.
Нехарактерное для Живого Журнала единодушное восхищение в комментариях к этой записи смутило профессиональных фотографов. В сообществе "Фотополигон" задались вопросом, будет ли критика фотографии, сделанной президентом, считаться оскорблением его чести и достоинства. По мнению пользователя illyn, как минимум следует избегать упрека в том, что "завалена вертикаль".
Отношения фотографов и власти активно обсуждается в ЖЖ и по другому поводу. Внимание блогеров привлек суд над фотографом Умидой Ахмедовой, которую узбекские власти обвиняют в клевете из корыстных побуждений и оскорблении. Обвинения против фотографа были выдвинуты после выхода ее книги "Женщины и мужчины: от рассвета до заката" и документального фильма "Бремя девственности", где рассказывается о проблемах молодых женщин в традиционном обществе.
Перед посольствами Узбекистана в Москве и Париже прошли акция в поддержку Умиды Ахмедовой, в которых приняли участие ведущие российские фотографы. Суд признал Умиду Ахмедову виновной, однако тут же амнистировал. По мнению пользователя liasmi, подобное "соломоново решение" направлено не столько против Ахмедовой лично, сколько против свободомыслия как такового:
Вероятно, с самого начала расчет на то, чтобы провести через пресловутые девять кругов, запугать, подвергнуть серьезной психологической атаке, чтобы возникала почаще мысль о том, что жизнь прекрасна и удивительна, особенно без крамольных фотографий и документальных фильмов. А потом, после нескольких месяцев подвешенности и ощущения собственного бессилия – амнистия, этакое проявление великодушного гуманизма государства. Благодарность за такой исход испытывается на подсознательном уровне поневоле. Действенный способ, безусловно. Приятным бонусом является еще и то, что направлены такие процессы не только и не столько на подсудимых - слишком сильные люди оказываются в роли таких подсудимых, так легко не ломаются – сколько на окружающих. Играйте, да не заигрывайтесь. Мыслепреступления – это те же преступления, только гораздо опаснее.
***
В англоязычных блогах празднуют двадцатилетие со дня освобождения Нельсона Манделы из 27-летнего тюремного заключения. Событие, положившее конец режиму апартеида в Южной Африке, в дневниках европейцев вызывает исключительно восхищенные комментарии. Британец Пол Бургин пишет:
Кажется, это было совсем недавно. Я помню, как смотрел прямой репортаж с места событий по "Би-Би-Си": мне страшно хотелось увидеть человека, ставшего символом протеста против зверств Южно-Африканского апартеида. В конце 80-х – начале 90-х пришел конец целому ряду бесчеловечных режимов – это происходило не только в Южной Африке, но и в Восточной Европе. Мы не должны забывать, что значат отвоеванные тогда свободы.
На портале HuffingtonPost историк Джон Борер рассуждает об американской составляющей исторической победы Манделы. Поддержка, которую оказывала режиму апартеида рейгановская администрация, не должна, по его мнению, затмевать значимости другого события:
Некоторые американские руководители выступали на стороне угнетенных задолго до того, как борьба против апартеида вошла в моду в США. В 1965 г. молодой сенатор от штата Нью-Йорк Роберт Кеннеди отправился в Южную Африку по приглашению Национального союза студентов. Правительство ЮАР сделало тогда все возможное, чтобы скрыть этот визит как от самих южно-африканцев, так и от всего мира. Во время этого путешествия Кеннеди не позабыл и о Манделе. По дороге домой самолет сенатора должен был пролетать над островом Роббен, где содержался в заключении Мандела. Кеннеди попросил пилота махнуть крылом, раз уж другого способа выразить солидарность у него не было. Пилота за этот знак уважения лишили потом лицензии, и многие годы он не имел права подниматься в воздух.
Южно-африканские блогеры чаще других говорят о проблемах, так и не решенных Африканским Национальным Конгрессом: о высоком уровне безработицы, огромном количестве ВИЧ-инфицированных, сверхкороткой продолжительности жизни в стране. Впрочем, борцы с "манделопоклонничеством" есть и на Западе. Дэвид Вэнс отмечает в коллективном блоге "Предубежденность на Би-Би-Си", посвященном критике британской вещательной корпорации:
На мой взгляд, освещение годовщины было односторонним. Не затронули ни одной острой темы, постарались, чтобы ни золотинки не упало с нимба Святого Нельсона. Через двадцать лет после его освобождения мы видим в ЮАР насквозь коррумпированный режим Африканского Национального Конгресса вместо насквозь коррумпированного режима апартеида. Можете себе представить, как будут потом освещать его смерть? Мы теперь все безоговорочно за Конгресс. И никого не волнуют жертвы его былых террористических акций.