Игорь Телин: Расположенное в Дубенском районе республике село Кабаево можно назвать по-своему уникальным. Оно являет собой образец того, как люди различных религиозных взглядов могут жить вместе в мире и согласии. Проживают здесь около 800 человек – православные, баптисты, мусульмане, пятидесятники, молокане и иудеи. Каждый зимний вечер в доме пенсионерки Елизаветы Зорькиной собирается несколько местных бабушек. Такие своеобразные посиделки. Говорят об успехах своих детей и внуков, о том, что опять не завезли хлеб в местный магазин, что возвращаются холода, о том, что у соседа Петровича корова принесла двух телят. В общем – обычные мирные разговоры сельчанок. Необычны лишь их ответы, когда просишь представиться, да не по именам, а по принадлежности к той или иной религиозной конфессии.
- Я пятидесятница.
- Я баптистка.
- Молоканка.
- У меня вера православная.
Игорь Телин: Различие в вере не мешает кабаевским бабушкам, не ссорясь, обсуждать свои проблемы, судачить на различные темы. Так уж издавна повелось, что вопросы религии ни в коем случае не являются причиной конфликта. Более того, по словам главы местной администрации Галины Аристовой, когда в прошлые годы возникали традиционные драки между селами, кабаевцы, независимо от религиозной принадлежности, сплачивались и выступали, что называется, единым фронтом.
Галина Аристова: У нас в одной семье, как правило, есть и православные христиане, и баптисты, и пятидесятники.
Игорь Телин: В одной семье намешано бывает по четыре разных религий, и каждый молится по-своему, подключается к разговору Григорий Куманев.
Григорий Куманев: Я сам по вероисповеданию молоканин. Мои родители: отец – тоже молоканин, а мать – православная. Когда я стал интересоваться, почему же я именно принадлежу к этой вере, мне отец сказал, что так они в семье решили. В общем-то, я исповедую эту веру. У нас в селе очень много иудеев, есть пятидесятники, православные, мусульмане. Но никаких конфликтов на религиозной почве у нас никогда не было. Я живу в селе уже 50 лет и не помню, чтобы у нас какие-то были упреки по поводу религии друг к другу.
Игорь Телин: Село Кабаево достаточно большое – около 800 жителей здесь. Откуда такое многообразие религий?
Григорий Куманев: При царе село славилось краснодеревщиками. Многие выезжали на отхожие промыслы в другие губернии, жили там по много лет и привозили с собой религии свои. Так это укоренилось и осталось.
Игорь Телин: Уникальное село стало своеобразной достопримечательностью Мордовии. И даже местные православные священники, кажется, не особо усердствуют в стремлении вернуть сельчан в лоно Православной церкви.