Ссылки для упрощенного доступа

"Имеди": игры неразума


Удивительно все-таки, как история повторяется и ничему не учит.

Март 2010. Эфир телеканала "Имеди". 15 минут Грузия смотрит сенсационный репортаж о "вторжении российских войск и убийстве президента Саакашвили". После постановочного выпуска сообщается, что был показан "возможный сценарий событий". Но паника уже случилась. Перегружены линии связи, люди кидаются за бензином, шквал звонков в службу скорой помощи - давление, сердце, неврозы.

Август 1996. День выборов президента России, второй тур. Воскресенье, 18.00. В эфире черная заставка с цифрами электронных часов. Тишина. Мелькают секунды. Тревожные удары метронома отсчитывают приближение "часа икс". Переключение кнопок только усиливает панику – одинаковая картинка держится одновременно на всех национальных каналах несколько минут. Люди из разных городов испуганно перезваниваются еще сутки, на следующий день появляются сообщения из некоторых регионов о рекордных вызовах медиков.

Октябрь 1938. Канун второй мировой войны. Америка. Возбужденный голос ведущего радио CBS: "Дамы и господа, сенсационная новость. Это звучит невероятно, но странные существа, приземлившиеся сегодня в Нью-Джерси, - это авангард наступающей марсианской армии". В эфире в Хеллоуин (день розыгрышей) радиопостановка по роману Герберта Уэлса "Война миров". Десятки тысяч людей бросали свои дома (особенно после призыва якобы президента Рузвельта сохранять спокойствие), дороги были забиты беженцами. Телефонные линии были парализованы: тысячи людей сообщали о якобы увиденных кораблях марсиан властям. Потребовалось несколько недель, чтобы убедить население в том, что нападения не происходило.

Несмотря на сильно развившуюся коммуникацию, сильно повышенную за минувшие 70 лет людскую осведомленность о мире и жизни, обычный человек всего лишь человек – он пуглив, боится за себя и за своих близких.

Цинизм шутников и экспериментаторов от радио и телевидения в том и состоит, что используя уникальные возможности медиа – их природную сиюминутность, достоверность, одномоментный охват миллионов – в подходящий и, как правило, тревожный политический момент (во всех трех случаях подспудное ожидание беды), эти творцы манипулируют обычными людьми, играя на естественном чувстве страха. Называется все это подлостью. Или безответственностью. Независимо от политической целесообразности и будущей оценки их креативного таланта.

Что же происходит с такими "создателями событий"? Как правило, ничего. С "Имеди", как мы видим, еще никого не уволили, а президент Грузии попенял каналу за "злоупотребление свободой слова" и отсутствие титров на сфальсифицированном репортаже. В случае с российским "часом икс" вообще не было ни упреков, ни извинений. О том периоде российского телевидения мне напоминает ксерокопия снимка с экрана с застывшими белыми цифрами на черном фоне. На уголке листочка один из придумщиков той акции написал: "От промывателей мозгов, с надеждой на понимание!" Мы спорим с "промывателями" уже 15 лет, а большинство из них продолжают руководить телевидением. А вот Орсон Уэллс, пытавшийся сделать из "Войны миров" стилизацию репортажа с места событий, (некоторые исследователи полагают, что пародию на прямой репортаж - действие пьесы было перенесено в "настоящий момент" 30 октября 1938 года в конкретный город), после постановки с CBS был уволен. Потом, правда, стал режиссером и снял один из самых знаменитых фильмов всех времен "Гражданин Кейн".

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG