Ссылки для упрощенного доступа

Разговор с умным человеком (Челябинск)


Александр Валиев: У нас в гостях председатель комиссии по национальным и религиозным вопросам Общественной палаты Челябинской области, философ и экономист Альберт Еналеев.

Альберт Хусаинович, как вы считаете, от чего зависит добрососедство разных национальных культур?

Альберт Еналеев: Эти все проблемы национального взаимоотношения должны быть отрегулированы на уровне государства, на уровне власти. Любое государство должно иметь свою национальную политику. Если этого нет, то всякие поползновения, попытки как сохранить, как приумножить, чтобы та или иная национальная культура развивалась, очень сложно. К сожалению, в нашей стране такой единой политики межнациональных взаимоотношений нет. Это началось не сегодня и не вчера. Особенно остро мы начали ощущать это с началом 90-х годов. Сначала было при Борисе Николаевиче Ельцине – давайте, проглотите суверенитет и свободы столько, сколько можете проглотить. А потом началось обратное – как все это подавить. Одной из самых больших, наверное, политических ошибок было то, что из паспорта убрали строчку "национальность". Это не для самоутверждения того или иного человека или его принадлежности. Это очень сложная проблема для власти.

Александр Валиев: Как народу сохранить свою самобытность, живя на многонациональной территории?

Альберт Еналеев: В первую очередь, наверное, надо начинать с того, что государство, власть должны создавать условия для сохранения языка. Без сохранения языка вся остальная атрибутика начинает терять смысл. Потому что здесь есть очень большая ошибка и спекуляция – как бы поверья нет. Татарин может быть верующим в ислам, может быть не верующим, может быть крещеным. Кстати, очень много татар крещеных. Сегодня спекуляция о том, что все русские – православные, все татары – мусульмане – это попытка как-то сгладить те нерешенные межнациональные отношения, загоняя их в религиозные взаимоотношения. Что опять, в конечном итоге, даст обратный эффект.

Александр Валиев: А как вы думаете, откуда берутся межнациональные конфликты?

Альберт Еналеев: Конфликты, конечно, межнациональные вызываются не простыми, будем говорить, людьми, которые в миру только дружат. Конфликты возникают тогда, когда начинается разделение от имени власти, от имени партии, от имени определенных кланов на своих и чужих. Что делалось во время переписи 2002 года? Вдруг - давайте татар разделим на шесть групп. Оказывается, татары разные – сибирские татары, астраханские татары, мишары, кряши, нагайбаки. Это умышленно делалось, специально, для того чтобы обозначить – оказывается, татар не так уж и много. Все это вызывает и недоумение, и какую-то даже горечь, боль. Почему в нашей стране на уровне высокой политики не определяются приоритеты национальной политики так, чтобы каждый народ, каждая нация ощущала себя достойно. Когда представители власти начинают говорить о межнациональных отношениях, пусть они не говорят, что вот у нас в мире и согласии проживают 120 национальностей в Челябинской области. Пусть одно скажут – в Челябинской области или в России созданы все условия для развития каждой нации.

Александр Валиев: Что может государство конкретно сделать, для того чтобы эти условия, о которых вы говорите, соблюдались?

Альберт Еналеев: На законодательном уровне принять определенное решение, при котором обязательно сохраняется язык. Вот мы, когда встречались после III Всемирного конгресса татар Казани у Минтимера Шариповича, мы тоже задавали вопросы Путину, тогда президенту. Ну, ладно, школы не открываются, ну, давайте дадим возможность национальным открыть факультатив. В каждой школе факультатив. Вот Дворец пионеров у нас есть. Там все кружки есть. Давайте, там будет кружок национальных языков бесплатно. Желающих будет море. Я не могу сейчас все рассказать, как государство должно какую политику иметь. Например, в Финляндии малые народы… У нас же тоже закон принят о малых народах, но не работает. Хочешь открыть бизнес, государство для малых народов дает беспроцентный кредит. В Китае малые народы имеют право иметь второго ребенка. Таких примеров можно привести много.

Александр Валиев: Вы считаете, что это не способствует разобщенности общества?

Альберт Еналеев: Высокая культура всегда объединяет. Она не разобщает. Она создает элемент позитивной соревновательности – кто лучше, а не наоборот. Мы же через культуру знаем друг друга. Если будет развиваться татарская культура, от этого будет русским не хуже.

Александр Валиев: Как вы думаете, отсутствие толковой, провозглашенной, воплощаемой на практике национальной политики государственной, чем оно грозит?

Альберт Еналеев: Отсутствие грозит тем, что такие мелкие стычки, противоречия, даже потеря некоторых национальностей в ближайшее время или в более отдаленное время будет неизбежно. От этого кто выиграет? Никто. Я был неоднократно в составе группы ученых, которые рассматривали концепцию, которую раздавали нам в Законодательном собрании, которую хотела принять Госдума России. То, что было написано, противоречит элементарной даже человеческой логике – настолько безграмотно. Там везде написано – государство способствует, государство содействует. Государство не организует, не делает – там нет таких слов. Государство не берет обязательств. Принятие вот той концепции, которой мы дали отрицательный отзыв, конечно, только бы ухудшило положение. При этом возможности государства огромные для того, чтобы сделать, организовать, а не содействовать, развитию национальных культур.

XS
SM
MD
LG