Ссылки для упрощенного доступа

Артем Лоскутов все сказал суду


Артем Лоскутов (слева) на "розыгрыше погонов" во время "чемпионата по подбрасыванию наркотиков", Новосибирск, 23 февраля 2009 г.
Артем Лоскутов (слева) на "розыгрыше погонов" во время "чемпионата по подбрасыванию наркотиков", Новосибирск, 23 февраля 2009 г.
Дзержинский районный суд Новосибирска 18 марта огласит приговор по делу молодого художника Артема Лоскутова - одного из организаторов ежегодной первомайской молодежной акции "Монстрация", которого обвиняют в незаконном хранении марихуаны. Артем Лоскутов заявил, что на оправдание не надеется, а уличные акции - настоящую причину интереса к нему правоохранительных органов - организовывать продолжит.

Сотрудники центра "Э" (по борьбе с экстремизмом) областного ГУВД задержали Лоскутова 15 мая 2009 года, изъяв у него пакет с 11 граммами марихуаны. Ему было предъявлено обвинение по части 1 статьи 228 УК РФ (незаконное приобретение или хранение наркотических средств без цели сбыта), которая предусматривает до трех лет лишения свободы. В понедельник Лоскутов выступил с последним словом, в котором еще раз заявил, что не признает своей вины и что наркотики ему подбросили милиционеры. Причиной преследований он считает свою активную общественную деятельность.

"Вы можете дать мне условный срок или отправить в колонию, но я уверен, что никто из честных людей меня не осудит. В будущем моя реабилитация так же неизбежна, как и сегодняшнее осуждение", - сказал Артем Лоскутов, обращаясь к суду. Лоскутов рассказал, что сотрудники центра "Э" ранее неоднократно предупреждали его, что если он не прекратит собирать молодых людей на уличные демонстрации, то будет арестован.

Версию подсудимого и его защиты, согласно которой причиной задержания Лоскутова стали акции "Монстрация", прокурор Сергей Демин считает надуманной. По его словам, он изучил видеозаписи этой акции, которая, по его мнению, не представляет никакой опасности. Артем Лоскутов рассказал в интервью РС другие подробности речи прокурора и своего последнего слова:

- Гособвинитель потребовал год условно с испытательным сроком один год. Прокурор считает, что вина доказана, что показания оперативников взаимодополняющие, и у него нет никаких претензий к этим показаниям. В прениях я возражал, адвокат еще больше возражал... А в последнем слове я перечислил очевидные фальсификации, которые сотрудники милиции делают в своих показаниях, обозначил свои длительные отношения, начиная с 1 мая 2008 года, с УБОПом, который впоследствии стал называться Центром "Э".

Я назвал основной причиной претензий ко мне "Монстрацию" и сказал, что не собираюсь просить о снисхождении у суда, потому что не считаю себя виновным.

Я расказал об опыте общения с неким господином Миллером, начальником какого-то там отдела в Центре "Э", который говорил: "Ну вот, Артем, если ты продолжишь организовывать демонстрации, то в Уголовном кодексе очень много разных статей, которые мы можем к тебе применить. Придет к вам кто-нибудь, начнет драку, у вас будут массовые беспорядки. А ты как организатор будешь отвечать за все это дело. Или еще что-нибудь - какой-нибудь погром учинят, кто-нибудь витрину бить начнет..."

- Вы записали беседу с господином Миллером?

- Да, но я даже не обнародовал запись. Мы беседовали час, он про наркотики прямо не говорил, а говорил так, про некие статьи. А ведь на суде были гораздо более интересные вещи сказаны.

Прокурор в своей речи сказал, что наркотики неправильно как-то подбрасывали: "Если уж они хотели вас закрыть, зачем им было следить за вами? Могли бы просто подбросить утром. Зачем понятых привозили, ждали полтора часа? Можно же было просто так подбросить. И вообще, траву подбрасывать неудобно. Гораздо удобнее подбрасывать героин. Он меньше весит".
И вообще, траву подбрасывать неудобно. Гораздо удобнее подбрасывать героин


Получается, по мнению прокурора, что подброс - это обыденный факт. Мой подброс выглядел не очень просто, в нем были попытки придать делу достоверность. И вот прокурор на суде говорит о том, что если этот подброс не выглядит таким простым и наглым, то и подброса не было.

Зная методы работы Новосибирского УБОПа... У нас есть такой Вадим Иванов. Он был лидером АКМ. В 2006 году, когда в Петербурге проходил саммит "большой восьмерки", очень много активистов из разных регионов отправились в Питер, и их снимали с поездов. В частности, из Новосибирска был Вадим Иванов. Его, что удивительно, тот же самый капитан Лазарев, который и меня задерживал, снял с поезда и обнаружил у него 26 граммов гашиша. На него завели уголовное дело за хранение и дали два года условно. Потом он плохо себя вел, нарушил режим поведения условно осужденного, его отправили в колонию. Недавно он вышел...

Возвращаясь к моему последнему слову: я добавил, что приговор выносится не столько мне, что это попытка дать уйти от ответственности сразу нескольким сотрудникам Центра "Э". Потому что если мне выносить оправдательный приговор, то это автоматически говорит о том, что они сфальсифицировали уголовное дело. Поэтому, скорее всего, суд этот не способен вынести оправдательный приговор.

Судья отклоняет все ходатайства защиты допросить свидетелей моего задержания. А прокурор не обращает внимания на факты, что на "моем" пакете с наркотиками не было моих отпечатков, что я не наркозависимый (результаты наркологической экспертизы), что я отличался прилежной учебой (как это совместимо с наркотиками?) и т.д.

- Всего год условно... Вы довольны? Все-таки не посадят.

- Доволен я был бы, если бы осознавал свою вину. А так как я невиновен, я и так уже месяц проторчал в тюрьме, и сегодня прошло уже 10 месяцев с момента задержания, когда я нахожусь под подпиской о невыезде, ощущая нависший над собой неприятный должок, то я недоволен. Я должен раз в неделю являться в суд и совершать абсолютно неприятные мне процедуры, общаться с людьми, с которыми мне неприятно общаться. И после этого еще в течение года быть в ситуации повышенного риска. Потому что, например, какая-то претензия административного характера, несанкционированная уличная акция автоматически может продлить мой испытательный срок. А систематическое нарушение может и вовсе отправить меня в тюрьму. В этом ничего хорошего нет. Хотя, конечно, по моей статье вообще можно до 3 лет колонии давать, если бы было за что.

- Если вы получите обвинительный приговор, вы будете его обжаловать?

- Да, мы будем обжаловать его в областном суде и в надзорной инстанции судейской. Видимо, я должен пройти все российские инстанции, прежде чем обратиться в Страсбург. Поэтому у меня много судов впереди. Срок давности по делу - пять лет. Если уложимся в пять лет, то успеем дойти и до Страсбурга. Но то, что в районном суде уже год пытаемся разобраться с этим делом, не внушает оптимизма по поводу скоростей.

- Какой общественный резонанс вызывает "дело Лоскутова" сегодня?

- Резонанс уже, конечно, спадает. 10 месяцев прошло, уже и мне надоело самому, а уж всем остальным - тем более. Тем не менее мы провели 23 февраля уличную акцию, которая называлась "Чемпионат по подбрасыванию наркотиков" - в память Алексея Лазарева, сотрудника центра "Э", который осуществлял мое задержание. В мою сумку забрасывали пакетики с лечебными травами из аптеки. Я
провели уличную акцию, которая называлась "Чемпионат по подбрасыванию наркотиков"
держал сумку на каком-то расстоянии. Потом это расстояние увеличивали, потому что все попадали. Пытались выявить самого меткого подбрасывателя. Разыгрывали капитанские погоны. К нам пришло человек восемьдесят в 25-градусный мороз. Мне кажется, это еще какой-то показатель заинтересованности.

Мэрия сначала пыталась как-то все не согласовывать, отказы писать. Мы заявили в прокуратуру, что отказы незаконны. Потому что пикеты носят уведомительный характер. Потом милиция пыталась задержать организатора. Нам впервые удалось дружно его отстоять. Милиция отступила и не нашла повода. Там был полковник, который говорил: "Ну, ты же придешь ко мне на беседу?" А организатор пикета говорил: "Ну, если вы повестку пришлете, то приду". В общем, милиционеры не нашли повода продолжить свои претензии. А в мае мы подготовим монстрацию-2010 и надеемся ее провести легально, - сказал Артем Лоскутов.

Напомним, бывший студент Новосибирского государственного технического университета 22-летний Артем Лоскутов, киноператор, руководитель творческой группы "Бабушка после похорон", известен как один из организаторов проводящейся с 2004 года в городе ежегодной первомайской акции "Монстрация". Молодежь маршировала под неполитическими лозунгами: "Как-нибудь так!", "Где я?", "О, повелитель, где твой выключатель?", "Так целуются шпротины", "Контракт - это зло" и т.п. В акциях принимали участие от 100 до 500 молодых людей, в основном студентов факультетов искусств. После проведения запрещенной властями "монстрации-2009" Артема Лоскутова арестовали за хранение наркотиков. После того как во многих городах России прошли акции в его поддержку, были написаны депутатские запросы и "дело Лоскутова" как несправедливое стали комментировать власти Новосибирска, суд изменил меру пресечения на подписку о невыезде.

Фото Кирилла Шалыгина
XS
SM
MD
LG