Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитник Людмила Альперн - об амнистии в российских тюрьмах


Сегодня в Государственную думу внесен проект постановления об амнистии, приуроченной к 65-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. По оценкам экспертов, она может коснуться более 330 тысяч человек, в основном несовершеннолетних и пенсионеров, а также участников Великой Отечественной войны. Непосредственно из тюрем и следственных изоляторов будут освобождены более 40 тысяч заключенных. Амнистия не распространится на тех, кто совершил особо опасные и экономические преступления.

О запланированной амнистии в интервью Радио Свобода рассказала заместитель директора Центра содействия реформе уголовного правосудия Людмила Альперн.

- 46 тысяч человек, которые могут по амнистии выйти из тюрем, это много или мало? Скажем, по сравнению с прошлой амнистией, объявленной к 55-летию Победы в 2000 году?

- Это примерно четверть - тогда было выпущено 200 тысяч заключенных. Это такая, я бы сказала, средняя амнистия. Нет в ней ничего былинного.

- Как вы считаете, амнистий в России могло бы быть больше или это нормально - объявлять большие амнистии только раз в 10 лет, по большим праздникам?

- Это сложный вопрос. С одной стороны, конечно, тюрьма - это не очень хорошее место, тем более что людей из нее все равно придется выпускать. С другой стороны, амнистия, если она не является подготовленной с точки зрения социальных условий, не решает вопроса. Если человек освобождается внезапно и в никуда, не имея возможности устроиться, обрести какое-то жилье, он фактически обречен на повторное преступление. Он останется на улице. Он не сможет зарабатывать деньги. Он не сможет каким-то образом социализироваться. И что тогда ему делать?

- А как еще, по-вашему, можно сократить число заключенных в российских тюрьмах без ущерба для общества, без ущерба для самих этих заключенных - домашний арест, возможная отмена тюремного заключения за экономические преступления?

- Домашний арест - это хорошая вещь. Любые альтернативы заключения - это хорошо. Я в этом уверена. Тут у меня нет никаких сомнений. Потому что тюрьма наказывает преступника, но в каком-то смысле она наказывает и общество, особенно большая тюрьма, такая как у нас. У нас порядка 900 тысяч тюремного населения с огромной ротацией – примерно 300 тысяч в год. Это жизнь, которая несовместима с жизнью в обществе. Человека учат этой жизни. Потом он выходит и испытывает такие же проблемы, как иностранец, который приехал в незнакомое место. А общество должно платить за то, что он содержится в местах лишения свободы. Это делается на средства налогоплательщиков. А если не платить, тогда общество столкнется с его злостью, с его неустроенностью. И опять будут жертвы и потери. Поэтому, естественно, процесс сокращения тюремного населения должен происходить. В нашем случае - в десятки раз.
XS
SM
MD
LG