Александр Филатенко: Самая обсуждаемая сегодня тема в Туве – возможное присоединение республики к Красноярскому краю. Борис Грызлов заявил, что не должно быть несамодостаточных субъектов. В Туве это восприняли как планы руководства страны на возобновление процесса укрупнения регионов. И начаться он должен с дотационных республик, к которым вместе с Ингушетией, Чечней и Дагестаном относится и Тува. Именно так понял это председатель республиканского совета ветеранов Кара-оол Маспык-оол.
Кара-оол Маспык-оол: Народ взбудораживают такие заявления. Народ недоволен. По крайней мере, в народе осталось такое мнение, что хотят присоединить Туву к Красноярскому краю. Мол, Хлопонина специально убрали на Кавказ. Сейчас привезут туда Сергея Кужугетовича Шойгу и он нас присоединит. Вот какие разговоры пошли.
Александр Филатенко: А что думают по этому поводу жители республики? Вот мнение кызылчанки Ирины Очур.
Ирина Очур: Мы должны жить своей жизнью. Мы суверенная национальная республика. Зачем нам объединяться с какими-то другими краями и регионами. У нас свой быт, свои традиции национальные. Так что, смешивать с кем-то, зачем нам. Как мы жили отдельной национальной республикой, так и должны жить. Я думаю, что народ на это не пойдет, не согласится.
Александр Филатенко: Тува - один из самых молодых субъектов Федерации - с составе России с 1944 года. Тогда мнением ее жителей не интересовались. Вот как вспоминает об этом старожил Кызыла Тамара Норбу, которой скоро исполнится 90 лет. Она хорошо помнит времена, когда Тувинская народная республика была самостоятельным государством.
Тамара Норбу: Тува была самостоятельным государством. Потом добровольно вошли в состав СССР. Тогда много суждений было. Тогда говорили: зачем надо было входить в состав СССР, ведь война уже заканчивалась. Мы получили поддержку в развитии экономики, образовании. Но много и потеряли, люди чувствовали какую-то ущербность. Прошедший путь предостерегает, что не нужно этого делать. Надо самостоятельно развиваться. Тува не настолько развита, чтобы на равных войти в состав какого-то региона. Образовательный ценз не тот, уровень жизни ниже, материальное положение и так далее.
Александр Филатенко: И другие ее земляки уверены, что Тува может развиваться самостоятельно. Просто за годы советской власти люди немного расслабились, привыкли к иждивенчеству. Так считает, например, Николай Момбужай.
Николай Мамбужай: Нужно просто самим развиваться, воспитывать кадры, поднимать экономику. По-моему, умов тут предостаточно, чтобы поднять нашу Туву. Просто нужно дать им возможность проявить себя.
Александр Филатенко: Тувинцы отнесены к малочисленным народом - их всего-то чуть более 300 тысяч. Они опасаются потерять свою самобытность. Поэтому политику Кремля в отношении укрупнения регионов считают ущербной для национальных регионов, грубым нарушением прав коренных народов.
Ирина Очур: Я думаю, народ на это не согласится. Навязывать свою политику, свое желание нам не надо. Народ сам должен решать.
Экспертное мнение
Леонид Седов, независимый эксперт, историк, социолог: В проблеме объединения и укрупнения регионов есть две составляющих – экономическая и, я бы сказал, национально-этническая или ее можно назвать исторической. В том, что касается экономики, выигрыши и проигрыши здесь очень трудно взвесить. Я, честно говоря, не очень специалист как раз именно в экономических делах. Тут есть и опасность, конечно, снижения жизненного уровня, с одной стороны. С другой стороны, аспект раздела всяких финансовых поток, которые сейчас идут в дотационные автономии, оказывается помощь. А как она потом будет использоваться? То есть нет гарантии того, что жители присоединенных автономий выиграют от этого, что не снизится их жизненный уровень в результате. Есть такая опасность.
А что касается аспекта этнического, то тут совершенно очевидно население опасается того, что объединение приведет к потере национальной идентичности, если угодно. Трудно будет сохранять какие-то традиции, самобытность национальную, если администрация укрупненного региона будет командовать этими вопросами. Конечно, опасность возникновения межнациональной напряженности в этом случае усиливается. Это надо учитывать при принятии решений о том – укрупнять или не укрупнять те или иные регионы, где меньшинство национальное может попасть в зависимость от централизованной администрации.