Ирина Лагунина: Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган неожиданно распорядился решить проблему с образованием детей нелегально проживающих в стране граждан Армении. Проблема была заморожена годами, и вот неожиданно сдвинулась с мертвой точки при том, что отношения между Турцией и Арменией в последнее время стали чуть более напряженными из-за проблемы признания геноцида армян в Османской империи. Рассказывает наш корреспондент в Стамбуле Елена Солнцева.
Елена Солнцева: В старинном стамбульском районе Султанахмет, там, где на пристани расположились торговцы семитами и жареной рыбой, с раннего утра собираются толпы. Это крупнейший рынок мигрантов в Турции, куда ежедневно приходят нелегалы в надежде найти хорошую работу. Кого здесь только нет: упитанные грузинки, худенькие юркие молдаванки, которые приезжают в Турцию вместе с мужьями, армянские женщины, которые соглашаются даже на самую трудную, малооплачиваемую работу. То и дело слышна русская речь. Многие общаются на русском, называя друг друга «бывшие советские», по старинке. В период экономического кризиса в стране стало трудно найти хоть какую-то приличную работу, даже турецким гражданам. Мигранты едут на плантации фундука и чая в черноморский Трабзон. Всего сутки пути, а там - альпийские луга, пахучий сыр и свежая килька, которую местные жители называют «хамси». Рабочих, мужчин, нанимают на сезон, платят по триста-четыреста долларов, бесплатно кормят. Женщины остаются в городе помогать по хозяйству, смотреть за детьми в состоятельных турецких семьях. Оказаться на месте няньки для детей - довольно большая удача. Женщины за год накапливают довольно приличную сумму, которую отправляют родственникам в Армению. Хозяйка агентства дешевой рабочей силы Сельма.
Сельма: Бакыджи - няньки, которые пользуются большим спросом на рынке труда в Стамбуле. Им неплохо платят, их кормят, к ним уважительно относятся и считают почти членами своих семей. Многие хозяева соглашаются обедать за одним столом с прислугой. Армянки приезжают к родственникам, чаще всего по договоренности, через знакомых, находят работу. Им платят от шестисот до девятисот долларов за работу. Дают деньги на одежду, покупают небольшие подарки, отпускают на выходные.
Елена Солнцева: Пекарня в портовом стамбульском районе Кадыкей - одна из тысяч подобных представительниц мелкого бизнеса, которые ежедневно поставляют на стамбульский рынок свежий хлеб. Здесь выпекают лаваш - тонкий, блиноподобный пресный хлеб из пшеничной муки, толщиной с бумажный лист. Хозяин производства, армянин Ашот работает вместе с братом и дальними родственниками. Свежевыпеченный хлеб продают на вынос, турецким домохозяйкам, или развозят в стамбульские супермаркеты. Войти на рынок со своим товаром в Стамбуле сложно. Чтобы сэкономить средства, многие торговые сети обзаводятся собственным хлебопекарным производством. Но партнеры по бизнесу - турки - довольно любезно приняли армянских пекарей. «С соседями у нас царит мир и согласие, - говорит Ашот, - лишь однажды на здании пекарни появилась надпись «Грязные армяне убирайтесь из Турции». «Да кому из обычных людей ,- говорит он, - придет в голову воевать из-за давно забытых вещей. Все заняты добычей хлеба насущного». Относительно хлеба, вспоминает Ашот, все же был один неприятный случай. Инцидент случился после того, как пекари решили разместить на этикетке красочную надпись «армянский лаваш». Турецкие партнеры настойчиво попросили стереть надпись - не все покупатели соглашались брать продукт с такой маркировкой.
Ашот: В Турции считают, что лаваш - истинно турецкое блюдо. Они не помнят, что во времена Османской империи повара султана – армяне - привезли рецепт лаваша из Ирана. Я в Турции около десяти лет. Приехал заработать на жизнь и собрать своим детям на учебу. В Армении работы нет, платят мало. Люди вынуждены ехать хоть на край света, чтобы прокормить своих близких. Из Еревана сейчас в Турцию каждую неделю приходят по шесть автобусов.
Елена Солнцева: Армянские беженцы потянулись в Турцию в конце восьмидесятых, после землетрясения в Спитаке, превратившего в руины несколько армянских городов. В те годы, как говорили, в Москву уезжали состоятельные люди с деньгами, «чтобы жить», а в Турцию те, кто хотел выжить. К тому же Стамбул было дешевле и туда было проще попасть. Ехали в Грузию, оттуда еще около полутора суток тряслись в тесном грязном автобусе до грузино-турецкой границы, на таможне многие шли на хитрость: покупали месячную визу, говорили, что едут на месяц, оставались на долгие годы. Турецкие пограничники довольно лояльно относились к армянским беженцам. Не задавали лишних вопросов, не устраивали изнурительных проверок, требовали уплатить по закону за въездную марку, давали разрешение на проезд. Эмиграция в основном состояла из женщин, которые оседали в больших городах: Стамбуле, Анкаре, Анталии, чтобы заработать на пропитание для оставшихся в Армении родных. Опасаясь преследований, многие были вынуждены скрывать свою национальность. Избегали разговоров на улице с посторонними. Однако отношение со стороны обычных турок к приезжим оказалось довольно благожелательным. Поэтому не случайно, что пятидесятитрехлетняя Анне Геворкян, которая устроилась работать помощницей по хозяйству в одну из турецких семей, довольно сильно раздражена политиками, поставившими под вопрос ее покой и достаток:
Анна Геворкян: Я приехала из Еревана в Стамбул более семи лет назад. Устроилась работать в хорошую турецкую семью. Отношение ко мне со стороны турецких хозяев оказалось довольно хорошим. Меня никогда не попрекали тем, что я армянка. Турки интересовались нашей жизнью, положением простых людей в Армении. Всех разговоров о политики мы старались избегать. Это не наше дело.
Елена Солнцева: А почему решили поехать в Турцию?
Анна Геворкян: Поначалу хотела поехать в Москву, но туда было ехать небезопасно. В девяностых годах сами знаете, что происходило в столице. Убийства, грабежи, насилие. Вот решила ехать в Турцию, где спокойно и тепло и нет никакой мафии.
Елена Солнцева: Помогает ли Вам армянская диаспора, о которой столько говорят турецкие власти?
Анна Геворкян: Никто нам не помогает. В Армении даже организовали кампанию против тех, кто уехал в Турцию, называя предателями. Наши ереванские родственники перестали с нами общаться. Мы не политики, мы народ, который хочет дружбы и мира. Нам не нужно никакое признание геноцида. Те, кто затевают эти антитурецкие акции, живут в Америке, у них свои фабрики и заводы, и они никогда не помогали простым армянским людям.
Елена Солнцева: Ваши самые наболевшие проблемы ?
Анна Геворкян: Отсутствие медицинского обслуживания. Медицина очень дорогая в Турции, а также положение родившихся здесь детей, которые не могут получить ни армянского, ни турецкого гражданства. Большинство из них не ходят в школы, это запрещено. Правительство не позволяет детям нелегалов посещать турецкие школы.
Елена Солнцева: В районе Кумкапы, в европейской части Стамбула, проживает наибольшее количество армянских семей. Здесь одни из самых низких в городе цен на аренду квартир. Дети вместе со взрослыми ходят на работу с семи лет. Убирают мусор, с тяжелыми, в рост, корзинками, отправляются ранним утром по городу в поисках вторсырья. Одиннадцатилетнюю Армин родители привезли в Стамбул в возрасте двух лет. Она не говорит на родном языке, поет турецкие песни, считает себя турчанкой
Армин: Да, я работаю в ресторане, помогаю убирать. На работу меня отправил отец. Я родилась в Турции, в Армении никогда не была. Слышала, что нас хотят отправить обратно. Моя мать и брат долго разговаривали. Мать кричала, плакала. Я не хочу уезжать отсюда. Здесь море, которое я очень люблю.
Елена Солнцева: А что ты будешь делать, если тебя все же увезут отсюда?
Армин: Я говорила со своими друзьями, один из них, Орхан, он турецкий мальчик, сказал, что спрячет меня, если придут полицейские и будут нас забирать.
Елена Солнцева: А что ты знаешь про Армению?
Армин: Там трудно жить. Потому что к нам приезжает тетя, которая жалуется, что не может купить игрушки моему кузену.
Елена Солнцева: А ты собираешься в школу?
Армин: Нам нельзя, мы армяне, когда разрешат, то пойду, уже купили сумку, куда можно будет положит книги.
Елена Солнцева: Патриарх армянской церкви в Турции Месроб неоднократно обращался к турецким властям с просьбой разрешить детям армянских нелегалов посещать турецкие школы, однако по этому поводу так и не было принято никакого решения. Потом патриарх тяжело заболел. Медики утверждают, что болезнь владыки не поддается излечению. Это означает, что он не сможет вернуться к обязанностям духовного пастыря. Однако патриарх избирается пожизненно. Таков действующий устав, принятый турецким правительством. Для того чтобы избрать нового патриарха, нужно внести необходимую поправку в закон. В старинной стамбульской церкви Святой Марии в старой части города молятся за здравие владыка. Над куполом развевается турецкий флаг. На службе обычно немноголюдно —человек тридцать, не больше. Служащий церкви, турок Ахмет:
Ахмет: По выходным сюда приходят много людей, в основном, «гечмены», мигранты, у которых нет разрешения на жительство. Им трудно живется, они просят помощи у бога. В церкви можно найти ободрение и поддержку. Мы все молимся за судьбу Константинопольского престола. В Турции многие поддерживают армян. Я слышал, в случае проведения каких-то акций против нелегалов, многие турецкие граждане готовы прятать армян, как во времена нацистской Германии немцы прятали еврейских граждан.
«Если мы будем депортировать армян за то, что они сюда приехали и якобы отбирают у нас рабочие места, то превратимся в нацистскую Германию», - заявил обозреватель газеты «Хюрриет» Илмаз Оздиль в интервью телеканалу Си-Эн-Эн-Тюрк. По мнению журналиста, «заявления о возможной высылке армян-нелегалов оскорбляет всех турецких граждан с армянскими корнями». В знак протеста более ста молодых активистов организовали акцию в центре Стамбуле. С лозунгами «Фашизм не пройдет» митингующие раскрыли плакат с изображением премьер-министра в одеянии офицера гестапо. «Мы протестуем против использования Эрдоганом находящихся в нужде армян в качестве заложников и считаем, что его заявление безнравственно». Один из организаторов акции сказал:
Елена Солнцева: Турция –демократическая страна, которая стремится в Европу. Турецкие власти должны однозначно и твердо сказать, что расизм, ксенофобия, религиозная и национальная вражда несовместимы со статусом цивилизованного государства.
«Нацизм в коридорах турецкой власти» - так местные политологи охарактеризовали скандал, который разразился минувшей зимой в турецком парламенте . Одна из депутатов парламента Турции Джанан Орытман потребовала, чтобы президент страны Абдулла Гюль сдал ДНК-тест и таким образом доказал, что в нем нет армянской крови. Она прозрачно намекнула, что мать президента является армянкой и что, дескать, армянские корни президента могут быть причиной того, что он не подверг критике инициативу турецкой интеллигенции, предложившей извиниться за уничтожение армян в Османской империи. Президент начал оправдываться, уверяя, что в нем нет ни капли армянской крови, и все его родственники являются чистыми турками. Президент, в свою очередь, подал на обидчицу в суд, не за разжигание межнациональной вражды и пропаганду идей нацизма, а за то, что она подрывает его репутацию. Президента не ужаснуло, что ему предлагают провести некие исследования с целью выяснения национальных корней человека, так, как это делали в гитлеровской Германии. Его обидело, что это предложили сделать ему. Независимый журналист, политолог Мехмет Барлас:
Мехмет Барлас: В середине декабря около двухсот человек опубликовали воззвание в интернете, призвав всех желающих присоединиться к извинениям. Власти Турции отказываются считать события 1915 года геноцидом, те, кто отстаивает подобную точку зрения, могут быть подвергнуты уголовному преследованию. Гюль, комментируя эту инициативу, воздержался от резкой критики. Однако президент посчитал оскорбительным для себя то, что в нем заподозрили наличие армянской крови. По мнению главы турецкого государства, это подрывает его репутацию и дискредитирует его как политика.
Елена Солнцева: К тому же многие считают, что Эрдоган значительно преувеличил число незаконных иммигрантов, которых по данным местной прессы, не сто, а приблизительно двенадцать тысяч. Два месяца тому назад состоялась презентация доклада Алин Озинян, живущей в Турции армянской журналистки, о жизни в стране незаконных мигрантов-армян. Журналистка, основываясь на открытых турецких источниках, заключила, что за последние десять лет из поездок в Турцию не вернулись порядка шести тысяч граждан Армении. Учитывая также возможность незаконной миграции, журналистка пришла к выводу, что общее число незаконных мигрантов-армян в Турции не превышает пятнадцати тысяч. Однако число армянских гастарбайтеров в устах турецких политиков постоянно растет. «Еще несколько лет назад ,- пишет популярная в Турции «Хюрриет», - турецкие политики говорили о пятидесяти тысячах армянских мигрантах. Вскоре эта цифра увеличилось до семидесяти, а потом и до ста тысяч». Эксперты считают, что это обычный политический трюк, угроза, которую стремятся преувеличить власти. Армянскую общину Стамбула пытаются представить в виде пятой колонны, которую финансируют враги из-за рубежа. По мнению многих турецких политиков именно армянская диаспора стоит за принятием резолюций о геноциде парламентами ряда стран. Хозяин магазина, турецкий армянин Артур не понимает, как как можно наказывать гастарбайтеров за решение законодательных органов в Европейском союзе и Соединенных Штатах. Еще одно мнение – тоже хозяин небольшого бизнеса, сорокалетний Артур:
Артур: На юго-востоке Турции, в среде малограмотных курдов, до сих пор действует так называемый закон кровной мести, «канн давасы», который подразумевает, что всякое оскорбление нужно смывать кровью. Турция, которая стремиться в Евросоюз, принимает демократические законы, усовершенствует Конституционную систему, а с другой стороны мы слышим средневековые заявления о возможной высылке всех армянских нелегалов, по принципу «кровь за кровь». Конечно, власти имеют полное право управлять потоками беженцев: нелегальными рабочими, международными мигрантами. Это - огромная проблема. Однако в стране десятки тысяч азербайджанцев, жителей Ирака, афганцев, нигерийцев, молдаван, русских. Не лучше ли лучше ли принять какие-то меры, чтобы легализовать их, чем угрожать, что выгонишь всю прислугу и чернорабочих.
Елена Солнцева: Местные карикатуристы изобразили Эрдогана в виде злобного хозяина, султана, который большой метлой выметает из страны всех неугодных ему чернорабочих и служанок.
Елена Солнцева: В старинном стамбульском районе Султанахмет, там, где на пристани расположились торговцы семитами и жареной рыбой, с раннего утра собираются толпы. Это крупнейший рынок мигрантов в Турции, куда ежедневно приходят нелегалы в надежде найти хорошую работу. Кого здесь только нет: упитанные грузинки, худенькие юркие молдаванки, которые приезжают в Турцию вместе с мужьями, армянские женщины, которые соглашаются даже на самую трудную, малооплачиваемую работу. То и дело слышна русская речь. Многие общаются на русском, называя друг друга «бывшие советские», по старинке. В период экономического кризиса в стране стало трудно найти хоть какую-то приличную работу, даже турецким гражданам. Мигранты едут на плантации фундука и чая в черноморский Трабзон. Всего сутки пути, а там - альпийские луга, пахучий сыр и свежая килька, которую местные жители называют «хамси». Рабочих, мужчин, нанимают на сезон, платят по триста-четыреста долларов, бесплатно кормят. Женщины остаются в городе помогать по хозяйству, смотреть за детьми в состоятельных турецких семьях. Оказаться на месте няньки для детей - довольно большая удача. Женщины за год накапливают довольно приличную сумму, которую отправляют родственникам в Армению. Хозяйка агентства дешевой рабочей силы Сельма.
Сельма: Бакыджи - няньки, которые пользуются большим спросом на рынке труда в Стамбуле. Им неплохо платят, их кормят, к ним уважительно относятся и считают почти членами своих семей. Многие хозяева соглашаются обедать за одним столом с прислугой. Армянки приезжают к родственникам, чаще всего по договоренности, через знакомых, находят работу. Им платят от шестисот до девятисот долларов за работу. Дают деньги на одежду, покупают небольшие подарки, отпускают на выходные.
Елена Солнцева: Пекарня в портовом стамбульском районе Кадыкей - одна из тысяч подобных представительниц мелкого бизнеса, которые ежедневно поставляют на стамбульский рынок свежий хлеб. Здесь выпекают лаваш - тонкий, блиноподобный пресный хлеб из пшеничной муки, толщиной с бумажный лист. Хозяин производства, армянин Ашот работает вместе с братом и дальними родственниками. Свежевыпеченный хлеб продают на вынос, турецким домохозяйкам, или развозят в стамбульские супермаркеты. Войти на рынок со своим товаром в Стамбуле сложно. Чтобы сэкономить средства, многие торговые сети обзаводятся собственным хлебопекарным производством. Но партнеры по бизнесу - турки - довольно любезно приняли армянских пекарей. «С соседями у нас царит мир и согласие, - говорит Ашот, - лишь однажды на здании пекарни появилась надпись «Грязные армяне убирайтесь из Турции». «Да кому из обычных людей ,- говорит он, - придет в голову воевать из-за давно забытых вещей. Все заняты добычей хлеба насущного». Относительно хлеба, вспоминает Ашот, все же был один неприятный случай. Инцидент случился после того, как пекари решили разместить на этикетке красочную надпись «армянский лаваш». Турецкие партнеры настойчиво попросили стереть надпись - не все покупатели соглашались брать продукт с такой маркировкой.
Ашот: В Турции считают, что лаваш - истинно турецкое блюдо. Они не помнят, что во времена Османской империи повара султана – армяне - привезли рецепт лаваша из Ирана. Я в Турции около десяти лет. Приехал заработать на жизнь и собрать своим детям на учебу. В Армении работы нет, платят мало. Люди вынуждены ехать хоть на край света, чтобы прокормить своих близких. Из Еревана сейчас в Турцию каждую неделю приходят по шесть автобусов.
Елена Солнцева: Армянские беженцы потянулись в Турцию в конце восьмидесятых, после землетрясения в Спитаке, превратившего в руины несколько армянских городов. В те годы, как говорили, в Москву уезжали состоятельные люди с деньгами, «чтобы жить», а в Турцию те, кто хотел выжить. К тому же Стамбул было дешевле и туда было проще попасть. Ехали в Грузию, оттуда еще около полутора суток тряслись в тесном грязном автобусе до грузино-турецкой границы, на таможне многие шли на хитрость: покупали месячную визу, говорили, что едут на месяц, оставались на долгие годы. Турецкие пограничники довольно лояльно относились к армянским беженцам. Не задавали лишних вопросов, не устраивали изнурительных проверок, требовали уплатить по закону за въездную марку, давали разрешение на проезд. Эмиграция в основном состояла из женщин, которые оседали в больших городах: Стамбуле, Анкаре, Анталии, чтобы заработать на пропитание для оставшихся в Армении родных. Опасаясь преследований, многие были вынуждены скрывать свою национальность. Избегали разговоров на улице с посторонними. Однако отношение со стороны обычных турок к приезжим оказалось довольно благожелательным. Поэтому не случайно, что пятидесятитрехлетняя Анне Геворкян, которая устроилась работать помощницей по хозяйству в одну из турецких семей, довольно сильно раздражена политиками, поставившими под вопрос ее покой и достаток:
Анна Геворкян: Я приехала из Еревана в Стамбул более семи лет назад. Устроилась работать в хорошую турецкую семью. Отношение ко мне со стороны турецких хозяев оказалось довольно хорошим. Меня никогда не попрекали тем, что я армянка. Турки интересовались нашей жизнью, положением простых людей в Армении. Всех разговоров о политики мы старались избегать. Это не наше дело.
Елена Солнцева: А почему решили поехать в Турцию?
Анна Геворкян: Поначалу хотела поехать в Москву, но туда было ехать небезопасно. В девяностых годах сами знаете, что происходило в столице. Убийства, грабежи, насилие. Вот решила ехать в Турцию, где спокойно и тепло и нет никакой мафии.
Елена Солнцева: Помогает ли Вам армянская диаспора, о которой столько говорят турецкие власти?
Анна Геворкян: Никто нам не помогает. В Армении даже организовали кампанию против тех, кто уехал в Турцию, называя предателями. Наши ереванские родственники перестали с нами общаться. Мы не политики, мы народ, который хочет дружбы и мира. Нам не нужно никакое признание геноцида. Те, кто затевают эти антитурецкие акции, живут в Америке, у них свои фабрики и заводы, и они никогда не помогали простым армянским людям.
Елена Солнцева: Ваши самые наболевшие проблемы ?
Анна Геворкян: Отсутствие медицинского обслуживания. Медицина очень дорогая в Турции, а также положение родившихся здесь детей, которые не могут получить ни армянского, ни турецкого гражданства. Большинство из них не ходят в школы, это запрещено. Правительство не позволяет детям нелегалов посещать турецкие школы.
Елена Солнцева: В районе Кумкапы, в европейской части Стамбула, проживает наибольшее количество армянских семей. Здесь одни из самых низких в городе цен на аренду квартир. Дети вместе со взрослыми ходят на работу с семи лет. Убирают мусор, с тяжелыми, в рост, корзинками, отправляются ранним утром по городу в поисках вторсырья. Одиннадцатилетнюю Армин родители привезли в Стамбул в возрасте двух лет. Она не говорит на родном языке, поет турецкие песни, считает себя турчанкой
Армин: Да, я работаю в ресторане, помогаю убирать. На работу меня отправил отец. Я родилась в Турции, в Армении никогда не была. Слышала, что нас хотят отправить обратно. Моя мать и брат долго разговаривали. Мать кричала, плакала. Я не хочу уезжать отсюда. Здесь море, которое я очень люблю.
Елена Солнцева: А что ты будешь делать, если тебя все же увезут отсюда?
Армин: Я говорила со своими друзьями, один из них, Орхан, он турецкий мальчик, сказал, что спрячет меня, если придут полицейские и будут нас забирать.
Елена Солнцева: А что ты знаешь про Армению?
Армин: Там трудно жить. Потому что к нам приезжает тетя, которая жалуется, что не может купить игрушки моему кузену.
Елена Солнцева: А ты собираешься в школу?
Армин: Нам нельзя, мы армяне, когда разрешат, то пойду, уже купили сумку, куда можно будет положит книги.
Елена Солнцева: Патриарх армянской церкви в Турции Месроб неоднократно обращался к турецким властям с просьбой разрешить детям армянских нелегалов посещать турецкие школы, однако по этому поводу так и не было принято никакого решения. Потом патриарх тяжело заболел. Медики утверждают, что болезнь владыки не поддается излечению. Это означает, что он не сможет вернуться к обязанностям духовного пастыря. Однако патриарх избирается пожизненно. Таков действующий устав, принятый турецким правительством. Для того чтобы избрать нового патриарха, нужно внести необходимую поправку в закон. В старинной стамбульской церкви Святой Марии в старой части города молятся за здравие владыка. Над куполом развевается турецкий флаг. На службе обычно немноголюдно —человек тридцать, не больше. Служащий церкви, турок Ахмет:
Ахмет: По выходным сюда приходят много людей, в основном, «гечмены», мигранты, у которых нет разрешения на жительство. Им трудно живется, они просят помощи у бога. В церкви можно найти ободрение и поддержку. Мы все молимся за судьбу Константинопольского престола. В Турции многие поддерживают армян. Я слышал, в случае проведения каких-то акций против нелегалов, многие турецкие граждане готовы прятать армян, как во времена нацистской Германии немцы прятали еврейских граждан.
«Если мы будем депортировать армян за то, что они сюда приехали и якобы отбирают у нас рабочие места, то превратимся в нацистскую Германию», - заявил обозреватель газеты «Хюрриет» Илмаз Оздиль в интервью телеканалу Си-Эн-Эн-Тюрк. По мнению журналиста, «заявления о возможной высылке армян-нелегалов оскорбляет всех турецких граждан с армянскими корнями». В знак протеста более ста молодых активистов организовали акцию в центре Стамбуле. С лозунгами «Фашизм не пройдет» митингующие раскрыли плакат с изображением премьер-министра в одеянии офицера гестапо. «Мы протестуем против использования Эрдоганом находящихся в нужде армян в качестве заложников и считаем, что его заявление безнравственно». Один из организаторов акции сказал:
Елена Солнцева: Турция –демократическая страна, которая стремится в Европу. Турецкие власти должны однозначно и твердо сказать, что расизм, ксенофобия, религиозная и национальная вражда несовместимы со статусом цивилизованного государства.
«Нацизм в коридорах турецкой власти» - так местные политологи охарактеризовали скандал, который разразился минувшей зимой в турецком парламенте . Одна из депутатов парламента Турции Джанан Орытман потребовала, чтобы президент страны Абдулла Гюль сдал ДНК-тест и таким образом доказал, что в нем нет армянской крови. Она прозрачно намекнула, что мать президента является армянкой и что, дескать, армянские корни президента могут быть причиной того, что он не подверг критике инициативу турецкой интеллигенции, предложившей извиниться за уничтожение армян в Османской империи. Президент начал оправдываться, уверяя, что в нем нет ни капли армянской крови, и все его родственники являются чистыми турками. Президент, в свою очередь, подал на обидчицу в суд, не за разжигание межнациональной вражды и пропаганду идей нацизма, а за то, что она подрывает его репутацию. Президента не ужаснуло, что ему предлагают провести некие исследования с целью выяснения национальных корней человека, так, как это делали в гитлеровской Германии. Его обидело, что это предложили сделать ему. Независимый журналист, политолог Мехмет Барлас:
Мехмет Барлас: В середине декабря около двухсот человек опубликовали воззвание в интернете, призвав всех желающих присоединиться к извинениям. Власти Турции отказываются считать события 1915 года геноцидом, те, кто отстаивает подобную точку зрения, могут быть подвергнуты уголовному преследованию. Гюль, комментируя эту инициативу, воздержался от резкой критики. Однако президент посчитал оскорбительным для себя то, что в нем заподозрили наличие армянской крови. По мнению главы турецкого государства, это подрывает его репутацию и дискредитирует его как политика.
Елена Солнцева: К тому же многие считают, что Эрдоган значительно преувеличил число незаконных иммигрантов, которых по данным местной прессы, не сто, а приблизительно двенадцать тысяч. Два месяца тому назад состоялась презентация доклада Алин Озинян, живущей в Турции армянской журналистки, о жизни в стране незаконных мигрантов-армян. Журналистка, основываясь на открытых турецких источниках, заключила, что за последние десять лет из поездок в Турцию не вернулись порядка шести тысяч граждан Армении. Учитывая также возможность незаконной миграции, журналистка пришла к выводу, что общее число незаконных мигрантов-армян в Турции не превышает пятнадцати тысяч. Однако число армянских гастарбайтеров в устах турецких политиков постоянно растет. «Еще несколько лет назад ,- пишет популярная в Турции «Хюрриет», - турецкие политики говорили о пятидесяти тысячах армянских мигрантах. Вскоре эта цифра увеличилось до семидесяти, а потом и до ста тысяч». Эксперты считают, что это обычный политический трюк, угроза, которую стремятся преувеличить власти. Армянскую общину Стамбула пытаются представить в виде пятой колонны, которую финансируют враги из-за рубежа. По мнению многих турецких политиков именно армянская диаспора стоит за принятием резолюций о геноциде парламентами ряда стран. Хозяин магазина, турецкий армянин Артур не понимает, как как можно наказывать гастарбайтеров за решение законодательных органов в Европейском союзе и Соединенных Штатах. Еще одно мнение – тоже хозяин небольшого бизнеса, сорокалетний Артур:
Артур: На юго-востоке Турции, в среде малограмотных курдов, до сих пор действует так называемый закон кровной мести, «канн давасы», который подразумевает, что всякое оскорбление нужно смывать кровью. Турция, которая стремиться в Евросоюз, принимает демократические законы, усовершенствует Конституционную систему, а с другой стороны мы слышим средневековые заявления о возможной высылке всех армянских нелегалов, по принципу «кровь за кровь». Конечно, власти имеют полное право управлять потоками беженцев: нелегальными рабочими, международными мигрантами. Это - огромная проблема. Однако в стране десятки тысяч азербайджанцев, жителей Ирака, афганцев, нигерийцев, молдаван, русских. Не лучше ли лучше ли принять какие-то меры, чтобы легализовать их, чем угрожать, что выгонишь всю прислугу и чернорабочих.
Елена Солнцева: Местные карикатуристы изобразили Эрдогана в виде злобного хозяина, султана, который большой метлой выметает из страны всех неугодных ему чернорабочих и служанок.