Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Хрущев – об отце и стране


Сын Никиты Хрущева Сергей презентует трилогию о своем отце.
Сын Никиты Хрущева Сергей презентует трилогию о своем отце.
В книжных магазинах появилась третья часть "Трилогии об отце" - "Никита Хрущев. Реформатор". Автор трилогии - сын советского руководителя Сергей Хрущев. Чтобы представить книгу, он прилетел в Москву из США, где уже 20 лет преподает в Брауновском университете штата Род-Айленд.

Десять лет назад одной из первых книг, вышедших в издательстве "Время", была "Рождение сверхдержавы". С нее и началось сотрудничество Сергея Хрущева и издательства. "Никита Хрущев. Реформатор" завершает трилогию об отце, в которую помимо названных книг входит еще одна – "Пенсионер союзного значения". Над третьей частью Сергей Хрущев работал почти десять лет. Главный редактор издательства "Время" Алла Гладкова считает, что сын бывшего генсека написал исторический труд.

Исторические факты и личные наблюдения в трех увесистых книгах тесно переплетены. Хотя Сергей Хрущев тщательно изучал документы, есть в "Трилогии об отце" и то, что зафиксировала лишь память. В каждой из трех книг, в зависимости от жанра, есть определенная доля эмоций. И Сергей Хрущев этого не скрывает:

– Естественно, как у сына, у меня существуют эмоции. Тем более, что мы с отцом любили друг друга. Но если говорить чуть отстраняясь, то последняя книга, "Пенсионер союзного значения", о времени отставки – это целиком мемуары, рассказ о жизни. Там есть и факты, и эмоции. В книжке "Рождение сверхдержавы" где-то на 60 процентов мемуары – то есть то, что я помню (в то время архивы были недоступны: когда я писал первый вариант, шел 1991 год) и где-то 30-40 процентов – чисто историческое исследование. А вот "Реформатор" – почти на 100 процентов историческое исследование. Те фрагменты, где я отвлекаюсь от документов, мемуаров других людей, мемуаров Никиты Сергеевича, я просто выделяю в отдельные главы, – говорит Сергей Хрущев.

Выход третьей книги об отце "Никита Хрущев. Реформатор" интересен не столько с точки зрения анализа хрущевских реформ, сколько как возможность взглянуть на сегодняшнюю жизнь России. Историческое значение реформ можно оценить лишь по прошествии времени. Потому результаты деятельности нынешних российских руководителей будет оценивать уже другое поколение историков, считает Сергей Хрущев:

– Россия, к сожалению, во многом движется по кругу. Происходит реформа, потом все об этом забывают и опять начинают реформировать. Мир больше движется по спирали, а в России витки этой спирали очень медленно набирают высоту. Вспомним, были петровские реформы – потом откат. Были реформы Екатерины – опять откат. Реформы Александра II – та же картина. Был Хрущев – потом случился брежневский застой. Мы сейчас проели весь тот потенциал, который был при Хрущеве. По-моему, сегодня Медведев и Путин пытаются повторить этот реформаторский путь. Они говорят об инновациях, о новых технологиях. Что им удастся – об этом смогут судить историки, но только потом, уже после нас. Потому что реформы делаются не по книгам. Должны быть интуиция, видение, доверие, поиск идей и людей, на которых можно положиться...

Сергей Хрущев не питает иллюзий по поводу того, что нынешние российские руководители прочтут его книгу. Да и вообще он убежден, что невозможна демократия по единому образцу. Это Сергей Никитич объясняет и своим американским студентам в Брауновском университете штата Род-Айленд.
XS
SM
MD
LG