Звучит песня о Сталине
Екатерина Лушникова: Плакаты с изображением Сталина в окружении Жукова, Конева, Рокоссовского и других маршалов Великой Отечественной появятся на кировских улицах к юбилею Победы. Такое решение принял организационный комитет при городской администрации по настоянию совета ветеранов. Как заявил в своем блогге губернатор Кировской области Никита Белых, лично он к Сталину относится сугубо отрицательно, но никаких формальных оснований для запрета портретов Сталина на городских улицах у властей нет. 9 мая колонна ветеранов пройдет по центру Кирова со Сталиным в руках. И в этом ничего плохого нет, считает руководитель совета ветеранов Евгений Жуйков.
Евгений Жуйков: Будет Сталин. А что разве это плохо? А я считаю наоборот. Я войну прошел. Это главнокомандующий вооруженными силами, председатель государственного комитета обороны, руководитель государства. Я прекрасно знаю… Вы мне назовите хоть одну страну, где все это проходит, как говорят, без всяких жертв.
Екатерина Лушникова: Один из тех, кто стал жертвой сталинских репрессий - журналист Павел Галицкий. Бывший узник колымских лагерей. Недавно ему исполнилось сто лет.
Павел Галицкий: Я так и не узнал, за что они арестовали. Мне предъявили, что я занимался активной контрреволюционной работой против партии и советской власти, ничем не доказанной. При этом меня судила тройка. 10 лет дали, а на Колыме еще два срока получил. Я был там, где урка урку съел. Я знал людей, которые ели людей, людоеды были. Это не человеки! Среди них жил. Люди интеллектуального труда, которые мыслят, их доводят до животного состояния. Это забыть нельзя!
Екатерина Лушникова: 9 мая за колонной ветеранов со Сталиным пойдет колонна жертв сталинских репрессий. За разрешением такого марша к главе города намерен обратиться руководитель регионального отделения общества жертв сталинских репрессий Мансур Магдеев.
Мансур Магдеев: Мы хотим 9 мая организовать отдельную колонну вслед за ветеранами. Как только они вытащат портрет Сталина, мы вытащим транспарант "Жертвам политических репрессий". Вначале идет генералиссимус, а дальше идут жертвы.
Екатерина Лушникова: Давно пора дать политическую оценку сталинизму на государственном уровне и запретить его пропаганду, считает священник Александр Балыбердин.
Александр Балыбердин: Надо дать оценку политическую сталинизму, как в свое время была дана политическая оценка фашизму. Почему вы спрашиваете сегодня только этих ветеранов, а точнее руководство ветеранских организаций, то есть бывших партийных функционеров? Почему бы нам не спросить об этом тех солдат, которые оказались в плену, благодаря бездарному сталинскому руководство, которых Сталин объявил предателями? Почему бы нам не спросить вот те 27 млн. погибших, которые полегли на фронтах войн? Тех, кто потом умер от ран в госпиталях, кто потом не дожил до 40 лет, будучи израненными на этой войне? Подлинные герои - это люди, которые трудились в тылу. Это матери, которые молились за своих детей, которые были на фронте. Это те девочки медсестры, которые солдат выносили с поля боя в намокших шинелях, которые за 100 кг весили. Девчонки их тянули с поля боя. Вот подлинные герои войны. Любой праздник должен, прежде всего, объединять. Но Сталин - это фигура, которая никогда вех не объединяла, которая никогда не будет всех объединять. Неслучайно даже предложение разместить его портреты в связи с юбилеем Победы вызвало такой раскол в обществе. И кто-то хочет этот раскол углубить. Это очень и очень печально. А по большому счету, Сталин уже давно умер.
Екатерина Лушникова: О том, кто такой Сталин, современные дети имеют смутное представление.
- Шливец Эллина Евгеньевна. Я учусь в 47-й школе во 2 "А" классе.
Екатерина Лушникова: Знаешь ли ты, то такой Сталин?
- Я забыла.
- Федичкина Диана Евгеньевна, учусь в 47-й школе в 3 "Б" классе.
Екатерина Лушникова: А ты знаешь, кто такой Сталин?
- Это писатель вроде бы или кто.
Экспертное мнение
Маша Слоним, журналист: В чем-то, конечно, Никита Белых прав. Это очень грустно, что нет формального повода запретить появление изображения Сталина на улицах, особенно в День Победы. Не было дано какой-то правовой исторической оценки роли Сталина, хотя был и ХХ съезд, были и потом разговоры об этом. В этом смысле, конечно, нет никаких у властей - местных и Белых - повода запретить появление таких портретов. Но я, скорее, согласна с тем, что сказал священник, напомнив о том, какой страшной ценой далась советскому народу эта победа, насколько вина за эту страшную цену лежала на Сталине. Не заслуга его, что советский народ победил в этой войне, а вопреки сталинскому руководству, скорее, советский народ победил. Если кто-то бросался в бой со словами "За Сталина! За Родину!", то большинство-то бросались в бой совершенно с другими словами. Воевали-то они не за Сталина, а воевали они действительно за свою землю. Они воевали за свои семьи. Они, в конце концов, воевали за свою свободу, как они ее понимают. Просто наша память очень коротка.
И сейчас то, что происходит в образовании, очевидно, детей это катастрофа. Хорошо, в этом сюжете маленькие дети говорили, что они не знают ничего о Сталине и кто такой был Сталин, но и более взрослые и дети, и студенты, и молодежь мало что знают о советской истории. Даже такие вещи, как архивы. До сих пор многие архивы засекречены. Как известно, архивы связаны с расстрелом польских офицеров в Катыни до сих пор засекречены. Очень много исторических документов просто где-то лежат под спудом. Потому что, очевидно все-таки кому-то выгодно, чтобы существовало такое имя России - Сталин. Сейчас важно как-то сделать так, чтобы молодежь знала историю своей страны, и историю этих страшных лет.