Ссылки для упрощенного доступа

Разговор с умным человеком (Оренбург)


Елена Стрельникова: У нас в гостях оренбургский режиссер Валентин Ржанец.

Как вы считаете, в каком состоянии сегодня находится культура в провинции?

Валентин Ржанец: Не то, что в провинции, культура сегодня вообще находится в упадочном состоянии, скажем так, а в провинции - это некая вотчина неких людей, которые, собственно говоря, устоялись в ней за достаточно долгое время. Они вокруг себя очерчивают некую поляну, пытаются не допустить туда свежих и талантливых людей, пытаются не дать возможности вырасти каким-то новым талантам. Почему? Потому что тогда они займут их места, просто-напросто. И эти люди, которые сегодня этим всем руководят, которые сегодня пытаются выдать себя за тех, кто делает культуру, в общем-то, в провинции это процветает гораздо сильнее, чем, скажем, в столице или еще где бы то ни было. Это и театры провинциальные, это и художественные галереи и прочее - все кем-то захвачено, главное - не пущать. Потому что на темном небе звезды блещут ярче.

Елена Стрельникова: Современные местные театры как сегодня выглядят? Репертуар?

Валентин Ржанец: На мой взгляд, провинция провинции рознь, конечно. Мне сложно сказать, какой именно репертуар. Какой-то тематики определенной, которая бы несла за собой какую-то идею, чтобы театр следовал какой-то там линии, скажем, репертуарной или культурной и т. д., в общем, этого не происходит. Все зависит от человека.

Елена Стрельникова: Чего не хватает?

Валентин Ржанец: Просто нужно, чтобы пустили, наконец, талантливых людей. Просто пустили! Просто дали возможность молодым ребятам, которых у нас полно абсолютно и местных, и приезжих, и каких угодно, просто их пустили и дали им возможность работать элементарно. И все! Нет! Сегодня стоят заборы. Сегодня никто не хочет их пустить, потому что они невыгодны, они неинтересны, они неудобны. Удобны винтики, которых можно вкрутить, куда надо, вывернуть, откуда надо, и создать ту конструкцию, которая удобна тебе. Все!

Елена Стрельникова: Но ведь каждый год Оренбургский институт искусства выпускает актеров, выпускает талантливых ребят. И они что, не попадают сюда, в местную сферу культуры?

Валентин Ржанец: Я бы не стал так настаивать, что каждый год Институт искусств выпускает талантливых ребят. Может быть, кто-то из них и талантлив и т. д. Но всегда возникает вопрос - а судьи кто? А где те педагоги, которые воспитывают? А кто их, собственно воспитывает? Если бы это были какие-то известные фамилии, если бы мы что-то знали об этих людях, что они действительно чего-то достигли, какие-то талантливые работы за ними есть и прочее, а ведь мы даже не знаем эти фамилии. Мы даже не знаем этих людей, кто воспитывает этих молодых ребят. Да, кто-то может проявиться сам, кто-то чего-то может сам достигнуть, на чьем-то примере и т. д., повезет, удастся кто-то прислониться. Но сказать, что воспитывают... Нет, смены нет. Сегодня смены нет по той простой причине, еще раз говорю, талантливые люди сегодня тем, кто захватил места (театра, галереи картинные, музеи и прочее), не выгодны они. Не нужны, ибо они будоражат, они не дают возможность спокойно жить.

Елена Стрельникова: Светлого будущего не предвидится получается, да? Картина такая - таланты не пускают, развития нет.

Валентин Ржанец: На сегодняшний день, на мой взгляд, при сложившейся системе кардинального решения вопроса нет. Реально нет. Потому что сегодня не существует ни ярмарки актеров, ни ярмарки режиссеров, ни ярмарки художников и т. д. В первую очередь - это жилье. Ведь никто не обеспечивает людей, которые занимаются искусством ни жильем, ни какими-то социальными льготами, ни какими-то там субсидиями и т. д. Абсолютно ничем! Они брошены просто на волю некой судьбы, некой реки, которая, куда вынесет, туда и вынесет. С удовольствием бы заканчивающие в Москве или в Петере ребята, которых учат талантливые люди, которых мы знаем поименно, приехали бы и работали здесь. Но! Им негде жить, им не на что жить!

XS
SM
MD
LG