Ирина Лагунина: В понедельник Ватикан впервые сделал ясное публичное заявление, выразив свою позицию в отношении случаев сексуального насилия. На странице Ватикана в интернете опубликован документ, из которого следует, что в случаях сексуального насилия со стороны священнослужителей их руководству следует обращаться к юридическим органам государства. В случаях сексуального насилия над детьми особой степени тяжести папа может снять сан с виновного священника без проведения предписанного церковного процесса.
Эти две директивы Ватикана входят в опубликованный свод правил, в котором, в частности, говорится: «Необходимо всегда следовать закону государства, предписывающему заявлять о выявившемся преступлении в соответствующие государственные органы».
Далее в документе говорится, что до завершения следствия и возможного суда ответственный за епархию епископ имеет право принять меры предосторожности, с целью защитить общину, включая пострадавших, от насилия. Отвечающий за общину епископ всегда обладает властными возможностями для защиты детей путем ограничения деятельности находящегося под подозрением священника.
Свод правил был принят в 2003 году. Комментаторы сразу отметили, что в директивах нынешнего папы римского Йозефа Ратцингера в бытность его префектом конгрегации доктрины веры (он занимал этот пост до апреля 2005 года) никогда не было ясных указаний епископам сообщать в прокуратуру о случаях сексуального насилия, как это предписывает существовавший уже в 2003 году и опубликованный ныне документ.
Сообщения о всех новых разоблачениях случаев сексуального насилия над детьми в католических учреждениях поступают теперь из разных стран, но в центре внимания остается Германия. Буквально каждый день приносит все новые разоблачения. Рассказывает наш корреспондент в Берлине Юрий Векслер:
Юрий Векслер: Поначалу считалось, что все это дела давно минувших дней, да и случаи единичные. Но постепенно выясняется, что явление это было массовым. Нет, уже ясно, что некоторые из случаев не подпадают под срок давности для таких преступлений – 20 лет, т.е. практика сексуального насилия над детьми продолжалась как минимум и в 90-е годы. Что до срока давности, то в Германии обсуждается законодательная инициатива по его продлению, а то и отмене, как это сделано в отношении убийств, так как масштабы сексуального и вообще насилия над детьми в различных, но прежде всего католических учреждениях оказались намного большими, чем предполагали даже самые ярые критики католической церкви. Волна разоблачений началась в январе этого года с одной иезуитской школы-интерната в Берлине, а сегодня уже публикуются карты Германии с указанием мест подобных преступлений, и они наглядно показывают, что во всей бывшей западной Германии эта практика, при которой насильник в сутане был господином над беззащитными детьми и делал с ними что хотел, была почти повсеместной. Выявились многочисленные случаи постоянных побоев и других издевательств, которым подвергались дети, но главными предметами обсуждения остаются продолжавшиеся иногда в течение многих лет истории сексуального насилия над детьми со стороны священнослужителей. Шоком для верующих явилась, прежде всего, вскрывшаяся практика реагирования или точнее нереагирования руководства церквей на очевидные случаи агрессивной педофилии в среде священников. Церковь действовала по своему кодексу, который подразумевал проведение внутреннего расследования и только в случае признания в преступлении предусматривал принуждение признавшегося к личному обращению в прокуратуру. Но в действительности таких обращений почти не было. Нынешний папа молчит по этому поводу, а интерпретаторы его молчания говорят о том, что понтифик воспринимает происходящее как испытание, посланное церкви свыше. Но все же реакция папы на это испытание больше похожа на продолжение заговора молчания церкви теперь на самом высшем уровне, и многие отказываются понимать и принимать такую позицию Бенедикта 16-го.
Немецкие епископы всех уровней, нарушая благостные традиции пасхальных проповедей во время недавней пасхи, в страстную пятницу начинали со слов покаяния перед жертвами сексуального насилия, говорили о собственной ответственности и коллективной вине в замалчивании, а еще более - о явно недостаточном внимании к жертвам сексуального насилия и их страданиям. Это покаяние церковников перед паствой последовало после извинений перед жертвами, которые принес глава немецких католиков - председатель конференции епископов Германии архиепископ фрайбургский Роберт Цолич.
Налицо кризис доверия к церкви в обществе, в котором многие верующие католики (по опросам каждый пятый) склоняются к выходу из церкви.
Говорит Криста Никельс - политик партии зеленых и одновременно член центрального комитета католической церкви Германии, органа, объединяющего как представителей духовенства, так и представителей верующих.
Криста Никельс: Мы имеем дело, как я думаю, с самым большим кризисом доверия к католической церкви со времен Гитлера. Я являюсь членом совета церковной общины, объединяющей жителей трех поселков, и также представляю нашу общину в совете общин региона. И я наблюдаю оцепенение верующих, которые полностью потеряли ориентиры. Когда в небольших группах возникают разговоры на эту тему, например среди групп женщин, скажем, в церковном хоре, все говорят, что отказываются понимать то, как руководство церкви обращается с явными преступлениями. Они говорят, что не знают, во что им верить. И особенно тяжело в случаях, когда человек лично знает или знал священника, которого обвиняют в насилии над детьми. Налицо огромный кризис доверия внутри церкви. Но и далекие от религии люди, которые до сих пор уважали деятельность церкви за ее школы, детские сады и благотворительные организации, все они качают головой и отворачиваются от церкви. Но следует признать что многолетний заговор молчания на эти темы был у нас не только в стенах церкви. Когда в 80-х годах я как депутат от партии зеленых начала работу в бундестаге, добиваясь изменений политики в отношении женщин, за равноправие, то я прекрасно помню, какой поднимался тогда крик среди депутатов, если кто-нибудь заводил разговор о сексуальном насилии. Реагировали так, как будто затронувший тему, говоря и подобных преступлениях, поливает дерьмом институт семьи, церковь и спортивные союзы. С тех пор многое изменилось в нашем обществе благодаря движению 68-го года, благодаря женскому движению, и я полагаю, что как раз католическая церковь все время отставала от процессов в обществе, в том числе и в этом вопросе, на 10, а то и на 20 лет. И поэтому мы в разговорах на эту тему в стенах церкви не имеем адекватной позиции, верного тона и верного выбора слов. Они считали себя в праве учить паству, как надо реализовывать свою сексуальность. Они вещали, но при этом не имели представления о том, как на самом деле выглядит или должна выглядеть нормальная сексуальная жизнь. Мне кажется, что нынешний кризис во многом происходит по этой причине.
Юрий Векслер: На острую кризисную ситуацию отреагировали как церковь, так и правительство, введя посты специальных уполномоченных. К этим людям может теперь обратиться любой пострадавший. В правительстве этот пост, названный уполномоченный по борьбе с сексуальным насилием над малолетними, заняла авторитетный политик, в прошлом министр по делам семьи социал-демократка Кристине Бергманн. Католическая церковь помимо уполномоченного кардинала Акермана ввела также телефон доверия для жертв, и уже первый день работы этой службы принес печальную сенсацию: было зафиксировано более 4,5 тысяч попыток дозвониться, ответить же служба смогла только на 160 звонков пробившихся, так как такого потока жалоб и сообщений церковь явно не ожидала. За первые три дня работы телефона доверия зафиксировано 11 тысяч звонков примерно с 2,5 тысяч номеров. 2,5 тысячи бывших жертв пытаются дозвониться. И это в ситуации, когда еще далеко не все знают об этом телефоне.
Новая служба укомплектована 11 служащими церкви с психологическим, социологическим и психотерапевтическим образованием и опытом, в частности, опытом общения с жертвами сексуального насилия. Специалисты работают двумя группами посменно по 4 часа.
Говорит Андреас Циммер, руководитель бюро этой новой службы, находящейся территориально в Трире, где служит и новый уполномоченный церкви по делам сексуального насилия кардинал Аккерман.
Андреас Циммер: Эти первые беседы, длившиеся от 5 минут до часа, показали, что звонят в основном люди в возрасте 45 лет и старше, самому пожилому из звонивших 70 лет. Другие данные о звонивших являются тайной. В целом можно сказать, что примерно три четверти звонивших - либо жертвы сексуального насилия (или вообще насилия) в стенах церкви, либо родственники жертв таких преступлений, находящиеся в непосредственном контакте с жертвами и на себе испытывающие последствия насилия над их родными.
Звонящие описывают сексуальные насилия во всех оттенках. Часть звонков была и от пострадавших от насилия в детских домах. Возможно, потому, что у нас - в отличие от специального телефона доверия для пострадавших в детдомах - услуга бесплатная.
Юрий Векслер: Надо представлять себе, что каждый из этих людей, перенесший сильнейшую психологическую травму, долгие годы думал, что он, наверное, один такой, за что-то наказанный судьбой. Даже сегодня, когда нарыв вроде бы вскрыт, положение человека в роли жертвы сексуального насилия – это по-прежнему загнанные в глубь сознания страдания. Не случайно, что жертва одного выявившегося недавно случая, не подпадающего под срок давности, отказывается сделать заявление в прокуратуру. Некоторые предполагают, что на этого человека оказывается давление... Согласилась церковь и на готовящийся круглый стол на волнующую все общество тему. Этот дискуссионный форум, идею которого выдвинула министр юстиции Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер, будет организован с участием представителей правительства, церкви, а также школьных и спортивных организаций, для которых проблема насилия также существует. В дискуссиях будут принимать участие и эксперты. Перемены в позиции католической церкви Германии в отношении сексуального насилия в собственных стенах очевидны, но понятно, что они – вынуждены.
Сам папа подвергается атакам за бездеятельность в период длительного нахождения на посту префекта конгрегации доктрины веры - старейшей и главной из девяти Конгрегаций Римской курии, в компетенции которой находится наблюдение за ортодоксальностью и чистотой вероучения и морали, проповедуемых в Римско-католической церкви. Именно этим органом и руководил с 25 ноября 1981 по 2 апреля 2005 кардинал Йозеф Ратцингер – нынешний папа. Один из случаев, который инкриминируют папе, показателен. Из опубликованного агентством Ассошиэйтед Пресс письма, написанного в 1985 году нынешним папой, а тогда кардиналом Ратцингером, явствует, что он, несмотря на заверения Ватикана в противном, препятствовал в снятии сана с разоблаченного в сексуальном насилии над детьми священника - несмотря на собственное желание того быть отставленным и удаленным от контактов с детьми, как от соблазна. Это сопротивление Ратцингера растянуло процесс отлучения священника от сана на годы. Ратцингер аргументировал свою позицию в опубликованных ныне письмах тем, что факт отлучения, став публичным, нанесет ущерб репутации церкви. Ватикан уже выступил с опровержением такой интерпретации письма папы, заявив, что он выступал де за более тщательное расследование. Эти аргументы, однако, не выдерживают критики, так как случай был явно доказанным, и сама церковь еще до прошения проштрафившегося священника санкционировала его отстранение от контактов с детьми на три года. И все же после этого его снова вернули на тот же пост, где он был не в силах противостоять соблазнам. В конечном итоге этот американский священник был осужден на 6 лет тюрьмы.
В Германии даже возник разговор о необходимости введения института святой инквизиции, наследницей которой и является та самая конгрегации доктрины веры, которой до избрания папой руководил Йозеф Ратцингер. Идею новой инквизиции выдвинула левая газета ди Вельт. Святая инквизиция была внутрицерковным бюро расследований, введенным в 12 веке с целью выявления и преследования отступников от так сказать генеральной линии церкви, т.е. еретиков. Инквизиция осталась в истории издевательствами над людьми, допросами с пристрастием, пытками и сжиганием еретиков на кострах. Историк религии Андреас Хольцем так прокомментировал инициативу введения новой инквизиции для очистки церкви от скверны:
Андреас Хольцем: Нет, я не думаю, что церковь нуждается в таком новом органе. Инквизиция была бы в этом случае неверным инструментом. У нас - в отличие от средневековья и в отличие от начала нового времени - нет ситуации, когда где-то кем-то оспаривается основное церковное учение, нет у нас и ситуации, когда церковь должна бороться за единство собственной веры.
Мы имеем дело с совершенными частично давно, а частично все же в ужасающей близости по времени экстремальными аморальными проступками священнослужителей в отношении их подопечных. И у нас идет дискуссия о том, достаточно ли последовательно ответственные за совершивших преступления священников, т.е. немецкие епископы, дают понять, что для них сейчас самое главное - восстановление справедливости в отношение жертв насилия, а не защита церкви как таковой. Но этическая позиция церкви в этом вопросе, вопросе сексуального насилия, позиция осуждения таких преступлений, однозначна. И нет необходимости в инквизиции, чтобы эту позицию исследовать. Что до самой инквизиции, то ее чудовищная, устрашающая репутация была переоценена последними исследованиями. Ведь, с другой стороны, инквизиция была прогрессивным юридическим способом расследования.
Поясню: последние исследования на эту тему ставят под сомнение бытующую страшную репутацию инквизиции - как результат своеобразного черного пиара, возникшего в начале нового времени в результате идеологических споров в борьбе конфессий. Чтобы это не прозвучало апологетически из уст историка церкви, скажу, что большая часть новейших исследований истории инквизиции проводилась специалистами по истории преступности и криминалистами, и уж вовсе не с целью кого-нибудь защитить или обелить.
Возвращаясь к актуальным проблемам церкви в связи со скандалом с замалчиванием случаев сексуального насилия, главной ошибкой была попытка справиться с проблемой вне глаз общества, внутри самой церкви.
Я полагаю, что как раз в 60-е годы было слишком много оптимизма в отношении возможностей излечения от педофилии, от сексуального влечения к детям. Мне кажется, что эта психологически ошибочная вера в излечимость недуга сыграла большую роль, чем казалось. Этим частично можно объяснить то, что церковь действовала менее последовательно, чем позволяло каноническое церковное право. Это же приводило к уклонению от сотрудничества с государственными следственными и другими юридическими органами. Скажу как историк церкви, что я вижу в происшедшем привнесенную из 19 века в 20-й необоснованную, неверно истолкованную претензию церкви на независимость от государства.
Юрий Векслер: На вопрос, должна ли церковь сегодня ясно и недвусмысленно заявить о своей приверженности светскому гражданскому праву и его нормам, Андреас Хольцем отвечает:
Андреас Хольцем: Я сказал бы, да, безусловно, и по двум причинам. Во-первых потому, что церковь в структурах федеративной республики имеет привилегированный статус, как, впрочем, и другие религиозные сообщества, и это должно как раз и быть основанием для того, чтобы сотрудничать с государственными структурами, потому что они являются органами правового государства, демократическими и общественными структурами. Вторая причина – в изменении миропонимания, т.е. в новом понимании церковью своей роли в мире. До Второго Ватиканского собора, продолжавшегося с 1962 по 1965 год, католицизм исходил во многих отношениях из концепции необходимости круговой обороны от современного мира и общества. Эта позиция была сдана вторым собором в архив, и эта перемена была ясно выражена.
Юрий Векслер: Процесс очищения католической церкви Германии от сексуальных преступников, от пренебрежения к страданиям жертв, похоже, действительно набирает обороты. Впереди общественная дискуссия на эту щекотливую тему, включающую даже такую табуизированную церковью подтему, как обет безбрачия католических священников.
Эти две директивы Ватикана входят в опубликованный свод правил, в котором, в частности, говорится: «Необходимо всегда следовать закону государства, предписывающему заявлять о выявившемся преступлении в соответствующие государственные органы».
Далее в документе говорится, что до завершения следствия и возможного суда ответственный за епархию епископ имеет право принять меры предосторожности, с целью защитить общину, включая пострадавших, от насилия. Отвечающий за общину епископ всегда обладает властными возможностями для защиты детей путем ограничения деятельности находящегося под подозрением священника.
Свод правил был принят в 2003 году. Комментаторы сразу отметили, что в директивах нынешнего папы римского Йозефа Ратцингера в бытность его префектом конгрегации доктрины веры (он занимал этот пост до апреля 2005 года) никогда не было ясных указаний епископам сообщать в прокуратуру о случаях сексуального насилия, как это предписывает существовавший уже в 2003 году и опубликованный ныне документ.
Сообщения о всех новых разоблачениях случаев сексуального насилия над детьми в католических учреждениях поступают теперь из разных стран, но в центре внимания остается Германия. Буквально каждый день приносит все новые разоблачения. Рассказывает наш корреспондент в Берлине Юрий Векслер:
Юрий Векслер: Поначалу считалось, что все это дела давно минувших дней, да и случаи единичные. Но постепенно выясняется, что явление это было массовым. Нет, уже ясно, что некоторые из случаев не подпадают под срок давности для таких преступлений – 20 лет, т.е. практика сексуального насилия над детьми продолжалась как минимум и в 90-е годы. Что до срока давности, то в Германии обсуждается законодательная инициатива по его продлению, а то и отмене, как это сделано в отношении убийств, так как масштабы сексуального и вообще насилия над детьми в различных, но прежде всего католических учреждениях оказались намного большими, чем предполагали даже самые ярые критики католической церкви. Волна разоблачений началась в январе этого года с одной иезуитской школы-интерната в Берлине, а сегодня уже публикуются карты Германии с указанием мест подобных преступлений, и они наглядно показывают, что во всей бывшей западной Германии эта практика, при которой насильник в сутане был господином над беззащитными детьми и делал с ними что хотел, была почти повсеместной. Выявились многочисленные случаи постоянных побоев и других издевательств, которым подвергались дети, но главными предметами обсуждения остаются продолжавшиеся иногда в течение многих лет истории сексуального насилия над детьми со стороны священнослужителей. Шоком для верующих явилась, прежде всего, вскрывшаяся практика реагирования или точнее нереагирования руководства церквей на очевидные случаи агрессивной педофилии в среде священников. Церковь действовала по своему кодексу, который подразумевал проведение внутреннего расследования и только в случае признания в преступлении предусматривал принуждение признавшегося к личному обращению в прокуратуру. Но в действительности таких обращений почти не было. Нынешний папа молчит по этому поводу, а интерпретаторы его молчания говорят о том, что понтифик воспринимает происходящее как испытание, посланное церкви свыше. Но все же реакция папы на это испытание больше похожа на продолжение заговора молчания церкви теперь на самом высшем уровне, и многие отказываются понимать и принимать такую позицию Бенедикта 16-го.
Немецкие епископы всех уровней, нарушая благостные традиции пасхальных проповедей во время недавней пасхи, в страстную пятницу начинали со слов покаяния перед жертвами сексуального насилия, говорили о собственной ответственности и коллективной вине в замалчивании, а еще более - о явно недостаточном внимании к жертвам сексуального насилия и их страданиям. Это покаяние церковников перед паствой последовало после извинений перед жертвами, которые принес глава немецких католиков - председатель конференции епископов Германии архиепископ фрайбургский Роберт Цолич.
Налицо кризис доверия к церкви в обществе, в котором многие верующие католики (по опросам каждый пятый) склоняются к выходу из церкви.
Говорит Криста Никельс - политик партии зеленых и одновременно член центрального комитета католической церкви Германии, органа, объединяющего как представителей духовенства, так и представителей верующих.
Криста Никельс: Мы имеем дело, как я думаю, с самым большим кризисом доверия к католической церкви со времен Гитлера. Я являюсь членом совета церковной общины, объединяющей жителей трех поселков, и также представляю нашу общину в совете общин региона. И я наблюдаю оцепенение верующих, которые полностью потеряли ориентиры. Когда в небольших группах возникают разговоры на эту тему, например среди групп женщин, скажем, в церковном хоре, все говорят, что отказываются понимать то, как руководство церкви обращается с явными преступлениями. Они говорят, что не знают, во что им верить. И особенно тяжело в случаях, когда человек лично знает или знал священника, которого обвиняют в насилии над детьми. Налицо огромный кризис доверия внутри церкви. Но и далекие от религии люди, которые до сих пор уважали деятельность церкви за ее школы, детские сады и благотворительные организации, все они качают головой и отворачиваются от церкви. Но следует признать что многолетний заговор молчания на эти темы был у нас не только в стенах церкви. Когда в 80-х годах я как депутат от партии зеленых начала работу в бундестаге, добиваясь изменений политики в отношении женщин, за равноправие, то я прекрасно помню, какой поднимался тогда крик среди депутатов, если кто-нибудь заводил разговор о сексуальном насилии. Реагировали так, как будто затронувший тему, говоря и подобных преступлениях, поливает дерьмом институт семьи, церковь и спортивные союзы. С тех пор многое изменилось в нашем обществе благодаря движению 68-го года, благодаря женскому движению, и я полагаю, что как раз католическая церковь все время отставала от процессов в обществе, в том числе и в этом вопросе, на 10, а то и на 20 лет. И поэтому мы в разговорах на эту тему в стенах церкви не имеем адекватной позиции, верного тона и верного выбора слов. Они считали себя в праве учить паству, как надо реализовывать свою сексуальность. Они вещали, но при этом не имели представления о том, как на самом деле выглядит или должна выглядеть нормальная сексуальная жизнь. Мне кажется, что нынешний кризис во многом происходит по этой причине.
Юрий Векслер: На острую кризисную ситуацию отреагировали как церковь, так и правительство, введя посты специальных уполномоченных. К этим людям может теперь обратиться любой пострадавший. В правительстве этот пост, названный уполномоченный по борьбе с сексуальным насилием над малолетними, заняла авторитетный политик, в прошлом министр по делам семьи социал-демократка Кристине Бергманн. Католическая церковь помимо уполномоченного кардинала Акермана ввела также телефон доверия для жертв, и уже первый день работы этой службы принес печальную сенсацию: было зафиксировано более 4,5 тысяч попыток дозвониться, ответить же служба смогла только на 160 звонков пробившихся, так как такого потока жалоб и сообщений церковь явно не ожидала. За первые три дня работы телефона доверия зафиксировано 11 тысяч звонков примерно с 2,5 тысяч номеров. 2,5 тысячи бывших жертв пытаются дозвониться. И это в ситуации, когда еще далеко не все знают об этом телефоне.
Новая служба укомплектована 11 служащими церкви с психологическим, социологическим и психотерапевтическим образованием и опытом, в частности, опытом общения с жертвами сексуального насилия. Специалисты работают двумя группами посменно по 4 часа.
Говорит Андреас Циммер, руководитель бюро этой новой службы, находящейся территориально в Трире, где служит и новый уполномоченный церкви по делам сексуального насилия кардинал Аккерман.
Андреас Циммер: Эти первые беседы, длившиеся от 5 минут до часа, показали, что звонят в основном люди в возрасте 45 лет и старше, самому пожилому из звонивших 70 лет. Другие данные о звонивших являются тайной. В целом можно сказать, что примерно три четверти звонивших - либо жертвы сексуального насилия (или вообще насилия) в стенах церкви, либо родственники жертв таких преступлений, находящиеся в непосредственном контакте с жертвами и на себе испытывающие последствия насилия над их родными.
Звонящие описывают сексуальные насилия во всех оттенках. Часть звонков была и от пострадавших от насилия в детских домах. Возможно, потому, что у нас - в отличие от специального телефона доверия для пострадавших в детдомах - услуга бесплатная.
Юрий Векслер: Надо представлять себе, что каждый из этих людей, перенесший сильнейшую психологическую травму, долгие годы думал, что он, наверное, один такой, за что-то наказанный судьбой. Даже сегодня, когда нарыв вроде бы вскрыт, положение человека в роли жертвы сексуального насилия – это по-прежнему загнанные в глубь сознания страдания. Не случайно, что жертва одного выявившегося недавно случая, не подпадающего под срок давности, отказывается сделать заявление в прокуратуру. Некоторые предполагают, что на этого человека оказывается давление... Согласилась церковь и на готовящийся круглый стол на волнующую все общество тему. Этот дискуссионный форум, идею которого выдвинула министр юстиции Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер, будет организован с участием представителей правительства, церкви, а также школьных и спортивных организаций, для которых проблема насилия также существует. В дискуссиях будут принимать участие и эксперты. Перемены в позиции католической церкви Германии в отношении сексуального насилия в собственных стенах очевидны, но понятно, что они – вынуждены.
Сам папа подвергается атакам за бездеятельность в период длительного нахождения на посту префекта конгрегации доктрины веры - старейшей и главной из девяти Конгрегаций Римской курии, в компетенции которой находится наблюдение за ортодоксальностью и чистотой вероучения и морали, проповедуемых в Римско-католической церкви. Именно этим органом и руководил с 25 ноября 1981 по 2 апреля 2005 кардинал Йозеф Ратцингер – нынешний папа. Один из случаев, который инкриминируют папе, показателен. Из опубликованного агентством Ассошиэйтед Пресс письма, написанного в 1985 году нынешним папой, а тогда кардиналом Ратцингером, явствует, что он, несмотря на заверения Ватикана в противном, препятствовал в снятии сана с разоблаченного в сексуальном насилии над детьми священника - несмотря на собственное желание того быть отставленным и удаленным от контактов с детьми, как от соблазна. Это сопротивление Ратцингера растянуло процесс отлучения священника от сана на годы. Ратцингер аргументировал свою позицию в опубликованных ныне письмах тем, что факт отлучения, став публичным, нанесет ущерб репутации церкви. Ватикан уже выступил с опровержением такой интерпретации письма папы, заявив, что он выступал де за более тщательное расследование. Эти аргументы, однако, не выдерживают критики, так как случай был явно доказанным, и сама церковь еще до прошения проштрафившегося священника санкционировала его отстранение от контактов с детьми на три года. И все же после этого его снова вернули на тот же пост, где он был не в силах противостоять соблазнам. В конечном итоге этот американский священник был осужден на 6 лет тюрьмы.
В Германии даже возник разговор о необходимости введения института святой инквизиции, наследницей которой и является та самая конгрегации доктрины веры, которой до избрания папой руководил Йозеф Ратцингер. Идею новой инквизиции выдвинула левая газета ди Вельт. Святая инквизиция была внутрицерковным бюро расследований, введенным в 12 веке с целью выявления и преследования отступников от так сказать генеральной линии церкви, т.е. еретиков. Инквизиция осталась в истории издевательствами над людьми, допросами с пристрастием, пытками и сжиганием еретиков на кострах. Историк религии Андреас Хольцем так прокомментировал инициативу введения новой инквизиции для очистки церкви от скверны:
Андреас Хольцем: Нет, я не думаю, что церковь нуждается в таком новом органе. Инквизиция была бы в этом случае неверным инструментом. У нас - в отличие от средневековья и в отличие от начала нового времени - нет ситуации, когда где-то кем-то оспаривается основное церковное учение, нет у нас и ситуации, когда церковь должна бороться за единство собственной веры.
Мы имеем дело с совершенными частично давно, а частично все же в ужасающей близости по времени экстремальными аморальными проступками священнослужителей в отношении их подопечных. И у нас идет дискуссия о том, достаточно ли последовательно ответственные за совершивших преступления священников, т.е. немецкие епископы, дают понять, что для них сейчас самое главное - восстановление справедливости в отношение жертв насилия, а не защита церкви как таковой. Но этическая позиция церкви в этом вопросе, вопросе сексуального насилия, позиция осуждения таких преступлений, однозначна. И нет необходимости в инквизиции, чтобы эту позицию исследовать. Что до самой инквизиции, то ее чудовищная, устрашающая репутация была переоценена последними исследованиями. Ведь, с другой стороны, инквизиция была прогрессивным юридическим способом расследования.
Поясню: последние исследования на эту тему ставят под сомнение бытующую страшную репутацию инквизиции - как результат своеобразного черного пиара, возникшего в начале нового времени в результате идеологических споров в борьбе конфессий. Чтобы это не прозвучало апологетически из уст историка церкви, скажу, что большая часть новейших исследований истории инквизиции проводилась специалистами по истории преступности и криминалистами, и уж вовсе не с целью кого-нибудь защитить или обелить.
Возвращаясь к актуальным проблемам церкви в связи со скандалом с замалчиванием случаев сексуального насилия, главной ошибкой была попытка справиться с проблемой вне глаз общества, внутри самой церкви.
Я полагаю, что как раз в 60-е годы было слишком много оптимизма в отношении возможностей излечения от педофилии, от сексуального влечения к детям. Мне кажется, что эта психологически ошибочная вера в излечимость недуга сыграла большую роль, чем казалось. Этим частично можно объяснить то, что церковь действовала менее последовательно, чем позволяло каноническое церковное право. Это же приводило к уклонению от сотрудничества с государственными следственными и другими юридическими органами. Скажу как историк церкви, что я вижу в происшедшем привнесенную из 19 века в 20-й необоснованную, неверно истолкованную претензию церкви на независимость от государства.
Юрий Векслер: На вопрос, должна ли церковь сегодня ясно и недвусмысленно заявить о своей приверженности светскому гражданскому праву и его нормам, Андреас Хольцем отвечает:
Андреас Хольцем: Я сказал бы, да, безусловно, и по двум причинам. Во-первых потому, что церковь в структурах федеративной республики имеет привилегированный статус, как, впрочем, и другие религиозные сообщества, и это должно как раз и быть основанием для того, чтобы сотрудничать с государственными структурами, потому что они являются органами правового государства, демократическими и общественными структурами. Вторая причина – в изменении миропонимания, т.е. в новом понимании церковью своей роли в мире. До Второго Ватиканского собора, продолжавшегося с 1962 по 1965 год, католицизм исходил во многих отношениях из концепции необходимости круговой обороны от современного мира и общества. Эта позиция была сдана вторым собором в архив, и эта перемена была ясно выражена.
Юрий Векслер: Процесс очищения католической церкви Германии от сексуальных преступников, от пренебрежения к страданиям жертв, похоже, действительно набирает обороты. Впереди общественная дискуссия на эту щекотливую тему, включающую даже такую табуизированную церковью подтему, как обет безбрачия католических священников.