Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Евгений Минченко – о вступлении России в ВТО


Сага о вступлении России в ВТО растянулась на 15 лет.
Сага о вступлении России в ВТО растянулась на 15 лет.
Представители российских властей вновь заговорили о необходимости и возможности скорейшего вступления России во Всемирную торговую организацию. Какие силы – внешние или внутренние – способны затормозить процесс присоединения страны к ВТО?

Россия может рассчитывать на вступление во Всемирную торговую организацию до конца 2010 года, заявил 14 апреля по итогам встречи с председателем еврокомиссии Жозе-Мануэлом Баррозу первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов. Днем ранее о необходимости быстрого завершения этого процесса заявил в Вашингтоне президент Дмитрий Медведев. Двусторонние переговоры об условиях вхождения России в ВТО начались еще 15 лет назад. Но летом 2009 года о своем намерении присоединиться к этой организации в качестве единой таможенной территории заявили Россия, Белоруссия и Казахстан, объявившие о создании Таможенного союза. Однако до сих пор не решено, как признал Игорь Шувалов, будут ли они вступать в ВТО как единое объединение или же все-таки синхронно, но по отдельности. С чем связан нынешний всплеск интереса к ВТО со стороны высших российских властей, объясняет директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:

– Я думаю, что это было просто связано с визитом Дмитрия Медведева в США на саммит по ядерной безопасности. Там было, на мой взгляд, достаточно интересное общение с представителями американского экспертного сообщества в Институте Брукингса. Вступление России в ВТО – тема, которая сильно волнует Запад. Надо отметить, что сам Дмитрий Медведев достаточно иронично высказался о ВТО, назвал ее "морковкой", которую подвесили перед носом России. Он указал на то, что если Россия будет в ВТО, то выиграет не только она, но и вся мировая экономика.

– Как вы считаете, оправдан ли оптимизм Игоря Шувалова, рассчитывающего на присоединение России к ВТО до конца года?

– Вероятность вступления России в ВТО до конца года существует, но не очень высокая. Как ни странно, во вступлении России и других ее партнеров по Таможенному союзу в ВТО, наверное, больше заинтересованы белорусы и казахи. Там в ходе вступления в Таможенный союз были повышены таможенные пошлины на целый ряд товаров, и Россия уже заявила, что этот уровень будет оставаться высоким до момента вступления в ВТО. А поскольку есть группы товаров, например, российские автомобили, ввозные пошлины на которые являются чувствительными для белорусов и для казахов, я думаю, что сейчас в их лице появляются новые лоббисты вступления Таможенного союза в ВТО.

Кроме того, возникает еще одна интересная коллизия – с возможным присоединением к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии других стран, например, Украины, которая уже является членом ВТО. Сейчас эта тема становится более актуальной. Учитывая тот факт, что Украина вступила в ВТО на крайне невыгодных для себя условиях, сейчас даже прорабатываются варианты выхода Украины из ВТО и ее повторного вступления.

Кстати говоря, я не исключаю, что может возникнуть тема присоединения к Таможенному союзу Киргизии. Естественно, в ситуации, если в этой стране произойдет политическая стабилизация. Напомню, что Киргизия также является членом ВТО.

– На ваш взгляд, насколько реально вступление России, Казахстана и Белоруссии в ВТО в качестве единого Таможенного союза?

– Я думаю, вероятность крайне невысокая. Реален тот вариант, который озвучивал в свое время Дмитрий Медведев – вступление в ВТО не единым Таможенным союзом, а синхронное вступление на стандартных для всех трех стран условиях.

– Несколько месяцев назад о нерешенности отдельных двусторонних вопросов в отношениях с Россией заявляли власти Украины и Грузии, уже являющихся членами ВТО. Могут ли они сейчас затруднить процесс присоединения России к этой организации?

– Нет, я думаю, что с Украиной никаких проблем, конечно же, не будет. Что касается Грузии – учитывая тот факт, что они уже давали добро на вступление России в ВТО, такой задний ход, на мой взгляд, будет неэффективен.

Другое дело, что в самой России есть очень серьезное лобби против вступления в ВТО. Оно не очень публичное, поскольку первые лица сказали, что страна идет в ВТО, но оно очень влиятельное. Это, я думаю, будет гораздо более серьезным препятствием для вступления России во Всемирную торговую организацию, чем позиция Грузии.

– Какие аргументы сейчас используют противники вступления в ВТО внутри России?

– Люди, которые это лоббируют, говорят: "Давайте посмотрим, чего мы лишаемся при вступлении в ВТО – нам придется либерализовать газовую отрасль, нам придется снижать конкурентоспособность нашей продукции, при этом у нас по-прежнему будут возникать проблемы с поставками высокотехнологичной продукции и технологий в Россию…".

Существует целый набор аргументов, некоторые из которых представляются вполне осмысленными. Поэтому мне кажется, что, несмотря на заявляемую политическую волю по вступлению России в ВТО, на уровне практического осуществления эта идея будет тормозиться.

– Можете ли вы уточнить – какие российские отрасли экономики сегодня лоббируют замедление процесса присоединения страны к ВТО?

– Это, я думаю, российские машиностроители, часть энергетиков, несомненно, аграрии. Это достаточно широкий конгломерат – практически весь производящий сектор.
XS
SM
MD
LG