Ссылки для упрощенного доступа

Годовщина Чернобыля – почему протестуют литовские, белорусские и российские экологические организации?


Ирина Лагунина: В эти дни, когда отмечается очередная годовщина Чернобыльской аварии, литовские, белорусские и российские общественные экологические организации вместе выступили против планов строительства новых атомных электростанций в своих странах.
Активисты считают, что возведение таких объектов в Литве, Белоруссии и России одновременно представляет особую опасность для Восточной Европы. «За безъядерный регион!», «За будущее без атома!» - с такими лозунгами прошли они в понедельник по улицам Минска, Калининграда и Вильнюса.
Из столицы Литвы сообщает наш корреспондент Ирина Петерс

Ирина Петерс: В Вильнюсе члены литовских экологических организаций провели акции протеста возле посольств Белоруссии и России, а также правительства Литвы. Они призывали власти и граждан этих стран не соглашаться с планами строительства трех атомных станций – Остравской в Белоруссии, Балтийской в Калининградской области России и Висагинской в Литве. Активисты горько шутят, что не хотят жить «в новом Бермудском треугольнике»: белорусскую АЭС с экспериментальными реакторами хотят возвести в 20 км от литовской границы (что в случае любой угрозы чрезвычайной ситуации будет означать неизбежную эвакуацию жителей Вильнюса) , российскую – в 12 км. Обе станции собираются строить вблизи рек – Вилии и Немана. Это, по мнению ученых, понизит уровень воды, приведет к исчезновению лосося. Висагинскую станцию - собственно в Литве – планируют возвести на месте недавно закрытой по требованию Евросоюза Игналинской АЭС.
Говорит представитель Коалиции природоохранных общественных организаций Литвы Линас Вайнюс.

Линас Вайнюс: Новая угроза для всего региона, для жителей России, Белоруссии, Литвы, также для Латвии, Польши. Это совершенно новая ситуация, когда одновременно планируется строительство трех ядерных станций – этого еще никогда не было. Значит в три раза больше ядерных отходов, которые скорее всего останутся в этом регионе. В три раза повысится ядерная опасность, в три раза повысятся все негативные эффекты на здоровье людей, на окружающую среду. Общественность ни в одной стране не вовлечена в дискуссию, в диалог, как обеспечить свои энергетические нужды, нужно ли вообще строить эту ядерную станцию. Она же будет ужасно дорогая, и люди в каждой стране за это заплатят полную цену.

Ирина Петерс: Вам известна позиция соседей-калининградцев, членов российской организации «Экозащита», по поводу уже начавшегося строительства Балтийской атомной электростанции?

Линас Вайнюс: Наши коллеги из России из организации Экозащита считают проект строительства Балтийской атомной станции безумным. Это против интересов жителей Калининградской области, потому что корпорация Росатом, которая будет строить там станцию, думает о прибыли. Прибыль, конечно, пойдет обратно в Москву, Калининграду останется ядерные отходы, опасность и другие проблемы. Мы слышим от политических деятелей и промышленности только лозунги, не видели обоснованных документов, в которых было бы доказано, что инвестиции в ядерную энергетику экономически выгодны и что цена за электроэнергию будет приемлема. Наоборот, во всем мире ядерная энергетика довольно дорогая.

Ирина Петерс: Самый слабый, если не сказать страшный, вопрос в деле развития атомной энергетики, – это проблема захоронения ядерных отходов. Продолжает Линас Вайнюс.

Линас Вайнюс: Побочный продукт во время производства электроэнергии ядерным путем получается сильно радиоактивный плутоний, период полураспада его 24 тысячи лет. Никто не может ответить даже на сто лет вперед, что будет с этими отходами. Если отходы попадут в руки террористов, на эту опасность вообще не обращено внимания, не рассматривается в планах строительства новых ядерных станций. Кто захочет эти отходы у себя хранить?

Ирина Петерс: После закрытия Игналинской атомной станции Литва, оставшаяся без источника собственной дешевой электроэнергии и из экспортера превратившаяся в ее импортера, ведет переговоры с Польшей, Латвией и Эстонией о совместном строительстве на своей территории новой АЭС. Говорит директор Института литовской энергетики Эугениюс Ушпурас:

Эугениюс Ушпурас: Совершенно новая станция, выбрано уже две площадки, одна примерно, где 3-4 блок, начиналась строиться с другой стороны станции. Уже сейчас выбраны международные консультанты, так что процесс идет. Мы будем строить новую станцию в Литве.

Ирина Петерс: Планы Белоруссии строить АЭС рядом с Вильнюсом следует отменить, так как это весьма опасный эксперимент, утверждают белорусские эксперты, выполнившие независимые исследования. Кстати, в самой Литве активисты уже собрали около 25 тысяч подписей граждан против этих планов. Проект не принят по экологическим, техническим и юридическим причинам, он содержит грубые нарушения - утверждает ответственный секретарь белорусской независимой экологической комиссии Татьяна Новикова.

Татьяна Новикова: Белорусская общественность, люди, граждане очень остро чувствуют свою ответственность перед дружественным литовским народом, перед соседним народом за тот объект, который строится у границ Литвы. Наши эксперты, ученые, общественность обеспокоены этим. Мы не разделяем такой точки зрения, что кто-то поставил объекты у нашей границы, теперь давайте строить у границ соседнего государства. Как показали уроки Чернобыля, у атомной беды нет государственных границ и границ стройплощадок. Атомная индустрия убеждает нас, что если произойдет авария, то ее последствия не распространяются дальше 4 километров. Не пришло еще время забывать чернобыльские уроки. Белорусский народ, как пострадавший от чернобыльской аварии, может сегодня засвидетельствовать, что все обещания о безопасности ядерных станций – это неправда. Мы и сегодня ощущаем последствия Чернобыля, будем их еще долго ощущать. Потому что вся территория Белоруссии сегодня загрязнена. И даже те зоны, которые были раньше чистыми, загрязнены радиацией и радионуклиды растащили по всей стране, даже там, куда они естественным путем не дошли. Поэтому говорить сегодня о безопасности ядерной энергетики преждевременно. Нет таких объектов, где доказана абсолютная безопасность и безвредность. Более того, ядерная индустрия не выполнила ни одного обещания перед обществом, что эта энергия будет дешевой, что она будет безвредной. Наоборот энергия дорогая, запасы урана природного исчерпаемы, уран растет в цене. И все новые и новые доказательства вредности радиации, пусть они скрываются в России и Белоруссии, но они не скрываются в Европе, они не скрываются в Америке.

Ирина Петерс: Вопросы об энергопотоках, и строительстве атомных станций, в частности, являются предметом переговоров на высшем уровне и нередко - рычагом давления в большой политике. Центральной темой на недавних переговорах российского премьера (по его инициативе) с президентом Литвы Далей Грибаускайте было предложение Владимира Путина вместе участвовать в строительстве Балтийской АЭС в Калининградской области. Литовский руководитель ответила отказом, сославшись на планы создания собственной станции.
Председатель литовской Конфедерации промышленников Бронисловас Лубис призывает не политизировать хозяйственные вопросы и не шантажировать оппонентов, а, наоборот, – кооперироваться. В энергетике это рано или поздно станет неизбежным, считает он.

Бронисловас Лубис: Меньше будет политических факторов, которые иногда муссировались не только в Литве, но и в Европейском союзе, и с российской стороны. Конечно, в итоге все это будет объединено. Электроэнергетика требует друг от друга помощи. Сейчас мы хотим соединить европейские цепи через Польшу. Сегодня мы не имеем балтийского рынка по электроэнергетике, таких систем, которые были бы выгодны и России, и балтийским странам, и Европейскому союзу.

Ирина Петерс: Литовский промышленник Бронисловас Лубис обращает внимание на новые технологии в атомной энергетике, например, – мини-АЭС, которые гораздо дешевле больших и менее опасны. Их активно разрабатывают японские ученые, считающие, что именно за миниатюрными атомными станциями – будущее. Однако противники развития атомной энергетики в любой форме, помня об уроках Чернобыля, не отказываются от своих принципиальных доводов. Вновь слово активисту литовской Коалиции общественных экологических организаций Линасу Вайнису.

Линас Вайнис: Чернобыль продемонстрировал, что ядерное загрязнение не имеет границ. И мы призываем всех высказываться против ядерного развития.

Ирина Петерс: Оппоненты ваши говорят о необходимости все большего получения электроэнергии, аппетиты людей и стран растут.

Линас Вайнюс: Энергетические отчеты долговременные показывают, что есть большая потребность в все более эффективном использовании энергии имеющихся источников. Мы призываем правительства всех стран кооперироваться, сотрудничать в развитии неядерных решений обеспечения энергией.

Ирина Петерс: 26 апреля, когда отмечалась очередная годовщина Чернобыльской аварии, Линас вместе с литовскими и российскими коллегами проводил в Вильнюсе пикеты возле посольства Белоруссии, России и правительства Литвы. Вот что во время этих акций по телефону рассказал он и его московский единомышленник.

Линас Вайнюс: Проводили протест против строительства Балтийской атомной станции. Приглашаем правительство России остановить этот проект, сделать общественные слушания во всех соседних странах об альтернативных способах развития энергетики в этом регионе.

Ирина Петерс: Фактически началось строительство Балтийской АЭС?

Линас Вайнюс: Только заложили камень символический. Они должны эти планы передумать. Это строительство вряд ли выгодно российскому обществу.

Ирина Петерс: Российский премьер Владимир Путин с вами бы сильно поспорил. Он считает, что это именно то, что нужно, и призывал Литву присоединиться к строительству.

Линас Вайнюс: Есть еще много миллионов других жителей России, у которых свое мнение. Радиоактивные отходы потом в России выбрасываются в тех местах, где российское правительство не живет, где высокие чиновники не живут. Все ядерные станции новые, которые могут возникнуть, одинаково опасны и неприемлемы. Займет некоторое время, пока общественность поймет эту опасность. Люди, которые кругом ходят, мы им раздаем листовки. Все говорят, что они нас поддерживают, хорошо понимают, почему мы протестуем.

Ирина Петерс: Линас Вайнюс передает телефонную трубку своему российскому коллеге Андрею Ажаровскому, члену объединения Экозащита.

Андрей Ажаровский:
Мы выступаем против того, чтобы строились атомные станции, в том числе рядом с территорией Литвы, я говорю про Балтийскую атомную станцию. В Калининграде проходили тоже процессы, был пикет, там люди не за атомную станцию. Я физик по образованию, участвовал именно в оценке реакторной части, в Калининграде строят по экспериментальному проекту, такого реактора никогда в мире не было. Я был членом экспертизы белорусской атомной станции по этому же проекту, который хотят сооружать на другой границе Литовской республики. Реактор экспериментальный, значит никто не может доказать ни на словах, ни в рекламных лозунгах, а на практике, что этот реактор безопасный. Я приехал сюда, чтобы вместе с литовскими экономическими организациями вместе в день Чернобыля напомнить про то, что произошло 24 года назад и предотвратить то, что вдруг это бы повторилось на другой атомной станции. Для того, чтобы не допустить новых Чернобылей, надо не строить новых станций и закрывать старые.

Ирина Петерс: Может быть перевешивает прагматизм? Это же колоссальное количество рабочих мест.

Андрей Ажаровский: Для калининградцев при строительстве атомной станции ограничатся земельными работами, землекопами. Все остальное будут делать специалисты корпорации "Росатом". Атомную станцию не строят не профессионалы. Рабочие места – это никак не аргумент. Есть критическая категория. Если бы даже было выгодно продавать детей в рабство, это бы никогда не стали делать, потому что это нельзя делать. Точно так же нельзя строить атомные станции. Это значит вешать на будущие поколения, на наших детей, внуков, правнуков проблему атомных отходов, которые никто не решил. Жить в таком месте и думать, взорвется, не взорвется и следить за направлением ветра, куда сейчас идет выход из атомной станции, на нас или наших соседей. Нельзя покупать людей. "Росатом" это делает. Это могущественная корпорация, она поддерживается государством. Если в России так же, как в Литве сейчас, закроют все атомные станции, то людям жить станет лучше и денег в госбюджете станет больше, и энергию в состоянии получать из других источников. В России не развивается получение энергии из возобновляемых источников энергии. Это неэффективно, это плохо. Мы должны это делать.

Ирина Петерс: Секретарь белорусской независимой экологической комиссии Татьяна Новикова напоминает:..

Татьяна Новикова: Вопрос ответственности перед потомками. Мы произвели один раз энергию, мы ее потратили, а вред от этой энергии распространится на 24 тысячи лет. Нет таких причин сегодня, которые могут нас убедить в том, что это нам необходимо. Мы с вами не умираем от голода, от холода, мы можем экономить электроэнергию, мы сжигаем ценные ресурсы энергетические, у нас горит свет днем. И мы хотим строить еще атомную станцию. Не нужно забывать уроки Чернобыля. Мы не только помним эти уроки, но мы не хотим новых АЭС.
XS
SM
MD
LG