Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт Максим Шеин – о "засекречивании" Резервного фонда и курсе рубля


"Тающие" резервы Минфина засекречивают.
"Тающие" резервы Минфина засекречивают.
Правительство России своим постановлением позволило Минфину скрывать информацию о доходах Резервного фонда и Фонда нацблагосостояния до 1 февраля 2012 года, а сведения о формировании средств этих фондов – до 1 января 2013 года. Подобная информация сразу же породила массу конспирологических версий. Одна из них – сведения о суверенных фондах оказываются "засекреченными" до окончания следующих президентских выборов.

Интернет-сайт "Особая буква" обнародовал текст постановления правительства, позволяющего Минфину скрывать от россиян информацию о суверенных фондах. Практически одновременно на конференции в Вашингтоне первый вице-премьер Игорь Шувалов сделал заявление агентству Bloomberg, что рубль будет укрепляться в течение 3-5 лет. По этой причине, по словам Шувалова, российское правительство вынуждено будет укреплять конкурентоспособность российской промышленности, повышая тарифы на импорт.

Экс-зампред ЦБ Сергей Алексашенко в своем блоге дал резкую отповедь высказываниям Шувалова. По его мнению, Банк России действует в ущерб стране, повышая курс рубля, и защитить российские товары сейчас можно только на внутреннем рынке. Кроме того, по мнению Алексашенко, несмотря на высокие цены на нефть, внешнеторговое сальдо России может сжаться до нуля через полтора-два года – аккурат между парламентскими и президентским выборами. Разобраться в хитросплетениях российской макроэкономической политики Радио Свобода помог начальник аналитического отдела инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Максим Шеин:

– Что касается "сокрытия" данных о состоянии Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, то Минфин по действующему законодательству не обязан публиковать эти данные. Видимо, он продолжит публиковать их еще какое-то время, но в любой момент может это дело прекратить. В какой - нетрудно догадаться. Как только какой-то из этих фондов начнет стремиться к нулю. И вернется к прежней практике, когда ситуация с накоплением средств нормализуется. 2012 год – это год президентских выборов в России. Естественно, что обнародование данных о том, что в Фонде национального благосостояния или Резервном фонде к этому времени не осталось средств, или о том, что они стремятся к нулю, станет не самой лучшей информацией для электората. Но есть ли прямая связь между решением Минфина и выборами, можно только догадываться.

Не знаю, стоит ли говорить о каком-то фиаско самой идеи этих фондов и накопления в них нефтегазовых доходов, потому что мировые цены на нефть остаются высокими и, по всей видимости, такими и останутся. Я думаю, многое станет ясным в тот момент, когда в Минфине, если такое произойдет, прекратят публикацию данных о фондах.

Возможно, что полученное Минфином право не публиковать данных о фондах вызвано тем, что сейчас ситуация с государственным долговыми бумагами не очень хорошая. Может быть, Россия не хочет сейчас "светиться" и, например, что-то из вложенного в фонды - скажем, американские облигации - без особенной огласки продать.

Возможно, здесь присутствует желание застраховаться от обвинений в неэффективном вложении средств фондов.

Что касается заявления Шувалова об укреплении конкурентоспособности отечественной промышленности с помощью тарифов на импорт, очевидно, что такие меры помогут защитить российские компании только на внутреннем рынке. Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, надо производить продукцию дешевле, чем конкуренты, и иметь дешевую валюту, как Китай. Конкурентоспособность может поддерживать дешевая рабочая сила и сырье, как в России.

С утверждением Сергея Алексашенко о том, что Банк России сознательно укрепляет рубль, вредя экономике, трудно согласиться, поскольку рубль укрепляется по независящим от ЦБ причинам: притоку нефтедолларов и притоку спекулятивного капитала. Что же касается текущей политики Центробанка, то он стоит на страже рубля в том смысле, что не дает ему укрепляться. Без этих усилий процесс укрепления рубля был бы еще более стремительным.

Что касается обозначенного Шуваловым периода укрепления рубля в течение 3-5 лет, то следует помнить: такие заявления отражают консолидированную позицию властных структур. К этому нельзя относится как к 100-процентому ориентиру.

Загадывать, будет ли укрепление столь длительным или нет – не стоит. Напомню, что стоило России первый раз в жизни принять трехлетний бюджет, как тут же разразился кризис, который заставил все эти параметры пересматривать. Точно так же нельзя предсказывать, что внешнее сальдо "сожмется" до нуля через полтора-два года.

Дело в том, что изменение курса рубля от самой России, на самом деле, мало зависит, так как зависимость ее экономики от цен на нефть и других внешних факторов в результате кризиса только увеличилась.
XS
SM
MD
LG