Ссылки для упрощенного доступа

Следы взрывов привели в Дагестан


Взрывы в московском метро привели следователей на Северный Кавказ.
Взрывы в московском метро привели следователей на Северный Кавказ.
Следственный комитет при прокуратуре России сообщил в четверг, что правоохранительным органам известны все лица, причастные к терактам в московском метро 29 марта этого года. По предварительным данным, следы этих преступлений ведут в Дагестан. Вместе с тем ранее появлялись сообщения о том, что организаторами терактов в Москве, дагестанском Кизляре и ингушском Карабулаке выступили одни и те же люди.

Следователям СКП России совместно с ФСБ и милицией удалось установить не только личности террористок-смертниц, подорвавшихся в вагонах метро на "Лубянке" и "Парке культуры", но и тех, кто сопровождал их до места преступления. Портреты этих людей составлены. "Принимаются все необходимые меры к их обнаружению и задержанию", – заявил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре России Владимир Маркин.

Ранее сообщалось, что смертницы приехали в Москву из Дагестана. По данным федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета, взрыв на "Парке культуры" совершила Джанет Абдурахманова, 1992 года рождения, проживавшая в Хасавюртовском районе Дагестана. Теракт на "Лубянке" совершила Мариам Шарипова, 1982 года рождения, уроженка села Балахани Унцукульского района Дагестана, жена Магомедали Вагабова, которого в правоохранительных органах называют главарем банды, действующей на территории Дагестана.

Руководитель дагестанского отделения общества "Мемориал", главный редактор газеты "Свободная Республика" Заур Газиев с осторожностью оценивает успехи следствия:

–У нас есть масса поводов, чтобы не очень доверять выводам прокуратуры. Такие скоропалительные заявления возможны только в двух случаях: либо вы сами причастны к организации этих терактов, либо вы подгоняете какие-то результаты под следствие, которое явно не провели полностью. Почему мы должны верить, когда убитого человека объявляют участником или организатором теракта? Если это действительно так, пусть его возьмут живьем и предъявят обществу его признательные показания или другие веские аргументы.

Известно, что по крайней мере один из причастных к взрывам в метро боевиков был уничтожен 26 апреля в Хасавюртовском районе Дагестана. Оперативники опознали его по записям камер наблюдения, установленных в метрополитене, и по фотороботу. Информационные агентства, ссылаясь на источники в спецслужбах, сообщали, что этот человек сопровождал двух террористок-смертниц в Москву. То обстоятельство, что люди, объявленные организаторами или соучастниками совершения терактов, все чаще оказываются убитыми в результате спецопераций (во всяком случае, об этом заявляют представители власти), у Заура Газиева вызывает вопросы:

– Меня несколько настораживает то, что все люди, называемые участниками, или организаторами, или пособниками этих терактов, убиты. А вдруг готовятся другие атаки? Почему нельзя было поймать этих людей и заставить их дать показания? Почему не узнать причины, по которым эти люди организовывают теракты? Почему нет попытки побороться с этими причинами?

По подозрению в причастности к терактам в федеральный розыск объявлен Анвар Шарипов – брат смертницы, взорвавшей себя на станции метро "Лубянка". Журналисты приводят версию, по которой Шарипов сопровождал террористку до метро. Однако сам Шарипов успел дать интервью "Новой газете", в котором отрицает свою причастность к происшедшему. Он утверждает, что о взрывах узнал только из выпусков новостей и даже представить не мог, что одной из смертниц стала его сестра.

Обозревателя газеты "Время новостей", специализирующего на освещении событий на Северном Кавказе, Ивана Сухова не удивляет то, что Шарипов, заявляющий о своей непричастности к терактам, скрывается от следствия:

– В ситуации с расследованием московских взрывов чуть ли не впервые демонстрируются какие-то признаки компетентности, скорости, ответственности – всего, чего обычно ждут от следствия. Часто бывает, что никого не могут найти месяцами, и поэтому вешают, как говорится, всех собак на первого попавшегося убитого боевика. Что касается Анвара Шарипова, то его страх понятен. И огромное количество людей на Кавказе находятся в лесу именно по той причине, что они боятся выйти, боятся того, как с ними будут работать оперативники после того, как они явятся с повинной. Очень много людей не по убеждениям там находятся, а именно из страха попасть в руки милиции.

Вместе с тем пришло сообщение из Ингушетии, где накануне были задержаны предполагаемый главарь бандгруппы и его пособник, подозреваемые в совершении 5 апреля теракта у здания отделения внутренних дел Карабулака. Ранее информационные агентства со ссылкой на источник в силовых структурах связывали теракты в Москве, Кизляре и Карабулаке, указывая, что их организовали одни и те же лица. В этом сомневается представитель ингушской оппозиции Магомет Хазбиев:

– Если бы в Следственном комитете сидели специалисты, способные за считанные дни раскрывать такие дела, то и никаких терактов не было бы. А для того чтобы списывать это на Ингушетию или на соседние регионы, Кремль сажает на местах лояльных себе людей. Мы прекрасно знаем, что творится с братьями Хидриевыми, обвиняемыемыми в организации подрыва "Невского". Недавно у нас появилась информация – и "Кавказский узел", и наш сайт об этом писали – под какими пытками, под каким давлением этих людей заставляют брать на себя вину. Но они до сих пор не дали признательных показаний. Мы прекрасно знаем, какими методами делается такая работа.

Ответственность за теракты в московском метро взял на себя боевик Доку Умаров. В Интернете размещена видеозапись, где террорист утверждает, что теракты были ответом на "резню, устроенную русскими оккупантами". В результате взрывов 29 марта на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры" погибли 40 человек, 160 признаны пострадавшими.
XS
SM
MD
LG