12 мая состоялось открытие 63-го Каннского кинофестиваля, самого престижного международного смотра мирового кино. Жюри возглавляет в этом году Тим Бертон, в главной конкурсной программе – 19 фильмов, два из них сняты русскоязычными режиссерами.
Родившийся в Белоруссии украинский режиссер Сергей Лозница, ранее известный как документалист, 19 мая представит в Каннах свою первую игровую работу – ленту "Счастье мое", рассказ о приключениях заблудившегося в российской глухомани шофера-дальнобойщика. Средств в России на съемки фильма Лозница не нашел, его лента - украинско-немецко-голландская совместная продукция.
Вот что думает о "национальной принадлежности" своего фильма и искусства в целом сам Сергей Лозница:
- Для себя я не очень отделял документальное и игровое кино. И то, и другое - это все равно один феномен, это кино. Другое дело, что игровое кино делается немножко по-другому, и делать его гораздо сложнее, как я это узнал сейчас, чем документальное. Это не порядок выше информативная емкость. Когда я подавал заявку на финансирование кратины в российское Министерство культуры, мне отказали. Ну хорошо, тогда я ищу другие возможности. Вот познакомился с Олегом Хоханом, он предложил мне снять картину. Нашел я деньги также в Германии и в Голландии. И какая разница? У нас на картине, например, работали граждане 10 стран, и каждый интересен был своим взглядом, каждый пришел из своей культуры
- Эстония, Литва, Германия, Голландия, Румыния, Польша. И мне это очень интересно. И какая национальная прописка у картины?
- По-моему, это сейчас начинает терять какой-то смысл. У произведений искусства доиндустриальной эпохи не было никакой национальной прописки, потому что нации, как понятия, не было, потому что государства еще не не формировались. Нация формируется тогда, когда идея появляется, когда появляется государство, границы. Это понятие больше политическое, не имеющее отношения к искусству.
Тургенев жил во Франции, и что - он французский писатель? Набоков - швейцарский писатель? Бродский - американский поэт? Смешно! Видимо необходимо о чем-то другом говорить и что-то другое смотреть, когда вы говорите о принадлежности произведения искусства. Может быть, культурная традиция. Это имеет больше смысла, чем принадлежность к той или иной стране.
В программе фестиваля – фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2", ставший в России, как и следовало ожидать, предметов общественной дискуссии и вызвавший самые противоречивые отклики. И сам Михалков, и его болельщики рассчитывают на успех "великого фильма о великой войне" в Каннах. В отличие от принятой на этом фестивале практики, лента Михалкова уже идет в прокате, это не премьера, а такое в каннском конкурсе случается редко. Это подтвердил и работающий на кинофестивале московский кинокритик Валерий Кичин:
- Это не совсем жесткое правило, но конечно, Каннский фестиваль очень активно старается блюсти "право первой ночи". Но исключения бывали. Скажем, фильм Педро Альмодовара несколько лет назад был в испанском прокате и потом вышел в Канне. Такие случаи бывали. То, что сделано исключение в данном случае, это, по крайней мере, не ЧП. Хотя бывает это редко. Другое дело, что французская фирма, которая будет раскручивать картину на Западе и будет обеспечивать ей мировой прокат, надеялась, что, если фильм придет в Канн, как национальный хит, то это, конечно, пойдет на пользу.
- Никита Михалков является одним из организаторов фестиваля русского кино или программы русского кино, которая проходит в Каннах довольно успешно - в русской манере, с водочкой, икоркой, музыкой. Это как-то может сказаться на симпатиях жюри?
- Я думаю, что любое личное общение режиссера со своими коллегами всегда идет на пользу и сказывается на судьбе картин, это просто неизбежно. Если вспомнить историю этих русских фестивалей в Канне, то Никите Михалкову ведь зачем-то очень понадобился этот фестиваль. Дело в том, что он существовал и до Никиты Михалкова, его вел совершенно другой человек, гораздо менее знаменитый, вел очень успешно. Я сам однажды был на этом фестивале. Здесь был и театр, и кино, и все это было прекрасно. Но потом Никите Михалкову почему-то понадобилось это делать, и он просто элементарно отнял этот фестиваль и его присвоил. Наверное, с какой-то далеко идущей целью.
- Когда в программе фестиваля фильм Никиты Михалкова и что сейчас говорят критики?
- Фильм поставлен, к сожалению, на 22 мая, на субботу. Это предпоследний день фестиваля, накануне объявления призов. Почему я говорю - к сожалению? На любом фестивале обязательно будут какие-то фильмы попадать на предпоследний день. В Канне это имеет особое значение. В частности, крупнейшие мировые киножурналы, такие как Screen International или Movie Pictures, или Hollywood Reporter. Они здесь выдают ежедневные выпуски и ведут какие-то свои рейтинги, выстраивается некая иерархия ценностей по ходу фестиваля. Какие-то фильмы становятся аутсайдерами, какие-то становятся лидерами пока в представлении экспертов, журналистов, аккредитованных на фестивале, критиков. Кроме того, появляются ежедневные рецензии. Все это обрывается за три дня до фестиваля. Все журналы, как один, перестают выходить и уезжают. Количество журналистов резко уменьшается на фестивале, потому что все те, кто не связан с ежедневной прессой или радио, необходимостью ежедневно освещать фестиваль, они считают за благо заняться какими-то другими делами и уезжают из Канн. На самом таком пике борьбы вдруг это напряжение спадает.
Вот что произойдет с фильмом Михалкова. Он выйдет в вакууме. Мы не получим мировую прессу по ходу фестиваля. Соответственно, эта пресса, отзывы рецензентов не смогут побочно как-то повлиять на настроения самого жюри, которое, конечно, не может не учитывать общественное мнение.
- Может быть, мы излишне строго относимся к Никите Михалкову? В конце концов, каждый крупный фестиваль - это столкновение честолюбий, связей, даже если Никита Михалков и занимается каким-то прямым или непрямым лоббированием своего фильма. Может быть, в этом нет ничего плохого. Он же не один, наверное, такой?
- Конечно. Я не хотел бы быть заподозренным в каком-то предвзятом отношении к Михалкову, потому что сам же на этом фестивале 15 лет назад очень искренне болел за его картину "Утомленные солнцем-1", которая тогда получила Гран-при. Это было очень приятно - чинно болеешь за своих. В данном случае я бы тоже с удовольствием болел за картину Михалкова, если бы я мог хотя бы немножко принять ее идеологический посыл. А сейчас я просто надеюсь, что в мире этот идеологический посыл раскусят, поймут, увидят и оценят по достоинству.
- Ваши коллеги-критики в России говорят о том, что это кулуарные разговоры о том, что Никите Михалкову обещан, по крайней мере, утешительный приз за участие в фестивале. Понятно, что, может быть, режиссер такого уровня для России не может вернуться сейчас с пустыми руками в Москву. Такое может быть, как вы считаете?
- Честно говоря, не знаю. Вообще-то, мне очень хотелось бы надеяться, что на фестивалях идет чистая игра. Но, памятуя, скажем, историю с "Золотым львом" на Венецианском фестивале, который был якобы присужден Никите Михалкову за фильм "12", я боюсь, что возможны любые варианты, во всяком случае, все можно подать так, как это хотелось бы тому или другому лицу. Потому что все-таки известно, что фильм "12" не получал "Золотого льва". "Золотого льва" получил лично Никита Михалков тогда в числе других, по-моему, пять или шесть режиссеров мира крупных получили этих "Золотых львов" по случаю юбилея Венецианского кинофестиваля - и все. "Золотого льва" получил тогда фильм Энга Ли. Поэтому вполне возможно, что какие-то планы на этот счет или надежды какие-то лелеются Никитой Михалковым и какая-то почва для этого готовится. Другой вопрос, пойдет ли жюри, Каннский фестиваль хоть на какие-то компромиссы. Хотелось бы надеяться, что нет.
Родившийся в Белоруссии украинский режиссер Сергей Лозница, ранее известный как документалист, 19 мая представит в Каннах свою первую игровую работу – ленту "Счастье мое", рассказ о приключениях заблудившегося в российской глухомани шофера-дальнобойщика. Средств в России на съемки фильма Лозница не нашел, его лента - украинско-немецко-голландская совместная продукция.
Вот что думает о "национальной принадлежности" своего фильма и искусства в целом сам Сергей Лозница:
- Для себя я не очень отделял документальное и игровое кино. И то, и другое - это все равно один феномен, это кино. Другое дело, что игровое кино делается немножко по-другому, и делать его гораздо сложнее, как я это узнал сейчас, чем документальное. Это не порядок выше информативная емкость. Когда я подавал заявку на финансирование кратины в российское Министерство культуры, мне отказали. Ну хорошо, тогда я ищу другие возможности. Вот познакомился с Олегом Хоханом, он предложил мне снять картину. Нашел я деньги также в Германии и в Голландии. И какая разница? У нас на картине, например, работали граждане 10 стран, и каждый интересен был своим взглядом, каждый пришел из своей культуры
- Эстония, Литва, Германия, Голландия, Румыния, Польша. И мне это очень интересно. И какая национальная прописка у картины?
- По-моему, это сейчас начинает терять какой-то смысл. У произведений искусства доиндустриальной эпохи не было никакой национальной прописки, потому что нации, как понятия, не было, потому что государства еще не не формировались. Нация формируется тогда, когда идея появляется, когда появляется государство, границы. Это понятие больше политическое, не имеющее отношения к искусству.
Тургенев жил во Франции, и что - он французский писатель? Набоков - швейцарский писатель? Бродский - американский поэт? Смешно! Видимо необходимо о чем-то другом говорить и что-то другое смотреть, когда вы говорите о принадлежности произведения искусства. Может быть, культурная традиция. Это имеет больше смысла, чем принадлежность к той или иной стране.
В программе фестиваля – фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2", ставший в России, как и следовало ожидать, предметов общественной дискуссии и вызвавший самые противоречивые отклики. И сам Михалков, и его болельщики рассчитывают на успех "великого фильма о великой войне" в Каннах. В отличие от принятой на этом фестивале практики, лента Михалкова уже идет в прокате, это не премьера, а такое в каннском конкурсе случается редко. Это подтвердил и работающий на кинофестивале московский кинокритик Валерий Кичин:
- Это не совсем жесткое правило, но конечно, Каннский фестиваль очень активно старается блюсти "право первой ночи". Но исключения бывали. Скажем, фильм Педро Альмодовара несколько лет назад был в испанском прокате и потом вышел в Канне. Такие случаи бывали. То, что сделано исключение в данном случае, это, по крайней мере, не ЧП. Хотя бывает это редко. Другое дело, что французская фирма, которая будет раскручивать картину на Западе и будет обеспечивать ей мировой прокат, надеялась, что, если фильм придет в Канн, как национальный хит, то это, конечно, пойдет на пользу.
- Никита Михалков является одним из организаторов фестиваля русского кино или программы русского кино, которая проходит в Каннах довольно успешно - в русской манере, с водочкой, икоркой, музыкой. Это как-то может сказаться на симпатиях жюри?
- Я думаю, что любое личное общение режиссера со своими коллегами всегда идет на пользу и сказывается на судьбе картин, это просто неизбежно. Если вспомнить историю этих русских фестивалей в Канне, то Никите Михалкову ведь зачем-то очень понадобился этот фестиваль. Дело в том, что он существовал и до Никиты Михалкова, его вел совершенно другой человек, гораздо менее знаменитый, вел очень успешно. Я сам однажды был на этом фестивале. Здесь был и театр, и кино, и все это было прекрасно. Но потом Никите Михалкову почему-то понадобилось это делать, и он просто элементарно отнял этот фестиваль и его присвоил. Наверное, с какой-то далеко идущей целью.
- Когда в программе фестиваля фильм Никиты Михалкова и что сейчас говорят критики?
- Фильм поставлен, к сожалению, на 22 мая, на субботу. Это предпоследний день фестиваля, накануне объявления призов. Почему я говорю - к сожалению? На любом фестивале обязательно будут какие-то фильмы попадать на предпоследний день. В Канне это имеет особое значение. В частности, крупнейшие мировые киножурналы, такие как Screen International или Movie Pictures, или Hollywood Reporter. Они здесь выдают ежедневные выпуски и ведут какие-то свои рейтинги, выстраивается некая иерархия ценностей по ходу фестиваля. Какие-то фильмы становятся аутсайдерами, какие-то становятся лидерами пока в представлении экспертов, журналистов, аккредитованных на фестивале, критиков. Кроме того, появляются ежедневные рецензии. Все это обрывается за три дня до фестиваля. Все журналы, как один, перестают выходить и уезжают. Количество журналистов резко уменьшается на фестивале, потому что все те, кто не связан с ежедневной прессой или радио, необходимостью ежедневно освещать фестиваль, они считают за благо заняться какими-то другими делами и уезжают из Канн. На самом таком пике борьбы вдруг это напряжение спадает.
Вот что произойдет с фильмом Михалкова. Он выйдет в вакууме. Мы не получим мировую прессу по ходу фестиваля. Соответственно, эта пресса, отзывы рецензентов не смогут побочно как-то повлиять на настроения самого жюри, которое, конечно, не может не учитывать общественное мнение.
- Может быть, мы излишне строго относимся к Никите Михалкову? В конце концов, каждый крупный фестиваль - это столкновение честолюбий, связей, даже если Никита Михалков и занимается каким-то прямым или непрямым лоббированием своего фильма. Может быть, в этом нет ничего плохого. Он же не один, наверное, такой?
- Конечно. Я не хотел бы быть заподозренным в каком-то предвзятом отношении к Михалкову, потому что сам же на этом фестивале 15 лет назад очень искренне болел за его картину "Утомленные солнцем-1", которая тогда получила Гран-при. Это было очень приятно - чинно болеешь за своих. В данном случае я бы тоже с удовольствием болел за картину Михалкова, если бы я мог хотя бы немножко принять ее идеологический посыл. А сейчас я просто надеюсь, что в мире этот идеологический посыл раскусят, поймут, увидят и оценят по достоинству.
- Ваши коллеги-критики в России говорят о том, что это кулуарные разговоры о том, что Никите Михалкову обещан, по крайней мере, утешительный приз за участие в фестивале. Понятно, что, может быть, режиссер такого уровня для России не может вернуться сейчас с пустыми руками в Москву. Такое может быть, как вы считаете?
- Честно говоря, не знаю. Вообще-то, мне очень хотелось бы надеяться, что на фестивалях идет чистая игра. Но, памятуя, скажем, историю с "Золотым львом" на Венецианском фестивале, который был якобы присужден Никите Михалкову за фильм "12", я боюсь, что возможны любые варианты, во всяком случае, все можно подать так, как это хотелось бы тому или другому лицу. Потому что все-таки известно, что фильм "12" не получал "Золотого льва". "Золотого льва" получил лично Никита Михалков тогда в числе других, по-моему, пять или шесть режиссеров мира крупных получили этих "Золотых львов" по случаю юбилея Венецианского кинофестиваля - и все. "Золотого льва" получил тогда фильм Энга Ли. Поэтому вполне возможно, что какие-то планы на этот счет или надежды какие-то лелеются Никитой Михалковым и какая-то почва для этого готовится. Другой вопрос, пойдет ли жюри, Каннский фестиваль хоть на какие-то компромиссы. Хотелось бы надеяться, что нет.