Александр Николаевич Башлачев родился 27 мая 1960 года в Череповеце, 17 февраля 1988 года покончил жизнь самоубийством. Википедия пишет о нем: "Поэт, автор и исполнитель песен. Один из самых ярких представителей русского рока".
21 мая в московском Доме художника, 28 мая - в Череповце, в ДК металлургов, пройдут концерты памяти Башлачева. А в издательстве "Амфора" вышла новая посвященная ему книга: "Александр Башлачёв - человек поющий". К печати ее подготовил Лев Наумов, создатель одноименного сайта в Интернете:
– Первая часть книги – это тексты Александра Башлачева, причем впервые мы их приводим по рукописям. В предыдущих известных изданиях было написано, что тексты приводятся по авторским спискам. Однако эти списки не сохранились, – и просто воспроизводить то же самое, что было уже неоднократно опубликовано, мне показалось достаточно абсурдным. Поэтому подавляющее большинство текстов я приводил по рукописям, по распечаткам друзей, которые были правлены рукой Александра. Удалось найти далеко не все тексты; некоторых из них нет в принципе, к сожалению.
В книгу впервые включены 11 текстов, которые до того не публиковались вообще никогда. Первым приводится шуточный студенческий текст Александра, – и вот набирая обороты, от каких-то юношеских попыток, мы приходим к его самым серьезным текстам. Это все располагается в хронологическом порядке и позволяет, наверное, достаточно точно представить себе его творческий путь.
Во второй части книги приводится биография поэта. Ее удалось воссоздать благодаря многочисленным интервью, которые я брал у разных людей (у родственников, знакомых), благодаря публикациям однокурсников, публикациям людей, которые его видели в Свердловске. Из всего этого удалось выстроить последовательность событий его жизни. Это текст абсолютно не беллетристический – сухой перечень фактов, я бы так сказал.
В третьей части книги приводится список выступлений Александра. Удалось более или менее достоверно восстановить около 80-ти его выступлений – где они проходили, когда, кто там был, а также то, какая часть выступлений была издана.
В четвертой части представлена библиография, посвященная Александру. Она содержит, в частности, его работы как журналиста, статьи о нем, статьи о его творчестве и посвящения ему других авторов. В пятую часть книги включено шесть интервью самого Александра Башлачева.
– Посвящения, то есть – стихи?
– Стихи, ссылки на альбомы живописи. Я встречал довольно много рисунков, посвященных ему.
– Но я не понимаю, где вы взяли 11 новых текстов?
– Есть некоторое количество текстов в черновиках и тетрадках Башлачева, которые хранятся в архиве семьи поэта; по рекомендации семьи, были выбраны именно эти тексты. Один из текстов, как раз самый первый – "Разлюли-малина" - пришел из Свердловска. Это примерно 1978 год.
– А тексты, которые публикуются впервые – они никогда не были песнями?
– Некоторые из них он исполнял. Например, "Окоп" ( есть несколько набросков трек-листов на концерты) и "Поэтам" (не путать с известной песней "На жизнь поэтов") он исполнял как песни. А остальные… По крайней мере, нет даже косвенных тому подтверждений, но исключать этого тоже нельзя.
– Когда вы получили дополнительные 11 текстов, что-то изменилось в вашем восприятии?
– По крайней мере, некий момент мне кажется совершенно таинственным – момент, который можно датировать с точностью до нескольких месяцев. Как будто бы тумблер внезапно был переключен. Я бы сказал, что до этого "переключения" стихи не были выдающимися, они были средними. Если говорить о тех стихах, которые стали потом песнями группы "Рок-сентябрь", то многие из них были просто плохими; по воспоминаниям родственников и друзей, Башлачев их впоследствии стеснялся. Очень странно сопоставлять то, что было до того, и то, что было после. Если, скажем, неосведомленному человеку дать эти тексты и спросить, написал ли их один человек, – на мой взгляд, абсолютно исключено, что он догадается.
– Никто из людей, с которыми вы разговаривали, не дает объяснений тому, что это было?
– Есть многочисленные воспоминания о том, как Александр сам объяснял это - упоминания о "столбах света" и тому подобном. Это свидетельствует, главным образом, о том, что он сам не понимал, что происходит. И тем ценнее, тем интереснее это, мне кажется.
По материалам программы "Поверх барьеров - Российский час".
21 мая в московском Доме художника, 28 мая - в Череповце, в ДК металлургов, пройдут концерты памяти Башлачева. А в издательстве "Амфора" вышла новая посвященная ему книга: "Александр Башлачёв - человек поющий". К печати ее подготовил Лев Наумов, создатель одноименного сайта в Интернете:
– Первая часть книги – это тексты Александра Башлачева, причем впервые мы их приводим по рукописям. В предыдущих известных изданиях было написано, что тексты приводятся по авторским спискам. Однако эти списки не сохранились, – и просто воспроизводить то же самое, что было уже неоднократно опубликовано, мне показалось достаточно абсурдным. Поэтому подавляющее большинство текстов я приводил по рукописям, по распечаткам друзей, которые были правлены рукой Александра. Удалось найти далеко не все тексты; некоторых из них нет в принципе, к сожалению.
В книгу впервые включены 11 текстов, которые до того не публиковались вообще никогда. Первым приводится шуточный студенческий текст Александра, – и вот набирая обороты, от каких-то юношеских попыток, мы приходим к его самым серьезным текстам. Это все располагается в хронологическом порядке и позволяет, наверное, достаточно точно представить себе его творческий путь.
Во второй части книги приводится биография поэта. Ее удалось воссоздать благодаря многочисленным интервью, которые я брал у разных людей (у родственников, знакомых), благодаря публикациям однокурсников, публикациям людей, которые его видели в Свердловске. Из всего этого удалось выстроить последовательность событий его жизни. Это текст абсолютно не беллетристический – сухой перечень фактов, я бы так сказал.
В третьей части книги приводится список выступлений Александра. Удалось более или менее достоверно восстановить около 80-ти его выступлений – где они проходили, когда, кто там был, а также то, какая часть выступлений была издана.
В четвертой части представлена библиография, посвященная Александру. Она содержит, в частности, его работы как журналиста, статьи о нем, статьи о его творчестве и посвящения ему других авторов. В пятую часть книги включено шесть интервью самого Александра Башлачева.
– Посвящения, то есть – стихи?
– Стихи, ссылки на альбомы живописи. Я встречал довольно много рисунков, посвященных ему.
– Но я не понимаю, где вы взяли 11 новых текстов?
– Есть некоторое количество текстов в черновиках и тетрадках Башлачева, которые хранятся в архиве семьи поэта; по рекомендации семьи, были выбраны именно эти тексты. Один из текстов, как раз самый первый – "Разлюли-малина" - пришел из Свердловска. Это примерно 1978 год.
– А тексты, которые публикуются впервые – они никогда не были песнями?
– Некоторые из них он исполнял. Например, "Окоп" ( есть несколько набросков трек-листов на концерты) и "Поэтам" (не путать с известной песней "На жизнь поэтов") он исполнял как песни. А остальные… По крайней мере, нет даже косвенных тому подтверждений, но исключать этого тоже нельзя.
– Когда вы получили дополнительные 11 текстов, что-то изменилось в вашем восприятии?
– По крайней мере, некий момент мне кажется совершенно таинственным – момент, который можно датировать с точностью до нескольких месяцев. Как будто бы тумблер внезапно был переключен. Я бы сказал, что до этого "переключения" стихи не были выдающимися, они были средними. Если говорить о тех стихах, которые стали потом песнями группы "Рок-сентябрь", то многие из них были просто плохими; по воспоминаниям родственников и друзей, Башлачев их впоследствии стеснялся. Очень странно сопоставлять то, что было до того, и то, что было после. Если, скажем, неосведомленному человеку дать эти тексты и спросить, написал ли их один человек, – на мой взгляд, абсолютно исключено, что он догадается.
– Никто из людей, с которыми вы разговаривали, не дает объяснений тому, что это было?
– Есть многочисленные воспоминания о том, как Александр сам объяснял это - упоминания о "столбах света" и тому подобном. Это свидетельствует, главным образом, о том, что он сам не понимал, что происходит. И тем ценнее, тем интереснее это, мне кажется.
По материалам программы "Поверх барьеров - Российский час".