24 мая в городе Иванове открылся 4-й Международный кинофестиваль, который носит имя Андрея Тарковского и называется "Зеркало".
В конкурсной программе - 10 фильмов, все - премьеры. Жюри состоит всего из четырех человек, возглавляет его президент кинофестиваля в Пусане Дон Хо Ким. Россию представляет картина Евгения Эпштейна "Переселенец". Пока что ее видел только главный отборщик фестиваля Сергей Лаврентьев:
– Пари, этнический немец приезжает в Германию, по-моему, с Урала. Пытается адаптироваться там; не получается. Финал рассказывать не буду.
– Но при этом она российского производства.
– Да, там российские деньги. Немецкого там – только места съемок и некоторые актеры. Кстати, в фильме играет Гари Бэра, один из актеров Фассбиндера.
– Я смотрю список: из десяти фильмов пять сняты в копродукциях – причем с каждым годом число стран-участников, по моим впечатлениям, все больше и больше. Раньше, допустим, было написано Россия-Германия. Теперь – Россия-Германия-Швейцария-Украина-Таджикистан. Создается впечатление, что через несколько лет в скобках мы будем писать "производитель - весь мир". Что это такое?
– Это впечатление совершенно верное. Дело в том, что люди ищут деньги на производство фильма и очень часто их не находят в пределах своей страны. В России это тоже будет.
* * *
Очень интересной кажется программа документального кино. Она называется "Рождение искусства", в ней - картины о Татьяне Дорониной, Андрее Смирнове, Петре Тодоровском, а также дилогия, посвященная Аркадию Северному: одна часть - фильм о нем самом, вторая - о работе над памятником Северному, который будет открыт в Иванове в июне.
Фестиваль проходит не только в Иванове, но и в городках области: Плесе, Кинешме, Шуе, Родниках. И, конечно, в том месте, в котором родился Андрей Тарковский - в Юрьевце. Билеты недорогие, от 70 рублей. На показах обыкновенно яблоку негде упасть: из уст в уста передают легенду о том, как Инне Чуриковой подставляли стул - свободных мест не было.
Марина Тарковская показала книгу, изданную по итогам научной конференции, которая сопутствовала предыдущему фестивалю, и рассказала об атмосфере фестиваля "Зеркало":
– Конечно, интересна всегда поездка в Завражье, на родину Андрея Арсеньевича. Он родился именно в Завражье, это напротив Юрьевца, это была когда-то тоже Ивановская область. Там музей Флоренского и Тарковского в одном здании. Всегда интересны поездки в Юрьевец. Там проходит заключительный концерт с фейерверками: кони скакали, собаки выбегали на сцену, мотоциклы – но это уже не из области Тарковского; а собаки и кони, конечно, связаны с его творчеством. Так что много было интересного.
В этом году президентом фестиваля стал Павел Лунгин:
– Тарковский – это действительно единственное имя, которое знают все. Если бы люди на Западе знали о существовании этого фестиваля – как на чеховский фестиваль они едут, вот точно так же они со всего мира потянулись бы на фестиваль Тарковского.
Тарковский - это все-таки образ художественного, авторского кино. Он изобретатель кино для души, о душе, о внутреннем состоянии человека. Очевидна его подчеркнуто некоммерческая направленность и подчеркнуто антицензурная направленность. Причем цензура экономическая бывает похлеще, чем идеологическая. Мы должны снова возвращаться к культу режиссера-творца, а не режиссера-исполнителя, потому что в этом – сила кино. Русского, российского.
В конкурсной программе - 10 фильмов, все - премьеры. Жюри состоит всего из четырех человек, возглавляет его президент кинофестиваля в Пусане Дон Хо Ким. Россию представляет картина Евгения Эпштейна "Переселенец". Пока что ее видел только главный отборщик фестиваля Сергей Лаврентьев:
– Пари, этнический немец приезжает в Германию, по-моему, с Урала. Пытается адаптироваться там; не получается. Финал рассказывать не буду.
– Но при этом она российского производства.
– Да, там российские деньги. Немецкого там – только места съемок и некоторые актеры. Кстати, в фильме играет Гари Бэра, один из актеров Фассбиндера.
– Я смотрю список: из десяти фильмов пять сняты в копродукциях – причем с каждым годом число стран-участников, по моим впечатлениям, все больше и больше. Раньше, допустим, было написано Россия-Германия. Теперь – Россия-Германия-Швейцария-Украина-Таджикистан. Создается впечатление, что через несколько лет в скобках мы будем писать "производитель - весь мир". Что это такое?
– Это впечатление совершенно верное. Дело в том, что люди ищут деньги на производство фильма и очень часто их не находят в пределах своей страны. В России это тоже будет.
* * *
Очень интересной кажется программа документального кино. Она называется "Рождение искусства", в ней - картины о Татьяне Дорониной, Андрее Смирнове, Петре Тодоровском, а также дилогия, посвященная Аркадию Северному: одна часть - фильм о нем самом, вторая - о работе над памятником Северному, который будет открыт в Иванове в июне.
Фестиваль проходит не только в Иванове, но и в городках области: Плесе, Кинешме, Шуе, Родниках. И, конечно, в том месте, в котором родился Андрей Тарковский - в Юрьевце. Билеты недорогие, от 70 рублей. На показах обыкновенно яблоку негде упасть: из уст в уста передают легенду о том, как Инне Чуриковой подставляли стул - свободных мест не было.
Марина Тарковская показала книгу, изданную по итогам научной конференции, которая сопутствовала предыдущему фестивалю, и рассказала об атмосфере фестиваля "Зеркало":
– Конечно, интересна всегда поездка в Завражье, на родину Андрея Арсеньевича. Он родился именно в Завражье, это напротив Юрьевца, это была когда-то тоже Ивановская область. Там музей Флоренского и Тарковского в одном здании. Всегда интересны поездки в Юрьевец. Там проходит заключительный концерт с фейерверками: кони скакали, собаки выбегали на сцену, мотоциклы – но это уже не из области Тарковского; а собаки и кони, конечно, связаны с его творчеством. Так что много было интересного.
В этом году президентом фестиваля стал Павел Лунгин:
– Тарковский – это действительно единственное имя, которое знают все. Если бы люди на Западе знали о существовании этого фестиваля – как на чеховский фестиваль они едут, вот точно так же они со всего мира потянулись бы на фестиваль Тарковского.
Тарковский - это все-таки образ художественного, авторского кино. Он изобретатель кино для души, о душе, о внутреннем состоянии человека. Очевидна его подчеркнуто некоммерческая направленность и подчеркнуто антицензурная направленность. Причем цензура экономическая бывает похлеще, чем идеологическая. Мы должны снова возвращаться к культу режиссера-творца, а не режиссера-исполнителя, потому что в этом – сила кино. Русского, российского.