Ссылки для упрощенного доступа

Почему люди верят в чудеса (Екатеринбург)


Екатерина Петрова: В Екатеринбург зачастили зарубежные "маги". В прошлом году на Урал привозили индийского йога по имени Пилот Баба. Его приезд широко и бескорыстно освещался региональной прессой. Сообщалось, что он может находиться в состоянии клинической смерти рекордное количество времени, а также обходиться сутками без воздуха - под землей или водой. Между тем, если зайти в англоязычный сегмент интернета, то можно найти огромное количество разоблачающих материалов о деятельности этого человека. Пилота Бабу индийские СМИ не раз обвиняли в постановке своих чудесных опытов и, более того, в махинациях с грязными деньгами. Например, телеканал СиЭнЭн-АйБиЭн. Екатеринбург приняла йога благодарно. Некоторые готовы были даже всё продать имущество и ехать в его ашрамы в Индию.

Ну а в этом году на Урал привезли европейского эзотерика - "чудо-доктора" Роберта Джерарда, который своим прикосновением "активировал нити ДНК". Отбоя от желающих воздействовать на свое ДНК не было, даже, несмотря на высокую стоимость - от 3 до 8 тысяч за одно занятие. Любой человек любой эпохи хочет верить в чудо и это вполне объяснимо. Однако расцвет подобных увлечений происходит обычно в обществе, испытывающем проблемы, и неуверенном в завтрашнем дне, - считает доктор философских наук Елена Степанова.

Елена Степанова: Настроения очень широко распространены. Как правило, в достаточно критические периоды развития того или иного общества или в период, когда люди просто не чувствуют себя уверенными по тем или иным причинам в своей жизни. Все хотят, чтобы все было сегодня. В нормальном обществе (условно говоря) есть определенное понимание, что для решения сложных вопросов требуется время. Это не бывает завтра утром. Если у людей есть потребность в каком-то чуде, в каком-то внешнем решении их проблем, возможность быстрого решения их проблем, то это означает, что в целом ситуация в обществе несколько психически нездорова.

Екатерина Петрова: Гастроли подобных целителей в России никак и никем не регламентируются. Они просто могут приехать и устроить встречу со своими адептами. Юридически законы в данном случае не нарушаются. Если человек готов отдать деньги первому встречному, то это его личные проблемы. Пока заявления от потерпевших нет, никто не будет заниматься сферой так называемых магических услуг. Ни милиция, ни прокуратура, ни Роспотребнадзор. Иногда на целителей жалуются, рассказал нам руководитель Росздравнадзора по свердловской области Игорь Трофимов. Теоретически, по административному кодексу их можно привлечь, однако законодательная база в этой сфере явно хромает, отмечает Трофимов.

Игорь Трофимов: На сегодняшний день медицинская деятельность подлежит на территории Российской Федерации, вы знаете прекрасно, лицензированию. Данная деятельность не является медицинской. Поэтому они и работают без лицензии. Сфера, которую нужно обсуждать совместно и нам, как специалистам, которые в надзорных органах, медицинской деятельности, и юристам, прежде всего, и прийти к какому-то консенсусу. Потому что ведь у нас даже есть реестр народных целителей, которые наши народные целители. Я не говорю про зарубежные.

Екатерина Петрова: С тем, что в России не контролирует государство, на Западе, к примеру, вполне успешно справляется, прежде всего, само общество. Если по телевизору показывают сюжет о маге, который лечит прикосновениями, то это разоблачительный сюжет. В России же запросто можно увидеть целителя или гадалку чуть ли не на государственном канале. Они посоветуют вам, как достичь гармонии или приготовить чудодейственную настойку. Российское общество к подобным проявлениям настроено весьма толерантно, - говорит социолог Гарольд Зборовский. По его мнению, гастролей зарубежных "магов" и "йогов" в России будет становиться только больше.

Гарольд Зборовский: Государство хочет казаться сильным, а оно на самом деле слабое. А гражданское общество – нет. Оно только-только зарождается. И поэтому, на самом деле, контроля нет ни с той стороны (со стороны государственных структур), ни с этой стороны (со стороны элементов гражданского общества). А эти люди пользуются этой безнаказанностью, возможностью проникать таким образом. Они чувствуют, что есть поддержка. Если бы они чувствовали жесткий контроль и сопротивление, наверное, они бы так открыто не действовали.

Екатерина Петрова: Впрочем, есть мнение, что государство тем или иным образом потворствует расцвету мистических и эзотерических настроений в обществе. Это не только удобно в социальном отношении, но также выгодно финансово. Вспомнить хотя бы события вокруг т.н. фильтров Петрика, который имел протекцию на самом высшем уровне. Политолог Анатолий Гагарин согласен с тем, что определенная часть истеблишмента использует в своих интересах сложившуюся ситуацию, а с ней, безусловно, надо бороться, привлекая как общественные, так и государственные ресурсы.

Анатолий Гагарин: Объективно определенной части нашего истеблишмента выгодны подобные процессы, которые происходят в обществе. Чем бы, как говорится, дитя не тешилось, чем бы народ не баловался, лишь бы не устраивал митинги. Безусловно, нужен широкий общественный резонанс по поводу тех же самых фильтров чистой воды. Конечно, привлечение государственных структур, создание гибкого механизма противодействия, чтобы можно было не только разоблачать, но и запрещать, отслеживать, пропагандировать другие знания, выступать с опровержением подобных сектантов.

Екатерина Петрова: Эксперты отмечают еще один немаловажный момент. Если в 90-х годах люди верили в себя, а государство не мешало им достигать поставленных целей и зарабатывать деньги, то с началом двухтысячных ситуация поменялась. Россияне в нынешних условиях не так уверены в себе, и это тоже влияет на их страсть к мистике и эзотерике. Положение усугубляется клерикализаций общества, власти предлагают народу традиционные религиозные ценности, и это только подогревает ненаучное, мистическое мировоззрение, отмечают специалисты.

XS
SM
MD
LG