Ссылки для упрощенного доступа

Как относятся россияне к идее свободной продажи оружия



Ирина Лагунина: Исследовательская группа "Циркон" провела серию опросов по поводу отношения россиян к свободной продаже оружия. Как выяснилось, подавляющее большинство граждан эту идею не поддерживают, предпочитая другие способы обеспечения личной безопасности. По свидетельству социологов, подобное единодушие по другим поводам в обществе встречается довольно редко. В чем причины такого совпадения мнений? Каковы доводы сторонников и противников свободной продажи оружия? Как решается эта проблема в Соединенных Штатах Америки? Рассказывает Вероника Боде.

Вероника Боде: Дискуссии о возможности свободной продажи оружия идут в России уже два десятилетия. Однако социологическое исследование показало, что 83 процента россиян не приветствуют легализацию продажи оружия даже совершеннолетним, законопослушным и психически здоровым гражданам, как это практикуется в некоторых странах. Одобряют эту идею только 14 процентов опрошенных, среди них несколько выше, чем в других группах, доля мужчин и молодежи. Почему люди не приветствуют свободную продажу оружия? Об этом – директор исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин.

Игорь Задорин: Главным фактором, который определяет негативное отношение к свободной продаже оружия, является фактор ожиданий. Наше население вполне естественно ожидает увеличение роста преступлений, причем необязательно связанных с злым умыслом, иногда это и преступления, что называется, по неосторожности. То есть на самом деле они ожидают уменьшения безопасности в случае распространения свободной продажи оружия.

Вероника Боде: То есть получается, что эффект, по мнению большинства россиян, обратный тому, чего ожидают сторонники этой меры?

Игорь Задорин: Безусловно, именно так.

Вероника Боде: А есть ли у граждан желание покупать оружие?

Игорь Задорин: Сильно зависит от именно легализации. То есть на самом деле в настоящее время склонность не очень велика. Но если будет легализована свободная продажа оружия, то тогда число респондентов резко возрастает и доходит до 21% тех, кто готовы купить оружие в случае, если будет принят соответствующий закон.

Вероника Боде: О чем это говорит – о законопослушности россиян?

Игорь Задорин: Это говорит о том, что некоторые законы могут скорее провоцировать население на определенное поведение, а не наоборот ограничивать. То есть тогда, когда доселе запретное становится разрешенным, это означает, что возникает новая социальная норма. И граждане готовы следовать этой новой социальной норме, это значит можно. Раз можно, значит я это попробую.

Вероника Боде: Говорил социолог Игорь Задорин. А мы провели свой небольшой опрос. "Хотели бы вы иметь боевой пистолет? – на вопрос Радио Свобода отвечают москвичи.

Хотела бы. На пожарный случай надо было бы иметь оружие.

Я руками могу справиться.

Не хотела бы. У каждого человека бывает состояние аффекта или нервного срыва, когда он может воспользоваться не в каких-то целях, допустим, самозащиты. Я считаю, что это опасно.

Вообще говоря, продавать его нельзя. Мало ли кто что захочет.

Вы купили пистолет, у вас ребенок взял этот пистолет поиграть, мало ли что случится. Потом в Америке продают оружие, что, их спасает это?

Нет, потому что он все равно меня не спасет. В одиночку не нападают, а от группы не спасет, а потом, извините, не расхлебать проблемы будет, насколько правомерна была моя защита.

Я считаю, страшное дело.

Чтобы был, мало ли какие ситуации. Если касается дело семьи, ребенка, жизни, то не думаешь, накажут, не накажут.

Мне кажется, те структуры, которые имеют к этому отношение, те должны иметь, милиционеры должны иметь. Еще больше будет разгул преступности просто.

Хотел бы иметь. Милиция нас не защищает, поэтому мы должны сами себя защищать.

Вероника Боде: Прозвучали голоса москвичей. Теперь послушаем экспертов. Слово психологу Сергею Ениколопову, заведующему кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Сергей Ениколопов: Продажа оружия создает только иллюзию личной безопасности, а может способствовать только росту насилия в стране. При этом, я хочу подчеркнуть, что в стране и так уровень насилия чрезмерно высокий. Во-вторых, это дает возможность государству вообще убрать руки от такой важной проблемы, как обеспечение безопасности его граждан. Государство перекладывает на плечи граждан ответственность за их безопасность.

Вероника Боде: Но если государство не обеспечивает должного уровня безопасности в стране?

Сергей Ениколопов: То есть два пути. Один – браться за оружие. Другой путь – это требование от государства выполнения его основных функций – защита безопасности граждан данной страны.

Вероника Боде: Доводы психолога Сергея Ениколопова звучат довольно убедительно, особенно если учесть, что в последнее время в России все чаще неадекватно применяют оружие даже те, кому разрешено его иметь: сотрудники милиции, например. А вот Виктор Баранец, полковник в отставке, военный обозреватель газеты "Комсомольская правда", раньше тоже был противником свободной продажи оружия, но изменил свои взгляды.

Виктор Баранец: Мы прекрасно видим, что Россия все больше и больше превращается в бандитское государство, где нет совершенно ни защиты личности, ни защиты порядка, ни защиты частной собственности, где человеческая жизнь уже не стоит зачастую ничего. Мне кажется, если государство умно, подчеркиваю, умно, поэтапно, вдумчиво разрешит свободную продажу оружия, учитывая и психологические, и медицинские, и другие факторы, то в обществе может создаться некий фактор саморегуляции, когда еще сосунок, оторвавшийся от маминой сиськи, уже будет понимать, что если я полезу в чужую квартиру и возьму чужую игрушку, меня могут ударить по башке, я уже не говорю о взрослых людях. России, которая сейчас болеет глубоким законодательным нигилизмом, бандитизмом, рвачеством, нужен некий внутренний механизм самозащиты, основой которого и должны стать не только законы, но и его величество оружие.

Вероника Боде: Так думает полковник в отставке Виктор Баранец. Обратимся теперь к зарубежному опыту. О том, в каких взаимоотношениях с личным огнестрельным оружием состоят американцы, рассказывает наш корреспондент в Вашингтоне Алан Давыдов.

Аллан Давыдов: Соединенные Штаты можно с полным основанием назвать страной узаконенного культа огнестрельного оружия. Этот культ сложился исторически и закреплен законодательно. Историки считают, что если бы у гражданских лиц в 18 веке не было оружия, американцам было бы куда труднее подняться на борьбу с британским владычеством. Право каждого гражданина на владение огнестрельным оружием закреплено Второй поправкой к Конституции США. В стране в частном владении зарегистрировано около 300 миллионов единиц огнестрельного оружия, включая 100 миллионов пистолетов и револьверов. Это значит, практически по стволу на душу населения, включая младенцев. Но на самом деле оружие хранится дома примерно у 45 процентов американских семей. По мнению владельцев, оно обеспечивает им определенный уровень защиты от преступников, а также является хорошим средством досуга – охоты или спортивной стрельбы.
Сегодня правом на владение и ношение огнестрельного оружия обладают жители 40-ка из 50-ти американских штатов. Однако абсолютность такого права продолжает дискутироваться как на общественном, так и на правовом уровне. Оно по-разному регулируется законодательством разных штатов. Так, в ближайшие месяцы Верховный суд Соединенных Штатов должен принять решение о конституционности узаконенного 28 лет назад в Чикаго запрета на хранение и ношение ручного огнестрельного оружия. Два года назад Верховный суд вынес постановление об антиконституционности аналогичного запрета для столицы Соединенных Штатов, введенного в 1976 года для обуздания высокой преступности в Вашингтоне, но не оправдавшего себя. Видимо, высшей судебной инстанции в дальнейшем придется рассматривать не одно подобное дело. Так считает Дэниэл Уэбстер, сопредседатель исследовательского Центра политики в сфере огнестрельного оружия при университете Джонса Хопкинса в Балтиморе.

Дэниэл Уэбстер: Нам еще предстоит хорошо поработать в сфере законодательства. То, что стреляющие преступники на законных основаниях покупают оружие, не имеет никакого отношения к проблеме личного оружия. Проблема на самом деле состоит в размытости стандартов на право владения огнестрельным оружием. Что еще более важно - у нас практически отсутствует система ответственности торговцев оружием – именно они должны следить за тем, чтобы оно было продано только по-настоящему законопослушным и психически здоровым гражданам.

Аллан Давыдов: Сегодня в американском общественном мнении царит раскол, стоит ли давать правительствам штатов и местных юрисдикций полномочия по принятию законов, запрещающих продажу огнестрельного оружия и владения им. Согласно проведенному в марте общенациональному опросу Исследовательского центра Пью, 50 процентов респондентов возражают против права на такой запрет, а 45 процентов – приветствуют его. 46 процентов американцев считают более важным защитить права владельцев оружия; и столько же процентов – выступают за более жесткий контроль.
Еще более выразительны результаты проведенного почти одновременно на эту же тему опроса социологической Службы Расмуссена. 69 процентов опрошенных готовы отказать властям городов в праве запрета на владение оружием, и только 25 процентов придерживаются противоположного мнения.
Эти данные резко отличаются от картины общественного мнения в мае 1999 года, когда страна была в шоке от устроенной двумя подростками бойни в школе Коламбайн, штат Колорадо, в результате которой погибли 15 и были ранены 24 человека. Тогда 65 процентов американцев назвали контроль над оружием более важным, и только 30 процентов заявили, что прежде всего ценят свободу владения им.
Вообще рост благосклонности американцев к частному владению огнестрельным оружием, который устойчиво прослеживается в последние десятилетия, время от времени отступает, когда стрельба психически неуравновешенного одиночки приводит ко множеству жертв. Так было в 2007 году после бойни в Техническом университете штата Вирджиния. Так было в прошлом году, после стрельбы в штатах Нью-Йорк, Калифорния, Северная Каролина и Алабама.
С приходом в Белый дом Барака Обамы американские сторонники большей либерализации права владения оружием пришли в панику, считая Обаму самым "антиоружейным" президентом в истории страны. Они опасаются, что Обама и сохраняющееся пока демократическое большинство в Конгрессе, уже проявившие себя сторонниками усиления государственного регулирования, не сегодня-завтра законодательно ограничат свободу владения оружием, которая для этих людей во многом символизирует личную свободу. Как отмечали участники состоявшейся на днях конференции Национальной стрелковой ассоциации, лоббирующей интересы производителей оружия, в последние месяцы продажа огнестрельного оружия в частные руки резко возросла, к удовольствию его производителей. Говорит один из участников конференции Бадд Шредер.

Бадд Шредер: Обама оказался замечательным агентом по сбыту огнестрельного оружия. Сейчас стволы и боеприпасы раскупают даже те, кто раньше об этом и не помышлял. Просто люди считают, что администрация Обамы намерена либо конфисковать у них определенные виды оружия, либо затруднить их приобретение.

Аллан Давыдов: В свою очередь, Кампания имени Брэйди - ведущая общественная группа по предотвращению насилия с использованием огнестрельного оружия - по итогам первого года пребывания Барака Обамы у власти поставила ему крайне неудовлетворительную оценку за, как она выразилась, его "уход от проблем контроля над оружием". По заявлению президента группы Пола Хелмке, президент Обама, вопреки надеждам избирателей, пока не предпринял ничего для ужесточения проверки личности покупателей оружия, для перекрытия его нелегального оборота, для ограничения открытого ношения оружия, а также для принятия нового федерального запрета на производство, владение и импорт полуавтоматического оружия в целях использования гражданским населением. Напротив, Обама успел подписать законы, разрешающие ношение пистолетов на территории национальных парков и в пассажирских поездах.

Вероника Боде: Рассказывал Алан Давыдов, корреспондент РС в Вашингтоне. Как мы видим, в США оружие в доме – это традиция, причем довольно давняя. А вот российские социологи сделали вывод, что практика свободной продажи и ношения оружия является в целом чуждой местным стереотипам социального поведения, традициям и культуре. В качестве альтернативы большинство россиян выбирают превентивные или отпугивающие меры защиты: предпочитают, например, поставить бронированную дверь, завести собаку или носить с собой газовый баллончик.
XS
SM
MD
LG